12 февраля 2008
3477

Владелец заводов, портов, пароходов...

Подконтрольная Владимиру Лисину голландская компания Universal Cargo Logistics Holding B.V. (UCLH) завершила процесс приобретения 97,01% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и 100% акций четырех стивидорных компаний группы у ее прежних акционеров - также подконтрольной Лисину Jysk Stalindustry ApS и Chupit Limited.

Таким образом, на сегодняшний день транспортный холдинг UCLH контролирует группу компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", ОАО "Таганрогский морской торговый порт", а также является совладельцем ОАО "Универсальный Перегрузочный Комплекс" в порту Усть-Луга. Общий грузооборот компаний холдинга UCLH - более 14 млн тонн в год, планируемый объем перевалки грузов к 2010 году - не менее 45 млн тонн.

Более того, Jysk Stalindustri подала ходатайство в ФАС по поводу покупки 80% Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), контролирующей Северо-Западное пароходство (СЗП), судоходную компанию "Волжское пароходство", Волго-Балтийскую компанию и "Волга-флот танкер". "20% голосующих акций VBTH останется за Виктором Орловским и его партнерами, Владимиром Касьяненко и Ришатом Багаутдиновым", - уточнил аналитик "Собинбанка" Николай Сосновский. Стороны планируют закрыть сделку в первом полугодии этого года. Ее сумма не разглашается, но, по оценкам Сосновского, близка к $180 млн.

По словам директора UCLH Игоря Федорова, в задачу UCLH (через которую VBTH подконтрольна Лисину) входит консолидация транспортных активов. "Судя по всему, Лисин желает консолидировать судоходные и портовые активы в рамках одной компании. Почему это будет UCLH? - рассуждает эксперт ИК "Велес Капитал" Марина Иркли. - Вероятно, это связано с тем, что компания голландская, менеджмент, скорее всего, тоже голландский, и, соответственно, уже давно работает на рынке транспортных перевозок морским путем и обладает достаточным опытом, чтобы организовать эффективный бизнес".

"Мы ожидаем синергии с уже имеющимися активами", - заявил, в свою очередь, Сосновский, подчеркнув, что к списку контролируемых портов теперь присоединяются непосредственно транспортные компании. "Хотя данный бизнес довольно капиталоемкий (в связи с острой необходимостью обновления парка судов), мы расцениваем его как очень перспективный. В России речное пароходство всегда было одной из основ всех логистических цепочек. Развитие экономики и резкое повышение железнодорожных тарифов так или иначе потребует восстановления этого бизнеса, и его востребованность принесет хороший доход владельцам. В перспективе возможно создание крупной транспортной компании с листингом акций на бирже", - прогнозирует аналитик.

Немаловажно, что Владимир Лисин является основным бенефициаром ОАО "Hоволипецкий металлургический комбинат" (HЛМК). "Для металлургических и угольных компаний - таких, как Евраз, СУЭК и НЛМК, обеспечение транспортными активами является стратегической задачей", - полагает аналитик ИГ "Антанта Пиоглобал" Александр Чуриков.

"Для НЛМК позитивно возможное сокращение транспортных расходов, - развивает мысль Сосновский. - Мы предполагаем, что, хотя речной бизнес не аффилирован напрямую с НЛМК, комбинат будет пользоваться льготными тарифами для перевозок, что может на 10-15% сократить его затраты на логистику. Финансовым результатам НЛМК сделка, скорее всего, не повредит, т.к. является личной инвестицией господина Лисина. Соответственно затраты на компанию лягут на основного владельца, а не на комбинат. В свете прошедшей на рынках коррекции, акции НЛМК вновь становятся привлекательными для покупки".

После таких выводов не остается сомнений, что консолидация активов проводится не для последующей их продажи. "Мы считаем, что в будущем группа компаний ULCH станет крупнейшим игроком на рынке водного транспорта, и, возможно, выйдет на IPO, поскольку для модернизации флота необходимы немалые средства", - заявил Чуриков.

"Судя по приобретаемым активам, акционер НЛМК желает занять прочные позиции в северо-западном регионе, - уточняет Марина Иркли. - Покупка различных активов, в частности, пароходства, перевалочного комплекса, портов, выглядит вполне рациональным, т.к. это дает возможность оказывать комплексные услуги по транспортировке груза, а именно не только перевозку товара морем, но также стивидорные услуги и хранение".

"У UCLH есть все шансы превратиться в крупную транспортную группу, акции которой в дальнейшем можно будет разместить на бирже. Вероятно, для Лисина это вариант диверсификации рисков и вхождения в новую для него сферу деятельности - морские перевозки", - резюмируют в "Велес Капитал".

Напомним, что в начале ноября 2007 года был принят закон о создании портовых особых экономических зон, по которому планируется создание аэропортовых, портовых и одной-двух речных ОЭЗ. А с 1 февраля текущего года начался прием заявок на участие в конкурсе по портовым особым экономическим зонам (ОЭЗ). Итоги конкурса будут подведены в конце апреля. И не стоит удивляться, что активнность подконтрольных в портовой сфере Лисину компаний началась аккурат после объявления конкурса.

12/02/2008
Игорь Чубаха
www.rosbalt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован