Немного солнца в холодной воде
Получив приглашение на парадно-выходное заседание правительства с длинным-предлинным наименованием "О мерах по реализации... а также о Программе..." поступил в соответствии с анекдотом "Купил билет и не поехал": пришел, забрал документы и вернулся на более важное для меня заседание Государственной Думы.
Заветный шкаф с экономическими программами российского правительства пополнился еще одним экспонатом: "Правительство Российской Федерации. Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". Судя по названию, творческие замыслы нынешнего кабинета распространяются даже за рамки отведенного ему конституционного срока...
Первые страницы документа воскресили в памяти торжественную твердую поступь "Краткого курса", уверенными широкими мазками воссоздающего прошедшее, точным и емким слогом объясняющего настоящее и прорицающего светлое будущее:
"Экономические реформы в России начались на фоне глубокого кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в конце 80-х годов. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов хозяйственной активности, крупные структурные диспропорции, исчерпание ресурсов экстенсивного роста, бывших в течение десятилетий опорой планово-распределительной системы, завели страну в тупик, обусловили ее нарастающее отставание от развитых индустриальных стран. Дальнейшее сохранение распределительной системы лишало Россию исторической перспективы.
Попытки частичной либерализации планово-распределительной системы при сохранении ее основ, предпринятые в 1987-1988 годах, лишь углубили кризис. Вследствие запаздывания жизненно необходимых реформ возможности эволюционных преобразований были упущены. Подрыв финансовой системы и национальной валюты, нарастание до нетерпимых масштабов товарного дефицита стали одним из главных факторов распада СССР и к исходу 1991 года поставили экономику на край катастрофы. Нужны были решительные действия, чтобы не допустить сползания страны в экономический хаос, восстановить управляемость хозяйственных процессов и в перспективе создать условия для возобновления экономического роста.
Предпринятые в 1992 году меры позволили приступить к решению этих задач и положить начало радикальной экономической реформе в России, призванной обеспечить..." и т.д. и т.п.
Расчет, видимо, на то, что у читателя, завороженного потоком сладко журчащих слов, не возникнет и тени простых и естественных вопросов. Например, почему "отсталая" Россия, пребывавшая к тому же в глухом тупике, тратила на науку и образование в несколько раз больше, чем сегодня, когда она заняла "почетное место" чуть пониже Аргентины, но чуть повыше Тайланда? Почему "крупные структурные диспропорции" в экономике не только не сгладились за годы реформ, но наоборот - еще более усилились (объем сырьевых отраслей в общем объеме производства составил в 1994 году 20 процентов против 17 процентов в 1993 году). Почему рынок "насытился товарами", но потребление продуктов питания, и так не высокое по европейским меркам, упало почти в два раза?
По чьей вине "возможности эволюционных преобразований" были "упущены"? Ведь все руководители страны, начиная с Горбачева и кончая Гайдаром, обещали именно эволюцию, а не революцию. Кто именно виноват в "подрыве финансовой системы и национальной валюты", ставшем, как справедливо утверждается в Программе, причиной тяжелейшего кризиса в экономике и одним из факторов распада СССР? И почему это граждане России, получившие, наконец, "действенные стимулы хозяйственной активности", вместо того чтобы воспользоваться ими, стали умирать, не доживая до пенсионного возраста?
Скороговоркой упомянув о "трудностях и противоречиях реформ", авторы программы развертывают впечатляющую картину ее сияющих перспектив:
"За прошедшие годы российская экономика приобрела качественно новый облик, серьезно продвинулась по пути рыночных преобразований... Коренным образом изменилось положение на потребительском рынке... Розничный товарооборот в сопоставимых ценах соответствует уровню 1991 года... В структуре ВВП... резко вырос вес услуг, банковского сектора, финансовых институтов, жизненно необходимых для нормального функционирования рыночной экономики. Заработали, хотя и недостаточно устойчиво, валютный и фондовый рынки..."
Остается достаточно высоким, радуются авторы Программы, уровень накоплений населения. Правда эти накопления, замечается между прочим, "более чем на две трети за счет покупки иностранной валюты" и, стало быть, работают не на Россию - на экономику западных стран... Ну и разумеется (а как же без них), здесь же и "мост между инфляционным прошлым и инвестиционным будущим", и "период отступления заканчивается, начинается подготовка наступления". Не хватает лишь "пятилетки реформ"...
В основе правительственной программы - все тот же "трехэтапный" план построения капитализма, сформулированный еще Е.Гайдаром: этап "кризисного развития" (спад производства, разгул инфляции, падение инвестиционной активности), этап "стабилизации" (структурный кризис, депрессия, безработица), этап "возобновления экономического роста" (деловая активность, приток инвестиций, реальный рост производства, сбалансированный бюджет). Думские остряки давно уже добавили к ним "четвертый этап" - на кладбище...
По мнению авторов программы, первый этап уже окончился: "Особенность этого этапа состоит в том, что какие бы меры ни предпринимались Правительством, они не приносят видимых быстрых позитивных результатов". А коли так, то почему бы не объявить немедленно о начале второго этапа?
Правительственная программа, как и всякий коллективный труд, изобилует противоречиями. На с.18, скажем, утверждается, что "сокращение государственных расходов еще имеет немалые резервы", а чуть дальше, на с.30, читаем: "При прогнозировании расходов учитывалось, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на федеральном уровне практически невозможно". Отбив положенные поклоны любимой иконе Международного валютного фонда - "ликвидации государственного руководства экономикой", авторы осторожненько добавляют, что в определенных рамках и пределах оно все же еще неизбежно...
Социальный раздел программы, как тому и положено, доверху наполнен самыми разнообразными обещаниями. Видимо, забыв, что Верховный Совет это уже решал в 1991 году, правительство обещает собственникам недвижимости "бесплатную приватизацию занимаемых по минимальному нормативу земельных участков". Обманутым вкладчикам Сбербанка обещана программа восстановления сбережений... Теми же самыми устами, которые клеймили позором закон о восстановлении сбережений, принятый Государственной Думой!
Воодушевленное "значительными успехами в приватизации", правительство намерено продолжить эксперимент - внедрить ваучеры в сферу образования и в медицинское обслуживание населения. Несмотря на прямой запрет, наложенный Государственной Думой, правительство пообещало Международному валютному фонду "принять меры по стимулированию приватизации медицинских и образовательных учреждений".
Как это нередко бывает, момент откровенности в отношении социальной политики сверкнул совсем в другом разделе. Обосновывая необходимость и полезность банкротств, авторы программы пишут: "Ликвидация такого предприятия, продажа его имущества позволит... новым собственникам организовать бизнес на базе не обремененного обязательствами и социальной сферой имущественного комплекса". Другими словами, "социальная сфера" по-прежнему рассматривается правительством как досадная помеха и обуза для достижения неких "высших целей". А потому - долой ее с дороги!
И все же я бы не сказал, что вся Программа написана в духе рыночного цинизма и дежурного оптимизма. Есть в ней и редкие моменты откровенности. Так, перечеркивая обещание президента снизить инфляцию до уровня 7 - 7,5 процента в месяц в первой половине 1995 года и до уровня 1 - 2 процентов - во второй, чья-то рука бестрепетно вывела:
"Анализ показывает, что минимальные темпы инфляции, которые могут быть достигнуты при сохранении сложившейся практики финансирования бюджетного дефицита и нарастающем напряжении в финансовой системе, при усиливающемся давлении со стороны отраслей, регионов, крупных предприятий, вероятней всего будут не ниже 10-12 процентов в месяц, то есть не меньше, чем в среднем за 1994 год. Чем дальше, тем трудней будет бороться с инфляцией, уже сейчас практически истощившей резервы предприятий. Будут обостряться проблемы неплатежей и инвестиций, социального расслоения. Балансирование в состоянии неустойчивого равновесия, чреватого угрозой взрыва в каждый момент, затянется надолго, а экономика окажется перед опасностью вползания в длительную депрессию. Сохраняющиеся при этом неблагоприятные условия для инвестиций приведут к тому, что оживления производства в лучшем случае можно будет ожидать не ранее 1999-2000 годов..."
Как хорошо для правительства, что по новой Конституции ему уже не требуется защищать в парламенте свою экономическую программу!
Да не оскудеет рука дающего...
Оторвемся ненадолго от цитирования правительственной Программы ради не менее интересного документа - принятого Государственной Думой закона о федеральном бюджете на 1995 год.
Общие параметры бюджета таковы: доходы 175160,6 млрд. руб., расходы 248344,3 млрд. руб., дефицит 73183,7 млрд. руб. или 29,5 процента к расходам федерального бюджета.
Словно боец, возмужавший в боях, бюджет несет на себе шрамы и отметины прошлых экспериментов и неудачных экономических решений. Например, фонд социального развития Государственной налоговой службы и фонд развития таможенной системы Российской Федерации составляют - каждый! - около 2 трлн. рублей. А фонд борьбы с преступностью - весь! - всего 240 миллиардов. Потому разбухшие не по уму фонды социального развития пришлось нагрузить явно не свойственными им функциями - от содержания Службы внешней разведки до финансирования космических программ.
Бюджет достаточно жестко ограничил размер кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам - участникам СНГ. Установлено, что эти кредиты будут предоставляться в пределах средств, поступающих в виде процентных платежей в погашение основной задолженности по ранее предоставляемым кредитам.
Известно, что единственной строчкой предыдущего бюджета, по которой план был не только выполнен, но даже перевыполнен, оказались административно-управленческие расходы. Как выглядят эти строки в новом бюджете?
Судите сами: Администрации президента выделяются по бюджету 566,4 млрд. руб. Примерно столько же - 572,1 млрд. руб. - Управлению планирования и реализации специальных программ - одной из служб Администрации президента, которая идет по бюджету отдельной строкой. 772,5 млрд. руб. - "стоит" Федеральное агентство правительственной связи при президенте, 479 млрд. руб. - Главное управление охраны. Не забыта и Служба безопасности президента - это еще 33,7 млрд. руб. Так и хочется воскликнуть: дорогой наш президент! Для примера: Российская Академия наук "стоит" бюджету 691,5 млрд. руб., Министерство иностранных дел - 91,7 млрд.руб., Большой театр - 31,2 млрд. руб.
Не удовлетворившись более чем щедрыми ассигнованиями, выделенными его администрации, президент внес проект закона "О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией", в котором предусмотрено дополнительное материальное содержание гражданам "за выдающиеся достижения в области науки, техники, культуры, литературы, искусства и спорта". Вознаграждение устанавливается в размере от 5 до 10 минимальных окладов ежемесячно. Решение принимается президентом, выплата денег идет непосредственно из бюджета. И я могу точно предсказать, кто его получит... Прекрасное подспорье накануне избирательной кампании!
Как и всякий крупный финансовый документ, бюджет полон удивительных загадок. Я, например, никак не могу понять присутствие в нем отдельной строчки "Государственная компания "Российский цирк" (46,7 млрд. руб. на текущие расходы и еще 8 млрд. руб. - на капитальные вложения). В правительственной программе, которую мы только что усердно изучали, по этому поводу говорится: "Казенные предприятия будут создаваться на базе предприятий, производство продукции которых неэффективно по рыночным критериям, однако, жизненно необходимо для общества (входит в минимальные обязательства государства)". Однако, отодвинув плечом заводы по производству боеприпасов и фабрики по уничтожению химоружия, одним из первых казенных заводов стала... компания "Российский цирк", сугубо рыночная по своей сути. Любимчики правительства "вытаивают" при принятии бюджета, как подснежники по весне.
Еще одна загадка ожидает нас в приложении номер 10, где среди организаций, припавших воспаленной губой к бюджету, находим... Акционерное общество "Общественное российское телевидение" с весьма приличной суммой в 148,2 млрд. руб. Это при уставном капитале общества (напомним) в 10 млрд. рублей, из которых государству принадлежит (пока еще) 51 процент...
...Да не отсохнет рука берущего!
Пили, но морщились
Вы еще об этом не слышали? В государстве развернута беспощадная борьба с незаконными налоговыми льготами, преимуществами и послаблениями! А.Чубайс, вдохновитель всех наших побед, сообщил перед телекамерами, что отмена незаконных, необоснованных льгот, щедро розданных в свое время президентом и правительством, сохранила для бюджета около 4 триллионов рублей. Одни только льготы по импорту для спортивных организаций, превратившихся в ведущих импортеров спиртных напитков, стоили казне около 2 триллионов рублей...
Много это или мало? Сообщу для сравнения, что все доходы бюджета составили в 1994 году 86,3 трлн. рублей, в том числе доходы от экспортных и импортных пошлин - 5,8 трлн. рублей. То есть сумма потерь бюджета от незаконных льгот вполне сопоставима с доходами, которые получает бюджет государства от всего экспорта и импорта товаров. И еще несколько цифр: все расходы на науку составили в 1994 году 3 триллиона рублей... Почему так мало? Ответ на все один - у государства нет денег...
Достаю из папки упомянутые указы президента и постановления правительства, раскладываю на столе в хронологическом порядке... и начинает душить смех: "предоставить" - "упразднить" - "восстановить" - "отменить". И так по два, по три круга... На каком крыле самолета они подписывались? Под какую руку подлезали ласковые просители, подсовывая отвернутую авторучку? Где была служба охраны президента? Где - его неусыпные помощники, увенчанные званием "выдающихся интеллектуалов"? Указы можно подшивать в историю болезни - налицо клиническая картина невменяемости власти.
И еще одна любопытная деталь, укрывшаяся от внимания прессы: незаконные льготы были отменены за две недели до принятия закона о федеральном бюджете, в соответствии с которым они теряли силу. Как это важно в политике: прокукарекать ровно за пять минут до наступления рассвета!
Борьба с незаконными льготами закончилась раньше, чем началась. Указом от 28 февраля 1995 г., словно в насмешку названным "О мерах по укреплению финансовой дисциплины", Б.Ельцин провозгласил, что намерен и впредь предоставлять индивидуальные налоговые льготы. И тут же воспользовался этим правом - подписал пакет указов о льготах. Судя по номерам документов, между грозным указом, упразднившим незаконные льготы, и очередными указами об их предоставлении, лежали еще две-три каких-то бумаги...
К врачу, скорее к врачу!
27 марта 1993 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/57/1/Воруют-с!.htm