13 ноября 2006
1695

Владимир Карасев: Проект `Образование` делает ставку на лидеров и распространяет опыт лучших

Сегодня в кабинете консультанта отдела общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Самарской области Владимира Карасева почти тихо. На протяжении нашей беседы он всего три раза отвечал на звонки: что-то объяснял, поддерживая коллег, советовал. А совсем недавно телефон буквально разрывался от звонков. И причина тому - конкурс в рамках нацпроекта. Точнее конкурсы, но даже не они как таковые, а их результаты.

Школа заждалась внимания со стороны государства. Когда Президент РФ подписал Указ "О денежном поощрении лучших учителей общеобразовательных учреждений", а вслед за ним вышло постановление Правительства РФ "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", стало понятно - дождались.

Суета вокруг субсидий завертелась каруселью. Губернское Министерство образования начало заниматься созданием экспертных комиссий, учителя - сбором документов. Школы засели за проекты. И в назначенное время все у всех было готово.

В конкурсе могли принять участие только те учителя, кто обладал оределенными данными. Среди критериев отбора: учительский стаж не менее трех лет, высшая или первая квалификационная категория, профессиональная поддержка коллег. Отбирая, ориентировались на динамику достижений за последние три года, результативность классного руководства, использование инфокоммуникационных технологий. На суд экспертной комиссии было представлено 368 работ. Подчиняясь логике пропорций, а число победителей в конкурсе определялось пропорционально числу городских и сельских школьников, в этом году в числе лучших было названо 199 учителей городских и сельских школ. Напомним, цифра по России - 10 000 учителей, призовой фонд - 1 млрд.руб.

И тут мы подходим к самому пикантному моменту - работе конкурсной комиссии. Одно описание критериев регионального этапа конкурсного отбора лучших учителей занимает четыре страницы. В его основу легли определяющие пункты федерального документа об оценке лучших учителей. К чести составителей среди критериев отбора названы как количественные, так и качественные показатели работы учителя. Причем, последние, порой косвенно. Например, критерий "результаты психолого-педагогического мониторинга" оценивается одним баллом. Учитель делает мониторинг. А если делает, значит, строит классное руководство, опираясь на мониторинг. Ну, а если опирается, то думает.

Можно представить, сколь большой труд - оценить работы, присланные на конкурс, по всем 40 пунктам. И, разумеется, не меньший труд собрать конкурсную комиссию, в состав которой должны входить представители общественных организаций.

- Сейчас мы начинаем формирование конкурсной комиссии для отбора лучших учителей и школ, внедряющих инновационные технологии, на 2007 год. И знаете, сталкиваемся с той же проблемой, - признался Владимир Карасев. - В положении об организации и проведении конкурсов особо выделяется участие в работе экспертных комиссий общественных организаций. Что мы только ни делаем, чтобы их привлечь. Не идут.

Общественные организации скорее склонны контролировать, чем участвовать в процессе: сказывается поведенческий стереотип сторонних наблюдателей. А уж если участвовать, то непременно "с пользой", чтобы поставить высокие баллы "своим" конкурсантам. Такие попытки пресекались на подступах. Конкурсные работы распределялись таким образом, что представители экспертной комиссии из одного муниципального округа оценивали работы своих соседей.

По условиям конкурса, в комиссии должны работать учителя и представители общественных организаций: ассоциации родителей, попечителей, выпускников, профсоюзных организаций работников наробраза и науки. Но пока роль общественных организаций в проведении конкурсов довольно пассивна.

Как формировалась оценка? При создании комиссии договорились, что одну работу смотрят три человека, и каждый ставит свою оценку. Порой разбег по баллам мог дойти до двух десятков. Устраняли разбег, привлекая к оценке работ других экспертов. Оценивали в два, три, четыре этапа, пока не приходили к разнице в оценках не больше 10 баллов.

Точно также было и на конкурсе школ.

- Когда началась игра в миллион, школы рванули. И те, кому нужен миллион, и те, кому нет, - рассказывает Владимир Карасев. - Здесь же дело не только в миллионе, но и в общественном признании. Победить в национальном проекте интересно всем. Однако как дальше жить с этой победой и как потратить миллион, директора школ не знали. Та головная боль, которую они получили в нагрузку к победе, трудно соотносится с суммой приза.

Напомним, что в губернии 60 школ стали миллионниками из 126 заявивших свои материалы на конкурс. И каждая интересна своим проектом, своими достижениями, возможностями, условиями для внеурочной деятельности, инновационными образовательными программами.

Можно себе представить, что изменить что-либо в школе всего на миллион сложно. Не будем забывать, что финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы.

Но приобрести оборудование не так просто. Финансовое законодательство за этим строго следит. О чем идет речь? О том, что школа имеет право свободно распоряжаться суммой до 60 тысяч рублей. Если сумма покупки превышает установленный лимит, то ее надо проводить через котировочную комиссию, а это уже министерский конкурс. На сумму договора от 250 тысяч назначаются торги. Школа со своими маленькими по масштабам рынка суммами никому не интересна. Комиссия откладывается, время уходит. Хорошо, в Москве пошли навстречу школе и разрешили увеличить сумму закупки оборудования прямыми поставками до 200 тысяч рублей.

Время готовиться к следующему конкурсу. Владимир Карасев снова занят формированием конкурсной комиссии. И пока на просьбы предыдущих конкурсантов вернуть назад материалы отвечает отказом:

- Вот начнется конкурс следующего года, тогда, пожалуйста, забирайте. От серьезных конфликтов вокруг результатов конкурса, а у нас было огромное количество звонков, нас до сих пор уберегло то, что мы сделали их открытыми для всех. По любому запросу мы были готовы показать конкурсные работы. Они и сейчас открыты для всех. Позвоните в СИПКРО 247-21-21 и убедитесь в этом сами.

Я позвонила. Так и есть.
07 ноября 2006
Автор: Надежда Сергеенкова
Источник: РИА "Самара"Новости
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован