Выступление депутата ГД РФ, заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАСХН В.И.Кашина на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации на "Правительственном часе" по теме:
"О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по стабилизации и снижению цен на моторное топливо, газ, и тарифов на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период подготовки и проведения весенних полевых работ в 2005 году"
Сегодня правительство обвиняет в провале своей политики в части топливо- и энергообеспечения сельского хозяйства депутатов Государственной Думы: "дескать, законы не те принимаете". Считаю, что именно ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ несёт прямую ответственность за разрушение одной из стратегических отраслей народного хозяйства, каковым является Агропромышленный комплекс. Именно правительство повинно в том, что на селе запущен затратный механизм производства продукции, обусловленный подорожанием цен на топливо - энергетические ресурсы.
Как известно, главная задача и обязанность любого сельхозпроизводителя, используя машинные технологии, произвести конкурентоспособную продукцию, т.е. продукцию, имеющую высокое качество и невысокую себестоимость. В последние 2 года в структуре затрат на производство продукции растениеводства России доля материальных затрат составила более 65% и более 81% по животноводству. В среднем по России с 1990 года доля затрат на нефтепродукты в производстве растениеводческой продукции увеличились в 3,7 - 4,7 раза. В отдельные годы она достигала 20,4%. За последние 10 лет среднегодовые цены за 1 тонну на ДТ обогнали цены на пшеницу более, чем в 5,5 раз. Согласно динамике среднегодовых цен на ДТ, начиная с 1990 года они к 2005 году возросли в 128 раз, тогда как на зерно в 10 раз, на молоко - в 11,2 раза, на мясо - в 22,3 раза. Именно искусственно созданный частными нефтедобывающими, оптовозакупочными и транспортирующими и сбытовыми компаниями диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию при прямом невмешательстве, а, я бы сказал, попустительстве власти, является одной из главных причин разорения села, нерентабельности
его производства. При этом, государство безнаказанно разоряет село, выделяя ему на поддержку средства меньше всех серьёзных агропромышленных стран. В 25 раз меньше, чем в США, в 19 раз меньше, чем в странах ЕС. Чуть более 1% от расходной части бюджета, тогда как в Азербайджане 25%. Украина и республика Беларусь также выделяет достаточно средств своим АПК для поддержания расширенного воспроизводства сельхозпродукции.
Политику правительства в отношении АПК иначе, как геноцид, назвать нельзя
Поэтому более, чем жалким и беспомощным, а по сути бесплодными, выглядели постановления и деятельность ГД и позиция Правительства на обоих предшествующих пленарных заседаниях по рассматриваемому вопросу 1-го и 13-го апреля т.г. и на "Правительственном чесе" 25 мая 2005 г.
Одна только формулировка "О необоснованном росте цен на топливо...." говорит о полной безответственности, некомпетентности, нежелании и неспособности правительства и ГД не то чтобы что-то сделать, но даже принять возможные и необходимые решения административного или законодательного характера.
Представитель Правительства РФ А. Логинов, на пленарном заседании 1 апреля т.г. заявил буквально следующее: " до сегодняшнего момента Правительство не получало никаких заданий проработать этот сложный вопрос..... просим отодвинуть сроки по представлению конкретных решений по данному вопросу". Зам. Министра промышленности и энергетики Матеров И.С. (13 апреля) думает: "что этого паритета, диспаритета никто на самом деле не знает, цены складываются таким образом, как регулирует их спрос и предложение".
И это происходит тогда, когда полевые работы уже идут!
После Всероссийской акции протеста работников АПК 28 октября 2004 года мы сформулировали и передали Председателю Правительства и вице - премьеру требования селян о выделении 100 миллиардов рублей из Бюджета РФ, об устранении диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, о принятии ФЗ "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка" и об обязательном выполнении ранее принятых Федеральных программ. Правительство молчит до сих пор.
Сегодня окончательно высветилась позиция правительства по важнейшему для страны вопросу о материально-технической и финансовой поддержке АПК. Коротко она сводится к следующему.
Во-первых, диспаритета, как такового, нет.
Во-вторых, в рыночной экономике рынок сам всё отрегулирует и вмешательство государства недопустимо, несмотря на то, что оно, это самое государство, и народ только на диспаритете цен ежегодно теряет в среднем от 20 до 40 миллиардов рублей, которые в значительной степени попадают в карманы криминала и нефте-бензиновой мафии.
В-третьих, государство, признавая факты высокой монополизации топливного рынка и злоупотребления и картельных сговоров топливных компаний не в силах остановить хронический процесс роста цен.
В-четвёртых и окончательно, государство видит, что по всем социально-экономическим показателям сельское хозяйство в целом находится в катастрофическом положении и никаким образом не проявляет политической воли его поправить. Оно игнорирует мнение депутатов ГД "в течение полутора лет изменить ситуацию в АПК".
И здесь я полностью согласен с Министром сельского хозяйства А.В. Гордеевым, когда он уже говорит о морально-психологическом характере вопроса устранения диспаритета цен, в том числе на топливо, Действительно, под угрозой находится "уклад жизни под названием сельское хозяйство".
В этой связи от имени фракции КПРФ в ГД я ставлю вопрос "Об ответственности Правительства РФ за неудовлетворительное состояние и мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей моторным топливом, другими видами топливо - энергетических ресурсов и электроэнергией в период подготовки и проведения весенних полевых работ в 2005 году". Я обвиняю ведомства министров Грефа и Кудрина в том, что они сознательно тормозят выход фундаментального и крайне необходимого для села и страны в целом Федерального закона "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка". Именно эти ведомства проводят по - настоящему антирыночную политику. Так как рынок подразумевает формирование среды, где все его участники комфортно себя чувствуют в рамках здоровой конкуренции.
Сегодня для изменения сложившегося в АПК положения по топливо- и энергообеспечению производства необходимо:
1. Предложить Правительству в течение 10 дней принять действенные законодательные и другие меры по ограничению роста цен и тарифов на моторное топливо и др. ТЭР для сельского хозяйства и установлению их на уровне, обеспечивающем рентабельность сельскохозяйственного производства в зависимости от природно-климатических условий территорий.
2. Предложить Федеральной антимонопольной службе ужесточить контроль и санкции за нарушение антимонопольного законодательства в части необоснованного установления и повышения цен на топливо - энергетические ресурсы и электроэнергию.
3. В первом полугодии 2005 года восстановить необоснованно понесённые сельхозпроизводителями затраты на закупки ГСМ в размере 20 млрд. рублей за счёт средств Стабилизационного фонда.
4. Отменить акцизы и НДС на топливо, приобретаемое сельхозпроизводителями, что позволит снизить его цену не менее чем на 30%. При этом не потребуется дополнительного расхода бюджетных средств.
5. Принять Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в первом полугодии.
Прошлый и настоящий мировой и отечественный опыт однозначно свидетельствует о недопустимости устранения государства от регулирования экономики, в т.ч. в топливно-энергетическом комплексе. В той же Украине после ценового произвола не бензиновом рынке правительство активно и не без успеха вмешалось в деятельность сбытовых коммерческих структур. Или Норвегия, которая обладает уникальным опытом в сфере управления природными ресурсами и доходами, получаемыми от их использования. Там исходят из того, что природные ресурсы являются общенациональным достоянием и должны "работать на каждого норвежца". Доля собственности государства в крупнейших норвежских нефтегазовых операторах составляют от 44 до 71%. Государственной долей собственности управляет государственная компания, подчинённая непосредственно министерству нефти и энергетики. Успех норвежцев связан с тем, что нефтяные деньги попадают не в руки нескольких олигархов, а концентрируются в находящемся в распоряжении государства
нефтяном фонде, созданном в 1990 году с целью обеспечения будущих поколений норвежцев своей долей от разработки нефтяных ресурсов. В
настоящее время этот фонд располагает 160 млрд. долларов. Благодаря этому за недолгое время, прошедшее с момента начала эксплуатации нефтяных месторождений в начале 70-х годов, Норвегия превратилась из одной из самых бедных стран Европы в государство с одним из самых высоких уровней жизни. Без сомнения можно и необходимо вводить и госрегулирование и демонополизацию в ТЭКе в целом, включая и розницу, и оптовое звено.
В этой связи нельзя считать обоснованным резкое снижение статуса Министерства сельского хозяйства в правительстве, когда его руководитель, не будучи одновременно заместителем Председателя Правительства, потерял возможность эффективно влиять на финансово-экономическую защищённость этой важнейшей отрасли народного хозяйства, Полагаю, необходимо безотлагательно восстановить в Правительстве должность заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства.
И последнее. Мы не раз обращали внимание и правительства и ГД на абсолютную недостаточность бюджетного финансирования сельского хозяйства. Здесь же уместно сказать, что в России отсутствует законодательная база, обеспечивающая защиту граждан от голода, а государство от потери продовольственной независимости и возможности политического шантажа из-за отсутствия продуктов питания. Поэтому срочно нужно принять ФЗ "О продовольственной безопасности", где, так же как и в ФЗ "О развитии сельского хозяйства....", прописать гарантированные размеры достаточного бюджетного финансирования села.
ИА "КПРФ-news"
25.05.2005
http://www.cprf.info/news/party_news/33820.html