03 октября 2005
3204

Владимир Колесников: парламентская комиссия Северной Осетии по расследованию причин и обстоятельств теракта, совершенного в Беслане 1 сентября 2004 года, `существовала формально и своих задач не выполняла`.

Заместитель Генпрокурора Владимир Колесников объявил в пятницу на всю страну, что парламентская комиссия Северной Осетии по расследованию причин и обстоятельств теракта, совершенного в Беслане 1 сентября 2004 года, `существовала формально и своих задач не выполняла`. Во время пресс-конференции во Владикавказе он опроверг и показания ученика школы Сармата Худалова, который настаивал на том, что боевики заставляли его вытаскивать оружие из-под сцены в актовом зале, из чего вытекало, что террористы заранее завезли арсенал в здание. В подтверждение того, что боевики сразу приехали с оружием, Колесников рассказал, что следственный эксперимент помог установить, что все 32 террориста в полной амуниции могли уместиться в автомобиле ГАЗ-66, на каком они прибыли в Беслан.

Замгенпрокурора Владимир Колесников был направлен в Осетию в составе новой следственной бригады Генпрокуратуры после встречи президента РФ с родственниками детей, погибших в бесланской школе. В начале сентября Колесников торжественно пообещал, что следствие устранит все неясности в деле и все виновники теракта, вне зависимости от их должности, понесут наказание. `Мне больно отправлять на скамью подсудимых тех, кого я много лет знал, - говорил жителям Беслана г-н Колесников. - Но у меня рука не дрогнет. Не дрогнет, поверьте мне`.

На пресс-конференции Колесников сообщил, что будет проведена пожарно-техническая экспертиза теракта, на которой потерпевшие настаивали с самого начала расследования, доказывая, что именно пожар спровоцировал большое число жертв среди заложников. Впрочем, с момента трагедии прошел целый год - остов школы N1 поливали осенние и весенние дожди, а зимой засыпало снегом. И от улик, очевидно, мало что осталось. Кстати, еще год назад следователи довольно небрежно отнеслись к изучению следов преступления - обломки разрушенной школы сгребали при помощи экскаваторов и вывозили на свалку.

Напомним, что на сегодняшний день обвинения предъявлены единственному оставшемуся в живых террористу Нурпаши Кулаеву и нескольким милиционерам: начальнику РОВД Правобережного района Северной Осетии Мирославу Айдарову и его заместителю по общественной безопасности Таймуразу Мартазову, начальнику штаба РОВД Правобережного района Георгию Дряеву, начальнику РОВД Малгобекского района Ингушетии Мухажиру Евлоеву, его заместителям Багаудину Евлоеву и Ахмеду Котиеву, а также начальнику уголовного розыска Малгобекского района Хамзату Мамилову.

Причем глава РОВД Правобережного района Айдаров на момент захвата школы проработал на этом посту всего несколько недель, и у него просто не было достаточно времени, чтобы освоиться на новом месте. А вот обвиняемых из числа сотрудников ФСБ по-прежнему нет. Нынешний состав следственной бригады твердо придерживается первоначального курса расследования - виноваты в трагедии террористы и халатность местных милиционеров.

Колесников также заявил на пресс-конференции, что утверждения жителей Беслана о том, что в августе они видели посторонних людей, заносивших в школу какие-то тяжелые предметы, не вполне соответствуют действительности. По словам Колесникова, следствие установило, что ремонт школы, организованный главой администрации Беслана Олегом Габуевым, проводился сотрудниками школы и их родственниками. Кроме того, по просьбе директора школы Лидии Цалиевой была выделена команда газонокосильщиков, которых попросили занести в школу тяжелые балки. Именно этих людей, как считает Колесников, жители Беслана приняли за незнакомцев и окрестили пособниками террористов.

Кроме того, как сказал замгенпрокурора, `следственной группой было также установлено, что террорист, который держал в школе ногу на кнопке взрывателя, не мог быть уничтожен извне`. Тем самым он опроверг утверждение оставшихся в живых заложников о том, что снайпер, засевший на крыше, убил террориста, из-за чего и произошел взрыв. Колесников добавил, `окна в спортзале были непрозрачные, уничтожить террориста можно было только через одно разбитое окно, которое было с внутренней стороны завешено одеялом`.

Также, как сообщил г-н Колесников, 29 сентября 2005 года `проведен следственный эксперимент, чтобы проверить, можно ли 32 террористам с оружием уместиться в машине ГАЗ-66`. В качестве воображаемых террористов использовались статисты в полной амуниции с оружием. Представитель Генпрокуратуры также добавил, что в результате проведенного эксперимента родственники погибших детей согласились с тем, что и террористы, и оружие могли уместиться в одной машине - ранее потерпевшие утверждали, что часть оружия еще до теракта была завезена в школу.

Колесников сообщил, что сейчас следствие работает над тем, чтобы установить, почему и под чьим давлением ученик бесланской школы Сармат Худалов изменил показания, которые он давал 19 сентября 2004 года. По словам Колесникова, в тот день в присутствии отца и педагога мальчик дал развернутые показания, в которых ничего не говорил о том, что он находился в актовом зале, ломал пол и вытаскивал оружие по требованию террористов. Позднее, во время одного из заседаний суда по делу Нурпаши Кулаева, Сармат заявил, что его заставили залезть в пролом под сценой актового зала и доставать оттуда ящики с гранатами и оружием.

Досталось от прокурора и парламентской комиссии Северной Осетии. `Комиссия существовала формально и своих задач не выполняла`, - заявил Владимир Колесников. Исходя из прокурорской информации, с февраля 2005 года из девяти членов комиссии пятеро вышли из ее состава в связи с переходом на административные должности. Таким образом, на заседаниях комиссии присутствовало менее половины ее членов.

`А значит, заседания комиссии были неправомочными`, - заявил замгенпрокурора, добавив, что в июне в этот орган были введены трое депутатов, но при этом один из них вообще не участвовал ни в одном заседании комиссии, а еще один принял участие только в одном заседании. Председателя парламентской комиссии Станислава Кесаева прокурор упрекнул в том, что в ходе разговоров с потерпевшими члены комиссии не вели протоколы, ограничиваясь фиксированием лишь отдельных моментов. В конце своей обличительной речи в отношении республиканской парламентской комиссии Колесников и вовсе заявил, что во время допроса главы республики Таймураза Мамсурова и председателя комиссии Станислава Кесаева оба не смогли сообщить следствию сведения, которые смогли бы внести ясность в отдельные моменты.

30.09.05.

Диана Игошина


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован