22 февраля 2001
3309

Владимир May. Калифорнийская история

"Может ли город Владивосток стать таким же, как город Сан-Франциско?" - спросили как-то у армянского радио. "Может, - последовал ответ, - если мэр Владивостока станет мэром Сан-Франциско". Замечу, что анекдот это старый, советский, и не имеет прямого отношения ни к Виктору Черепкову, ни к Евгению Наздратенко. Но такова сила русского анекдота - он не только способ философского постижения действительности, но и инструмент прогноза. Развитие событий по другую сторону Тихого океана вновь напомнило нам о глубокой жизненной силе выводов армянского радио. Я имею в виду кризисную ситуацию, которая сложилась в энергетическом секторе Калифорнии (где и находится тот самый Сан-Франциско).

Кризис этот удивительным образом совпал сразу с двумя событиями российской экономико-политической жизни, для осмысления которых то, что происходит в Калифорнии, представляет несомненный интерес. Во-первых, энергетический кризис в Приморье, "калифорнийском антиподе". Во-вторых, дискуссия относительно программы реструктуризации РАО "ЕЭС России", которая уже не один месяц будоражит и политическую элиту, и бизнес, и рядовых граждан.

Важно то, что кризис в Калифорнии связан с рядом обстоятельств, в какой-то мере аналогичных проблемам реформирования электроэнергетики в современной России. Разумеется, об аналогиях здесь можно говорить с известной долей условности, технологические основы обоих кризисов существенно отличаются. В Калифорнии кризис связан с бурным ростом "новой экономики", отрасли которой концентрируются как раз в этом штате. В Приморье в основе всего лежит экономический кризис, поразивший край в большей степени, чем другие регионы России. Однако есть сопоставимые факторы.

Во-первых, в обоих случаях речь идет о реорганизации управления отраслью, причем в обоих случаях в направлении либерализации. Во-вторых, в обоих случаях события происходят в федеративных государствах, и решения региональных властей (Калифорнии, Приморья) играют существенную роль в формировании предпосылок кризиса. В-третьих, в обоих случаях объективным фактором кризиса стала резко выраженная сезонность потребности в электроэнергии. Словом, в последние месяцы обнаружилось, что бурно развивающаяся Калифорния испытывает сбои в поступлении электроэнергии. Штат столкнулся с тем, что у нас называется "веерными" отключениями.

Казалось бы, реорганизация отрасли была проведена в Калифорнии по известной схеме: помимо вертикально интегрированных энергетических компаний были созданы самостоятельные генерирующие компании, независимый системный оператор, который управлял магистральными сетями, а также энергетическая биржа. Произошла либерализация части тарифов на электроэнергию. Но почему-то в других регионах страны, где тоже была реформа, обстановка стабильная.

Оказалось, как всегда, важны детали. Дело в том, что власти штата пошли лишь на частичную либерализацию, которая не коснулась двух принципиально важных сфер. Во-первых, установили разного рода ограничения по входу на энергетический рынок. Мощнейшее экологическое лобби препятствовало строительству новых электростанций, не допуская прихода новых производителей на "свою" территорию. В данном случае даже неважно, были ли экологисты недалекими потому, что они такие и есть, или потому, что действовали по заказу местных компаний, не желающих конкуренции с "чужаками".

Во-вторых, власти не решились пойти на либерализацию тарифов для розничных потребителей, отпустив их для оптовых поставщиков. Свою роль сыграли такие достойные аргументы, как забота о населении, предвыборные интересы местных властей и прочее. В результате произошел рост оптовых цен при стабильных розничных - ситуация хорошо известная нам по собственному опыту "экономики дефицита" рубежа 80-90-х годов.

Что же происходит? Спрос растет, цена вопреки законам рынка остается стабильной. Распределительные компании, естественно, начинают терпеть убытки. Производители поначалу проявляют повышенный интерес к региону (спрос ведь растет!), но вскоре обнаруживают, что в штате нет надежных партнеров для ведения бизнеса, поскольку финансовое положение розничных поставщиков электроэнергии оказывается крайне плохим. Словом, новых электростанций давно не строилось, доступ внешних (для штата) инвесторов крайне ограничен, внешние производители не хотят иметь дело с калифорнийскими распределительными компаниями. А в результате - "веерные" отключения по всему штату. Вот такая калифорнийская история.

Америка на сей раз действительно преподала нам урок. Урок того, как не надо проводить реформы вообще и в электроэнергетике в частности. Главный урок - реформы должны быть последовательными, либерализация не может быть частичной. А развитие электроэнергетики, при всей специфике этого сектора, предполагает реализацию тех же принципов, которые важны и для всех других отраслей современной экономики: доступ производителей на рынок. Опасна и популистская "забота о потребителе", в результате которой потребитель как раз оказывается крайним. Будь то в Калифорнии или Приморье. Урок этот полностью совпадает с нашим собственным опытом реформирования экономики и отдельных его секторов в конце 80-х - начале 90-х годов.





Итоги.ру
No. 8 (246) 22 февраля 2001

http://www.iet.ru/personal/mau/itogi246.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован