О котором нельзя забывать, даже получая баснословные прибыли от продажи нефти
Двухтысячный год начинался с тревожных ожиданий и осторожных надежд. Главным был вопрос: каким окажется новый президент России? За ним последовали другие: какова будет экономическая программа? Сохранятся ли политические свободы? Продлится ли экономический рост? И, наконец, сакраментальное: какими будут цены на нефть?
Год прошел, как день вчерашний... Связанные с новым президентом политические ожидания в общем-то нас не обманули. Впервые после 1992 года удалось разработать последовательную и внятную экономическую программу, началась работа по ее реализации. Разумеется, сторонники "чистоты идеологии" как в правительстве, так и в правой части политического спектра могут жаловаться на недостаточную последовательность курса, на отставание от первоначального графика. Однако как экономический историк и участник разработки большинства правительственных программ последнего десятилетия могу со всей ответственностью сказать: темпы реализации программы значительно выше, чем можно было ожидать, если принять во внимание сохраняющийся в обществе раскол между представителями ведущих политических сил.
К важнейшим результатам первых шести месяцев осуществления программы следует отнести принятие нового налогового законодательства. Разговоры о важности реформирования налоговой системы велись практически с начала посткоммунистических преобразований и могли бы вестись еще очень долго, если бы летом нынешнего года президентом не была проявлена политическая воля, благодаря которой эти вопросы перешли в практическую плоскость. Разработаны новая система таможенных тарифов, пакет документов по дерегулированию, то есть уменьшению государственного вмешательства в экономику. Одобрены основные направления реформирования пенсионной системы в сторону усиления накопительных принципов.
Да и сама тональность доминирующей в обществе критики не может не радовать либеральное сердце. Наиболее слышны и политически значимы сейчас предостережения об опасности ослабления бюджетной и денежной политики, о недопустимости популистских экспериментов, напоминания о важности благоприятного предпринимательского климата. Разумеется, сделано меньше, чем хотелось бы. Но дискуссии об эффективности политики 2000 года могут длиться бесконечно долго. Столько же, сколько обсуждение пресловутого вопроса о стакане: он наполовину полон или наполовину пуст.
И, наконец, вопрос о ценах на нефть. Нет, они "не подвели" российское правительство. Цены оставались высокими, принося многомиллиардные дополнительные доходы в бюджет и дополнительные денежные вливания в национальную экономику. Легче стало платить долги, легче договариваться с группами интересов и проводить нужные законопроекты. Можно принимать популярные решения. Однако эта легкость обманчива. И именно высокие цены на нефть (как, впрочем, и их резкое снижение) могут стать серьезной проблемой для российского руководства. Высокие цены и вызванный ими приток долларов в экономику создают избыточное давление на курс рубля. Для продолжения экономического роста было бы предпочтительно сохранять низкий курс национальной валюты или, по крайней мере, максимально сдерживать его рост. Но сейчас власти стоят перед выбором: или покупать валюту, эмитируя рубли, или ограничить свое вмешательство, пойдя на быстрое укрепление рубля: если государство не будет скупать доллары, они подешевеют, поскольку спрос на валюту после кризиса 1998 года из-за сокращения импорта резко упал. Первое приводит к ускорению инфляции. Второе снижает конкурентные преимущества национальных производителей (включая иностранных инвесторов, готовых производить продукцию на территории России) и переключает спрос на покупку иностранных товаров.
Все это было бы не так опасно, если бы растущая денежная масса направлялась на расширение производства. Однако это пока происходит в весьма ограниченных масштабах, поскольку инвестиционный климат в стране далек от идеального. Тогда избыточную денежную массу следовало бы связывать каким-то другим путем, однако возможностей для этого немного: напуганные крахом ГКО, политики не решаются пойти на восстановление рынка государственных ценных бумаг. В результате Центробанку приходится балансировать между инфляцией и ростом валютного курса, вызывая нарекания у представителей всех основных общественно-политических сил.
Дополнительные "нефтяные" доходы бюджета провоцируют активность разного рода лоббистских группировок. Проблемы есть у всех, и все требуют денег. Даже те, кто за последние пару лет вроде бы отвык тянуть из бюджета. Давление нарастает буквально каждую неделю. Особенно заметно это стало в последние два месяца.
В результате вновь возрастает опасность повторить путь СССР 70-х годов и России середины 90-х. Построение политики на основе ожидания высокой экспортной выручки неизбежно закончится крахом. Увы, выход только один. Надо проявлять твердость и дальновидность. Ту самую дальновидность, которую проявил библейский Иосиф, посоветовав фараону в течение семи урожайных лет делать запасы продовольствия и готовиться к годам неурожайным. А ведь была и альтернатива: пустить неожиданно обрушившиеся на страну дополнительные ресурсы на строительство пары новых пирамид.
Итоги.ру
No. 51 (237) 15 декабря 2000
http://www.iet.ru/personal/mau/itogi237.html