02 июня 2000
3598

Владимир May. Вертикальное состояние

Уже ближайшее время покажет, к чему ведут последние политические реформы: к укреплению демократии или разгулу бюрократии


Владимира Путина по праву можно считать деятелем нового российского социально-политического консенсуса. Того самого, который искал, но так и не нашел Михаил Горбачев. Консенсуса, который мало интересовал Бориса Ельцина. Заявления и многие действия Владимира Путина нередко отвечают ожиданиям политиков прямо-таки противоположной ориентации. И это является не только признаком политического искусства лидера, но и отражает объективную тенденцию современного этапа развития России, когда все более заметным становится сближение позиций различных политических сил и групп.

За всеми политически корректными заявлениями и решениями власти должны будут последовать реальные действия, которые придадут намерениям практическую определенность. Это не обязательно будет означать крушение нарождающегося консенсуса. Но наверняка придаст гораздо большую политическую ясность нашему времени.

Сказанное относится и к прозвучавшему вскоре после инаугурации предложению создать семь федеральных округов с назначением в них полномочных представителей президента, а также намерению внести в парламент проекты законов, существенно меняющих политический ландшафт страны. В абстрактном виде эта идея может одновременно и порадовать, и насторожить представителей практически любых политических сил. За этими действиями можно увидеть и возрождение авторитаризма, и ограничение авторитарных замашек региональных правителей. Возможность централизации ресурсов (прежде всего финансовых) - и шаг к более благоприятному инвестиционному климату. Угрозу демократии - и механизм эффективной ее защиты.

Многое зависит от того, какая роль на самом деле будет отводиться федеральным округам. Если все ограничится формированием органов, выполняющих роль "ушей и глаз" президента, то можно будет с уверенностью говорить об обычных бюрократических играх. Главное в идее федеральных округов - выведение региональных структур федеральной власти из-под контроля субъектов Федерации. Отчасти движение в этом направлении началось, что видно по намерению назначить соответственно семь прокуроров в статусе заместителей генерального прокурора. Говорят и об аналогичном решении по линии МВД. Но этого мало. Охрана правопорядка по Конституции и сейчас находится в совместном ведении федерального центра и субъекта Федерации. Определенная координация работы ведется и по линии прокуратуры. Поэтому гораздо важнее формирование в рамках округов других государственных органов, деятельность которых входит в исключительную компетенцию центрального правительства.

Прежде всего сказанное относится к судам. Право президента непосредственно назначать судей всех уровней всегда вызывало раздражение губернаторов и президентов входящих в РФ республик. Судьи чаще всего становятся объектом особой заботы региональных начальников: им доплачивается зарплата, выделяются квартиры, предоставляются другие льготы. И именно независимость судов вызывала особую озабоченность инвесторов, особенно иностранных. Понятно, что никакие окрики и заклинания, еще раз подтверждающие независимость суда, не помогут делу. Поэтому и возникла идея формирования судебных округов, не совпадающих с границами субъектов Федерации. То же следует предпринять и по отношению к налоговым и другим органам федеральной власти.

Крайне осторожно надо относиться и к праву губернаторов увольнять руководителей муниципалитетов. Даже с чисто юридической точки зрения их статус существенно отличается от положения губернаторов: по действующей Конституции местные органы не относятся к системе государственной власти. Но дело не только в этом. Взаимоотношения глав муниципалитетов и губернаторов конфликтны, и именно эта конфликтность обеспечивает прозрачность положения дел в субъектах Федерации. Если и необходимо предоставить губернаторам право отстранять от должности руководителей местных органов власти, то это должно быть обусловлено очень четкими, однозначно трактуемыми процедурами и только через принятие судебных решений в инстанциях более высокого, чем субъект Федерации, уровня.

Заслуживает специального внимания и вопрос о формировании верхней палаты парламента. Естественно, что с подачи некоторых губернаторов распространение получает версия, согласно которой в Совете Федерации должны будут заседать представители губернаторов, чуть ли не их заместители, а также вице-спикеры региональных легислатур. Ради этого не стоит затевать никаких реформ, поскольку СФ окажется игрушкой в руках региональных руководителей, которые к тому же смогут сваливать ответственность за принятие решений на подставных лиц. Странно не доверять своему народу и не позволять ему избирать сенаторов путем прямых выборов. Да и совпадения с Думой здесь быть не может, поскольку политический климат в ней определяют (и должны определять) политические партии и объединения.

По-видимому, уже в ближайшее время мы увидим, в каком направлении развивается наше политическая реформа.




Итоги.ру
No. 23 (209) 2 июня 2000

http://www.iet.ru/personal/mau/itogi209.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован