Исполнился год, как начала свою деятельность Гражданская ассамблея Красноярского края, собравшая под своё крыло общественные объединения ветеранов, инвалидов, молодёжи, профессиональные союзы, различные конфессии и национально-культурные организации. Десять общественных палат направили своих представителей в совет ассамблеи. Экологическое направление представляет здесь известный красноярский учёный Владимир Москвичев, доктор технических наук, заместитель председателя президиума Красноярского научного центра, заведующий отделом Института вычислительного моделирования СО РАН.
- Я считаю, что очень долго в нашей России основная часть населения в реальности была отстранена от управления государством, как бы это ни декларировалось демократическими установками. В девяностых, несмотря на "разгул" демократии, тоже полноценного гражданского участия в жизни страны не было. В те годы процессы управления государством были связаны с участием в них отдельных финансово-промышленных групп при полном отсутствии роли гражданского общества в этих процессах.
Меж тем потенциал гражданской активности у нашего народа величайший. Поэтому при создании Гражданской ассамблеи произошёл своеобразный всплеск эмоций. И это действительно отражение интересов и чаяний наиболее активной части населения, его стремление реально что-то делать на благо края.
- Судя по повесткам прошедших и грядущих заседаний ассамблеи, население в немалой степени волнуют экологические вопросы, и уж очень желает оно поучаствовать в общественной экологической экспертизе, принятии решений и реализации различных проектов. На ваш взгляд, уместна ли в этой области "самодеятельность"?
- Конечно, в вопросах экологии "разбираются" все. На бытовом уровне каждый специалист... Хотя сама по себе озабоченность экологическими проблемами закономерна. Например, в окружении многих из нас есть онкологические больные, здоровье которых пострадало в том числе и от неблагоприятной экологической ситуации вокруг. При этом информация о состоянии окружающей среды поступает довольно мрачная. На обывательском уровне всё это в сознании населения прочно связано.
Думается, из этого и вытекает одна из важных задач Гражданской ассамблеи - ответить на острые вопросы, дать профессиональную оценку экологической проблематике, рассказать, объяснить, предупредить, остановить власть и бизнес при возможных отрицательных последствиях реализации того или иного проекта. Вот на Западе, например, в Швейцарии чуть не каждый месяц референдумы по самым разнообразным социально-экономическим вопросам. И нам как гражданам нужно уважать себя и знать меру ответственности за всё, что происходит в стране, крае, конкретном городе или деревне. При том темпе и курсе развития региона, который есть у нас, также важен и нужен анализ экологических рисков, прогнозирование природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Сплав общественных настроений, интересов и ответов профессионалов крайне необходим.
- И он получился?
- Несомненно. Для нас, я имею в виду членов Независимой общественной экологической палаты, входящей в состав Гражданской ассамблеи, было важно участие в обсуждении, формировании и общественной экспертизе краевой целевой программы "Охрана окружающей среды Красноярского края на 2008-2010 годы". Такие большие открытые слушания - наше достижение, потому что даже на федеральном уровне общественные экспертизы крупных проектов проходят очень слабо и ничем по сути не заканчиваются. А недоработок в законодательстве при этом великое множество. Всё это и используют инвесторы, стараясь обойти общественное мнение. В этом плане наше Положение об общественной экспертизе крупных национальных проектов, принятое ассамблеей, первый шаг в организации действенного контроля общества в этой сфере.
- А были и намечаются ли новые "большие слушания" по проекту строительства Богучанской ГЭС и алюминиевого завода на Ангаре?
- Да, Общественная экологическая палата провела такие слушания по рекомендации совета Гражданской ассамблеи края.
- Что от вас требовалось?
- Дать оценку воздействия на окружающую среду строительства Богучанской ГЭС и алюминиевого завода в Богучанском районе. Предложения, высказанные в ходе слушаний, были направлены разработчикам проектов. Кроме того, совет рекомендовал органам власти при реализации проекта по достройке Богучанской ГЭС особое внимание уделить сохранению археологических и культурных памятников, охране территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Но успокаиваться тут ещё слишком рано - работы по "высокой", то бишь государственной экспертизе проекта строительства Богучанской ГЭС идут ни шатко ни валко. То есть от слов к делу мы ещё не перешли.
- Владимир Викторович, как вы - представитель академической науки и в то же время "регионал", посвятивший проблемам природно-техногенной и экологической безопасности Красноярского края немало фундаментальных исследований, знающий экологическую ситуацию и прогноз, как никто другой, - как вы оцениваете перспективы Богучанской ГЭС? То есть экологическое будущее региона при новом гиганте гидроэнергетики.
- Вообще по будущему Богучанской ГЭС информация и ожидания самые разнородные.
- А чего ожидает и предрекает Красноярский научный центр в своих исследованиях?
- Конечно, Богучанскую ГЭС достраивать нужно. Но, по мнению специалистов Красноярского научного центра СО РАН, не должно быть уровня наполнения водохранилища на отметке 208 метров. Проведённые расчёты показывают, что "при 208" возникнут большие проблемы с затоплением, регулированием каскада ангарских водохранилищ вообще. Поэтому должны быть выработаны приемлемые механизмы и режимы регулирования.
Беспокойство вызывает инженерная составляющая проекта. На наш взгляд, она имеет много слабых мест. Вот хотя бы расчёты прорыва волны. На основе полученных результатов отметка наполнения должна быть на уровне 186 метров. Эти выводы подтверждены комплексными исследованиями, выполненными КНЦ СО РАН в начале 1990-х годов и в последние годы.
- А какие ещё вопросы экологии, по вашему мнению, заслуживают всестороннего общественного рассмотрения?
- В первую очередь - по рекреационной зоне Красноярска, то есть по сохранению и возрождению земель, пострадавших от техногенного воздействия. И в целом комплекс вопросов, связанных с природно-техногенной и экологической безопасностью края. В этом, стоит заметить, мы вообще народ довольно пассивный, нелюбопытный. У чиновников потерян страх и чувство ответственности за то, что будет, кто будет отвечать перед людьми за то, что "наворочали" в последние годы. Уж очень низкая у нас цена человеческой жизни. Поэтому-то затраты на системы жизнеобеспечения в России и, например, в США просто несопоставимы.
Нередко за громадьём и масштабом проектов у нас забывается, что стратегическая цель социально-экономического развития - прежде всего сохранение, восстановление и рост численности народонаселения, повышение уровня его здоровья, качества жизни, образования и духовности. А очень многие проекты, которыми гордится край, осуществляются в интересах финансово-промышленных групп и к здоровью, культуре населения, его спокойной и благополучной жизни в экологически чистой среде не имеют никакого отношения. В этом плане я очень надеюсь на по-настоящему ответственную работу Гражданской ассамблеи нашего края. Обществу нужно, очень нужно быть активным, знающим и заинтересованным в завтрашнем дне Красноярья.
Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.
www.krasrab.com
18.05.2006