Римма Печуркина: КАК год текущий неизбежно будет отличаться от года минувшего, так и предстоящие избирательные кампании не станут подобием уже состоявшихся. -В чем особенности "избирательного календаря" 2007 года? - этот вопрос был задан председателю избирательной комиссии Свердловской области Владимиру Дмитриевичу МОСТОВЩИКОВУ.
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -2007 год с точки зрения выборной тематики очень сложный и очень интересный. Особенность его заключается в том, что в этом году Государственная Дума будет избираться по совершенно новым правилам, сформулированным именно так впервые в истории России. В их основе - партийные списки кандидатов, выдвигаемые по единому общефедеральному округу.
Некоторые говорят: ну подумаешь, раньше избирали половину состава по одномандатным округам и половину- тоже по федеральному округу. Велика ли разница? Опыт, наработки есть.
Но это поверхностное суждение, которое не раскрывает всю сложность новых выборов. Сложными они будут и для избирательных комиссий, и для избирателей, но прежде всего - для политических партий. Раньше в случае неудачи выборов по федеральному округу лидеры партий могли утешать себя: не всё потеряно, можно "отыграться" в одномандатных округах, где персонально пройдут наши партийные кандидаты...
Сейчас такой возможности уже не будет. Каждая политическая партия "обречена" вести широкую разъяснительную, пропагандистскую, как раньше говорили, работу, чтобы убедить и "своего" избирателя, и сторонников других политических сил в том, что кандидаты именно их партии наиболее подготовлены к законодательной работе, а программа их партии наиболее социально ориентирована, наиболее реальна и эффективна с точки зрения улучшения жизни всех слоев населения.
Борясь за избирателя, предстоит одновременно вступить в идейный пропагандистский спор с другими политическими партиями, которые, в свою очередь, тоже будут заниматься той же работой. Значит, надо суметь противопоставить ей убедительную критику программ других партий, конкретной их деятельности. В каждом избирательном штабе предстоит так распределить обязанности, расставить силы, чтобы получить очки в свою пользу. Прямо скажем: опыта такой борьбы у партий нет.
Римма Печуркина: -Раньше кандидаты делали ставку на региональные интересы, на запросы избирателей своего района, города. Как сегодня совместить их с общепартийной политикой, с масштабными программами? Как сделать, чтобы местные интересы не остались за бортом большой политики?
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Ответ на этот вопрос - в еще одной особенности нового закона: избирательный список каждой партии будет разделен на региональные группы. В законе о выборах депутатов Государственной Думы записано, что таких групп для каждой партии должно быть на всю Россию не менее ста. Территория Российской Федерации будет разделена Центральной избирательной комиссией на 130-150 региональных групп. Субъекты федерации с небольшим количеством избирателей будут объединены в группы между собой, а такие крупные субъекты, как Свердловская область, - наоборот,разделены.
Список одной партии - 500 кандидатов - надо разделить на 100, по числу групп. Получается пять кандидатов в каждой региональной группе. Где-то их будет хотя бы три, где-то семь-восемь. Естественно, партия будет стремиться сформировать региональные группы так, чтобы в них вошли кандидаты, известные в регионах. Если у нас на Среднем Урале сложится пять групп - одна в Екатеринбурге и четыре на территории области, то, скажем, в северную группу партия постарается делегировать кандидатов, которые известны избирателям именно там, на севере области.
Римма Печуркина: -Это требование закона или просто здравого смысла?
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Закон к этому не обязывает, но разум, целесообразность диктуют именно такое условие.
Римма Печуркина: -Если говорить о политиках федерального уровня, как им предстоит действовать на предстоящих выборах?
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Государственная Дума РФ существует с 1993 года. За это время сотни политиков получили практику работы в парламенте, не один срок исполняя полномочия депутатов. Из Свердловской области полтора десятка человек работали в Госдуме. Их фамилии на слуху. Насколько велики их шансы попасть в избирательные списки? Не будем спешить с ответом на этот вопрос. Но очевидно, что они будут к этому стремиться.
Другие депутаты, не выходцы из Свердловской области, а те, которых избирали по федеральной части списка, а она на сегодняшний день сократилась в несколько раз, озабочены поисками субъекта федерации, где у них есть шансы быть избранными. Видимо, во второй половине года они поедут по стране, проведут своеобразную разведку.
Политики, которые потеряли связь с регионами, будут вынуждены ее восстанавливать, чтобы попасть в региональную часть списка. А далее им остается эту связь сохранять, развивать, встречаясь с избирателями региона, отчитываясь перед ними. Чтобы не было ситуаций, когда избиратели не знают, чем занимается в парламенте их посланец, какое отношение он имеет к очередному непопулярному закону. Когда начинаешь вникать в суть пропорциональной системы выборов, то понимаешь, что она нацелена на наиболее тесную связь депутатов со своими избирателями.
Если сам ее принцип, утвержденный законом о выборах депутатов Государственной Думы в редакции 2005 года, никто сегодня всерьез не подвергает сомнению, то вопрос о минимальном количестве региональных групп в Госдуме пытаются пересмотреть. Рассматривается предложение о том, чтобы это количество равнялось числу субъектов федерации, то есть восьмидесяти шести. Тогда политическая партия могла бы по каждому субъекту федерации выдвинуть лишь один список, а не, к примеру, пять. Многие партии заинтересованы в такой поправке к закону из-за кадровой проблемы, дефицита людей, которым доверяют избиратели. Недоверие населения ко всем уровням власти - реальность сегодняшнего дня.
Может быть, в предложении по сокращению числа региональных групп есть резон. Но, думается, вносить изменения в закон уже поздно. Выборы близки, и правила, по которым они будут проходить, должны быть известны заранее. К соблюдению этих правил все должны быть готовы и с финансовой, и с организационной сторон, и с позиций партийного строительства.
Партийная система у нас не устоялась - идет процесс разъединения и слияния партий, образования новых. Внутри партий тоже есть движение - одни выходят из рядов, другие в них вступают. Меняется численность. Так что и партийным лидерам важно заранее знать, как будут проходить выборы, чтобы вписаться в ситуацию.
Римма Печуркина: -Существует ли временной порог, после которого изменения в партийных структурах уже невозможны?
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Нет такого жесткого срока. Если до назначения выборов все структурные новации в партии состоятся и будут зафиксированы органами юстиции - партия может участвовать в выборах. Хотелось хотя бы к лету иметь представление о том, какие политические силы могут реально претендовать на депутатские мандаты.
Римма Печуркина: -Какова картина на начало текущего года?
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -По состоянию на 1 января 17 политических партий подтвердили необходимую численность рядов (50 тысяч членов) и наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. По пятнадцати объединениям идут уточнения, споры. По нескольким федеральная регистрационная служба направила представления в суды о прекращении деятельности партийных организаций, которые, по мнению юстиции, не отвечают закону о политических партиях. Но пока решений нет, окончательная точка в перечне партий не поставлена.
Римма Печуркина: -Годовой избирательный календарь мы открыли почему-то сразу на последней странице. А ведь многим предстоит голосовать и гораздо раньше.
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Учитывая сложность, масштабность выборов, предстоящих 2 декабря, можно, условно говоря, считать проверкой сил то, что намечено на 11 марта.
В этот день в четырнадцати субъектах Российской Федерации пройдут выборы депутатов законодательных органов. У нас в Верхисетском округе будут проводиться повторные выборы в Палату Представителей Законодательного Собрания. В нескольких территориях - повторные и дополнительные выборы в муниципальные представительные органы. Глав администраций будут избирать в Артемовском и Туринске. В целом по Российской Федерации ждут на участках для голосования тридцать один миллион избирателей, почти треть от общего количества по стране.
Это не репетиция, а полноценные выборы. Своеобразная проба сил. После нее процесс партийного строительства, реформирования, преобразования, возрождения или ликвидации политических партий будет активизирован. Это очевидно.
Римма Печуркина: -В марте обойдется без новаций?
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Эти выборы проводятся на основании новой редакции федерального закона "О гарантиях..."
и измененного в соответствии с ним Избирательного кодекса Свердловской области.
В нем ограничено пассивное избирательное право отдельных категорий граждан. Кандидатами в депутаты или на выборные должности не могут быть граждане, у которых не снята или не погашена судимость за экстремистские выступления, за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Не могут быть кандидатами граждане, которые имеют административные взыскания или наказания за отдельные правонарушения. В частности, за употребление нацистской символики или атрибутики.
Этот вопрос активно обсуждался. И многие согласились с тем, что такую норму надо записать в закон. Неужели среди десятков тысяч наших сограждан, не имеющих связей с уголовным миром, с экстремистскими организациями, не найдется достойных людей, за которых не стыдно отдать голоса?
Еще одна новация избирательного законодательства: исключение из текста бюллетеня графы "против всех". К этой норме закона отношение неоднозначное. Есть уже и обращение в суд избирателей, не согласных с отменой.
Закон есть закон. Мы должны его исполнять. И будем это делать на предстоящих выборах. Но хочется согласиться с мнением, что исключение этой нормы преждевременное, особенно на региональном уровне.
Выборы в Законодательное Собрание области 8 октября минувшего года проводились при наличии этой нормы в бюллетене. И против всех партийных списков (а их было 10) проголосовало 5,5 процента избирателей. Они не увидели среди десяти партий такую, которая отвечала бы их чаяниям.
В России в целом пока не сформирован политический спектр, отвечающий социальной структуре общества. Требуется переходный период, в рамках которого граждане смогут идентифицировать себя с какой-то частью партийной системы. А политические партии тем временем нарастят мускулы, создадут социальную базу для собственного существования и поддержки. Совпадут уровни общественного развития и партийного строительства.
А пока избиратель, не видя защитников своих интересов, не может реализовать право выбора.
В мажоритарных округах муниципального уровня тоже нередко бывает ситуация выборов без выбора: всего два кандидата в депутаты или на выборную должность. Как избирателю выразить свое несогласие с предложенными ему кандидатурами? Не ходить на выборы? Но мы же хотим, чтобы результаты их были как можно более легитимными...
На федеральных выборах показатель "против всех" традиционно невысок - 2 процента. Значит, там избиратели, как правило, находят "свой" список кандидатов или "своего" кандидата. Там можно и обойтись без графы "против всех". Для региональных и муниципальных выборов эта норма,повторюсь, представляется преждевременной.
Правомерным же я считаю отмену процента обязательной явки избирателей на выборы различного уровня. В том числе и на наши нынешние выборы.
Приходилось слышать, что отмена нормы явки оттолкнет избирателей. Но почему-то никто не спросил самих избирателей: известна ли им эта норма. Я уверен: большинство избирателей и не ведали, что таковая существует.
Согласно нашей конституции, народ осуществляет свои властные функции на свободных выборах. Свободные выборы означают только одно: мы принимаем решение об участии в голосовании или выдвижении в качестве кандидата без какою-либо давления. А о какой свободе выбора может идти речь, если в законе есть норма обязательной явки? Я свободно принимаю решение об участии в голосовании, а трое моих сограждан так же свободно принимают решение в голосовании не участвовать. При таком раскладе явка не превысит необходимые 25 процентов. И законодатель мне говорит: можешь свободно прийти на эти же выборы еще раз. Почему моя свобода зависит от свободы неучастия в выборах трех других сограждан? Ведь конституция говорит, что мы реализуем свои права независимо от того, как этим занимаются иные граждане.
Поэтому исключение из закона нормы явки на голосование вполне соответствует Конституции Российской Федерации.
Обратимся к опыту Свердловской области. В 2003 году была отменена норма явки на выборах в органы местного самоуправления. И это никак не отразилось на активности избирателей. У нас за это время проводились отдельно взятые выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления. На участки для голосования пришла почти половина электрората. И никто не говорил, что демократия под угрозой.
Возьмем недавний 2005 год. Пять муниципальных районов по новому закону о местном самоуправлении проводили выборы представительных органов поселений, самого нижнего уровня власти. Выборы прошли с активностью рт 38 до 55 процентов.
Римма Печуркина: -То есть нормы явки не было, а сама явка - была.
Владимир Моставщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области: -Люди шли и голосовали, потому что понимали: представительный орган им нужен, глава поселения - тоже.
Не от наличия нормы в законе зависит явка избирателей, а от того, как они живут, как решаются их проблемы той властью, которую они избирают, есть ли надежда на то, что с переменами во властных структурах изменятся к лучшему условия жизни.
Автор сообщения: Печуркина Р.
UPMONITOR.RU