Эксклюзив
28 октября 2011
7444

Владимир Парамонов: Евразийский прорыв Путина: почему так важна интеграция? Взгляд из России. Часть 3.

В силу целого ряда важных причин Россия является центральным "звеном" и главным "локомотивом" процессов региональной экономической интеграции в СНГ. В этой связи продолжая обсуждение известной программной статьи Владимира Путина в газете "Известия" вокруг идеи создания Евразийского Союза проект "Центральная Евразия" вновь предоставляет "трибуну" российским экспертам. Дефицит экспертных оценок и аналитических "выкладок" именно из России, в целом слабость экспертного/аналитического сопровождения интеграционных усилий, как представляется, являются одними из главных причин сохраняющегося недопонимания российской позиции как по вопросам внешней политики на постсоветском пространстве, так и по вопросам самой интеграции. Это достаточно наглядно показала предыдущая часть дискуссии с участием экспертов из Азербайджана, Узбекистана, Армении, Украины и Кыргызстана. Итак, что же значит понятие "интеграция" для России: экономический ли это или геополитический проект? Отвечая на этот многоаспектный вопрос, новые участники дискуссии - ведущие российские эксперты Геннадий Чуфрин, Евгений Винокуров, Аждар Куртов и Сергей Горнов - в основном делают акценты именно на экономической идеологии и экономической значимости евразийского интеграционного проекта, подчеркивая его большую выгоду не только для РФ, но и для всех постсоветских стран.

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": повторюсь, что я и команда моего аналитического проекта, основываясь на наших многочисленных и достаточно хорошо известных экспертному сообществу аналитических наработках, не только не оспариваем важность интеграции на постсоветском, да и в целом евразийском пространствах, но и постоянно говорим об ее жизненной важности. Однако, у целого ряда стран СНГ - партнеров и союзников России существуют, на мой взгляд, да и по оценкам многих других экспертов, достаточно серьезные опасения по поводу того какую форму может принять современный интеграционный проект. В этой связи основные вопросы, которые я хотел бы адресовать российским участникам дискуссии, продолжают сводиться к следующему: как Вы оцениваете сам процесс интеграции? И что интеграция может дать ее участникам?

Геннадий Чуфрин, доктор экономических наук, член Дирекции Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН: ход развития межгосударственных экономических отношений на постсоветском пространстве в течение последних 2-3 лет убедительно свидетельствует, что после двух десятилетий размежевания, расхождения, а то и взаимного соперничества, нередко переходившего в острое противостояние и "торговые войны", постсоветские страны явно меняют вектор своего экономического развития в пользу восстановления и развития взаимных хозяйственных (торговых, технологических, финансовых, транспортных, научно-технических и т.д.) связей.
Сформировалось ядро постсоветских государств в составе России, Казахстана и Белоруссии, которые активно выступают за форсирование процессов межгосударственного экономического сотрудничества и их перехода в фазу экономической интеграции - последовательно от создания Таможенного союза (ТС) до Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского союза (ЕАС). И не просто выступают, но и осуществляют необходимые законодательные, организационные и собственно экономические мероприятия на этом пути. Впервые после распада Советского Союза ими создаются наднациональные органы, которым передается часть национальных суверенных прав в экономической сфере. При этом речь не идет о политической интеграции и, тем более, не о восстановлении Советского Союза. Потребность же в экономической интеграции упомянутых стран определяется ходом общеглобальных экономических процессов и необходимостью совместными усилиями эффективно и рационально обеспечивать защиту своих национальных интересов в условиях нарастающей нестабильности и кризисных явлений в мировой экономике.
Как показывает практика последнего времени, практический интерес к присоединению к Таможенному союзу и ЕЭП проявляет Киргизия, при определенных условиях возможно вхождение в ТС и Украины. Не закрыты двери ТС, ЕЭП и Евразийского союза и для других заинтересованных постсоветских государств. Пока же еще одной формой укрепления межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве стало создание зоны свободной торговли СНГ. Как известно, соглашение об этом было подписано в октябре 2011 г. между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном. Азербайджан, Туркмения и Узбекистан намерены решить вопрос о своем участии в зоне свободной торговли СНГ до конца 2011г. Иными словами, укрепление межгосударственного экономического сотрудничества на постсоветском пространстве идет, хотя и в разных формах и с разным составом участников, и имеет явную тенденцию к ускорению.

Евгений Винокуров, доктор экономических наук, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития: в настоящее время в России и Казахстане формируется четкая и последовательная концепция экономической интеграции на Евразийском "суперконтиненте". Ее ориентиры выстраивались, в частности, в выступлениях В.В.Путина. Особенно отмечу программную статью В.В.Путина 3 октября 2011г. Выделяются три основных вектора.

Первый - восстановление связей на постсоветском пространстве на новой рыночной основе (ТС, ЕЭП, ЕАС). Второй - экономическая интеграция стран постсоветского пространства с Евросоюзом. Речь может идти об общем экономическом пространстве, основанном на зоне свободной торговле в сочетании с гармонизацией законодательства, особенно технических норм и стандартов, и безвизовым режимом. Данная цель становится более достижимой, если переговоры с ЕС будут вестись не каждой страной отдельно, а всеми странами ТС единым блоком. Третий вектор - восточный. Роль Азии в мировой экономике стремительно растет. В данном случае речь идет о торговой интеграции и о крупных трансграничных инфраструктурных проектах. В сочетании трех векторов - постсоветского, европейского и азиатского - выстраивается большая рамка евразийской интеграции в масштабах всего континента. Это дает перспективу развития на несколько десятилетий вперед.
Постсоветская интеграция нужна России как первый вектор долгосрочной внешней политики, соответствующей национальным интересам. Она нужна России и для формирования новой идентичности как страны, способной "собирать" пространство на основе принципов суверенности, равноправия и рыночной экономики. Также важно то, что создание дееспособного и успешного блока позволит постсоветским странам более уверенно договариваться с зарубежными партнерами.

Аждар Куртов, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Российского института стратегических исследований: остановлюсь на некоторых ключевых аспектах. Первое: скажу честно, что мне совершенно не симпатичен употребляемый термин "евразийская", равно как и планируемое название новой региональной структуры - "Евразийский экономический союз". Почему? Да потому, что не разделяю ни классической теории евразийства, изложенной в трудах российских мыслителей 19 - начала 20 века, ни тем более ее современных эпигонов или, если пользоваться более дипломатическим языком, - "последователей и творческих продолжателей" в лице того же Александра Дугина или Нурсултана Назарбаева. Последнего я вообще не считаю теоретиком евразийства. Никакого творческого вклада в теорию евразийства современный лидер Казахстана не привнес, что бы об этом не говорили его апологеты и приближенные штатные мифотворцы.

Второй аспект. Оценивая нужность и выгодность "евразийской интеграции" для России мы не должны исходить из узких парадигм. То есть только из системы взаимоотношений на постсоветском пространстве. Для России этот проект - это не только некая новая стадия ее отношений с ближайшими соседями. Это еще и одна из форм утверждения России как знаковой величины на мировой арене. Держава, претендующая на определенный статус (региональный или планетарный) не может замыкаться в узких рамках. Державный статус куется не только с опорой на военную мощь, некие мессианские идеи или экономическое могущество. Это еще и степень влияния на внешнеполитические процессы. Поэтому естественно, что степень влияния на международную политику у страны тем больше, чем большее число стран вовлекаются в ее орбиту, пусть и в рамках некой региональной структуры. Россия стремится предложить своим соседям такую систему, которая предполагает совместную работу на общее благо. К слову сказать Россия при этом получает и немалые риски в ходе осуществления данного замысла - проекта. Взять хотя бы свободное перемещение рабочей силы. Ведь это в Россию едут за заработком. И навряд ли в ближайшее время сложится ситуация, когда россияне в массовом порядке хлынут на рынки рабочей силы Белоруссии или Казахстана. Так для какой стороны риски больше?

Сергей Горнов, заведующий отделом экономической политики Международного информационно-аналитического агентства International Press & Consulting: региональная экономическая интеграция является одним из элементов нынешней глобализации. На мой взгляд, объединяющиеся страны выигрывают от интеграции. В интеграции лакмусовой бумажкой является равенство всех членов интеграции, взаимовыгодность и сохранение взаимных интересов. Чтобы кто-то не тянул одеяло на себя. Есть интеграции с явным лидером (СЭВ, где явным лидером был СССР, СНГ - где явным лидером является Россия, НАФТА, АТЭС, где явный лидер США), либо интеграция без явного лидера - как в Евросоюзе. Однако, все зависит от внутреннего устройства государства, от этого зависят цели и задачи интеграции. Если говорить об евразийской интеграции России, то, несомненно, это нужный и важный вектор развития связей со своими соседями в экономической и гуманитарной сфере, это также выгодный шаг для других стран, входящих в интеграционное объединение.

Выводы

Владимир Парамонов: завершая третью часть дискуссии в рамках "Экспертного Форума" проекта "Центральная Евразия" мне остается только лишь поблагодарить уважаемых экспертов за их время и энергию, согласиться с акцентами на принципиальную важность и в какой-то степени неизбежность процесса экономической интеграции: как в постсоветском, так и в целом евразийском контекстах.
Во-первых, альтернативы интеграции для стран СНГ могут быть связаны только с дальнейшим размежеванием, во многом искусственным и провоцируемым (в том числе из-вне) обострением конкуренции, ненужной конфронтацией, а в итоге - заранее невыгодными "стартовыми" условиями/позициями в процессах взаимодействия на континентальном и глобальном уровнях. И наоборот участие в общем интеграционном объединении, если оно не примет некой новой/старой геополитической и идеологической конфигурации, позволит кардинально усилить позиции каждого участника интеграционного процесса.
Во-вторых, необходима существенная активизация и принципиальное усиление координации деятельности внутри и между постсоветскими институтами интеграции для того чтобы решить две неотложные и жизненно важные задачи: существенно снизить появившуюся в результате распада СССР фрагментацию постсоветского экономического пространства и преодолеть сырьевую ориентацию экономик целого ряда стран СНГ.
В-третьих, залогом выбора верного интеграционного вектора, как представляется, может быть не только политическая воля руководства конкретных стран, но и налаживание устойчивых механизмов экспертного/аналитического сопровождения интеграционных усилий.

Экспертный форум проекта "Центральная Евразия"

Примечание: мнения экспертов приводятся в сокращении. Материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием "Новое Восточное Обозрение" (Россия), http://journal-neo.com/ru, при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), Ассоциации приграничного сотрудничества (Россия), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан), аналитического сайта "Region.kg" (Кыргызстан).

Продолжение следует.

Источники: Центральная Евразия, Новое Восточное Обозрение.

Владимир Владимирович Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия", специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован