Эксклюзив
05 ноября 2013
6171

Владимир Парамонов: Нацелена ли политика США на превращение Афганистана в фактор регионального сотрудничества? В.Парамонов

Завершая обсуждение ключевых аспектов политики США в Центральной Азии и Афганистане проект "Центральная Евразия" и интернет-журнал "Время Востока" пригласили к участию в виртуальной экспертной дискуссии следующих авторитетных специалистов: Гули Юлдашеву (Узбекистан), Искандера Аманжола (Казахстан), Эдила Осмонбетова (Кыргызстан) и Азиза Арианфара (Германия).

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": уважаемые коллеги, в этой части дискуссии мы подведем некий итог продолжающемуся уже несколько месяцев обсуждению основных элементов политики США в Афганистане и Центральной Азии. Предлагаю Вам оценить цели и задачи Соединенных Штатов, в том числе в плане военно-технического сотрудничества, влияние обстановки в Афганистане на региональные процессы. Безусловно, также приветствуются любые идеи и рекомендации по стабилизации Афганистана и укреплению безопасности стран Центральной Азии. Предоставляю Вам слово, а свое мнение - выскажу в конце данной части дискуссии.

Гули Юлдашева (Узбекистан), доктор политических наук: цели США и НАТО в регионе носят долгосрочный характер, поскольку связаны с проблемой обеспечения регионально-глобальной безопасности. Безусловно, это приведет к увеличению на центральноазиатском рынке западных вооружений и высокой потребности в обучении специалистов, поставке запчастей, модернизации. Однако, по всей видимости, речь идет лишь о взаимодействии в рамках уже существующей программы "Партнерство во имя мира", не более того. Переход стран региона на военно-технические стандарты НАТО предполагает более высокий уровень их подготовки, что в настоящее время, да и в ближайшем обозримом будущем вряд ли возможно.
Объективно закрепление геополитического господства США в Центральной Азии потребует взаимодействия с Россией, Ираном, Китаем. С этой целью США могут вполне использовать фактор наличия очагов региональной нестабильности и напряженности в межгосударственных отношениях. Однако, глобальная держава может быть ограничена в своих действиях эффективной работой таких многосторонних организаций как ОДКБ и ШОС.
После "ухода" из Афганистана сил международной коалиции США/НАТО удастся, по всей видимости, сохранить ограниченные параметры своего военно-политического присутствия в Центральной Азии. Так, власти Афганистана не возражают против планов США в случае, если стране будут предоставлены экономические гарантии и сотрудничество в области обеспечения безопасности. На внутриполитическом уровне основными точками опоры такого присутствия будут, на мой взгляд, про-западно настроенная политическая элита, бизнес-, академические, военно-политические, экспертные и дипломатические круги, чья деятельность связана с западными странами, молодежь, получившая западное образование, трудовые мигранты, длительное время проработавшие в странах Запада. На внешнеполитическом уровне такое присутствие будет поддерживать большинство международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), правительство Афганистана, государства Центральной Азии, Япония, Индия и, возможно, Пакистан.

Искандер Аманжол (Казахстан), ведущий эксперт консалтингового агентства "Сауран": думаю, что США не уйдут из Афганистана. Ведь рядом Китай, рядом Иран и Персидский залив. Афганистан - это своего рода геостратегический пуп земли. Согласен и с прозвучавшим в ходе дискуссии тезисом, что "США выгодно поддерживать напряженность в регионе".
Говоря о возможности деятельности различных экстремистских сил отмечу следующее. Не думаю, что в "Лайхо" - "кодексе следования" талибов говорится о том, что они не намерены что-либо менять в Центральной Азии. Да, они симпатизируют различным экстремистским организациям типа ИДУ, СИД, ИДВТ, но в обмен на международное признание, прикроют их деятельность.
Тот же Узбекистан прекрасно понимает это. В своей афганской политике Ташкент будет руководствоваться прагматизмом: придут к власти талибы - будут работать с ними, придет кто-то другой - будут сотрудничать с ними. И это не будет мешать позиционировать себя как форпост борьбы с терроризмом и т.д. Ласковый теленок двух маток сосет. Казахстан, наверно, тоже будет следовать схожей линии. В свою очередь, Таджикистан хотел бы поддержать своих соплеменников, но для этого нет возможностей.
Однако, такие возможности есть у Пакистана, который не заинтересован в стабильном Афганистане. Вот кто, действительно, выиграл от американской войны с терроризмом. Как стратегический партнер США Пакистан получает финансовую помощь. Исламабаду удалось перенацелить американцев на выполнение своих задач: на борьбу с пуштунами. По сути, в Пакистане идет гражданская война. Тамошние пуштуны воюют с синдо-пенджабской элитой. Тем не менее, конфедерации Афганистана и Пакистана тоже не произойдет. В Афганистане пуштуны являются государствообразующим этносом, а в Пакистане - нет. Синдо-пенджабская элита не заинтересована в укреплении пуштунского меньшинства у себя, впрочем, как и пуштунского большинства в Афганистане. И этот курс будет поддерживать Душанбе: так как стремясь поддержать своих афганских соплеменников, Таджикистан будет использовать ресурсы Пакистана. Следует обратить внимание на усиление дипломатической и иной активности Исламабада в Душанбе.

Эдил Осмонбетов (Кыргызстан), политолог: понятно то, что США не могут полностью вывести свои войска из Афганистана. Наиболее подготовленные спецподразделения, советники, базы останутся для решения экстремальных задач. По сообщению государственного департамента США, состав, численность и места дислокации этих сил будут озвучены.
Не снят с кыргызско-американской повестки дня и вопрос сохранения Центра транзитных перевозок "Манас", который, безусловно, отвечает национальным интересам Кыргызстана. По данным СМИ, за все время существования ЦТП "Манас" американская сторона выплатила более 600 млн. долларов в бюджет страны. Это ли не показатель?! По некоторым данным началась передислокация американского контингента из Кыргызстана в Румынию. Однако это не означает, что вопрос военного присутствия США в Кыргызстане закрыт окончательно. Слишком много факторов будет влиять на это.
Стратегической цели оставаться в Афганистане у США нет. Обратимся к истории появления американских войск в Афганистане. Само появление войск США не было запланировано высшим руководством страны, основной причиной ввода войск были теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Это был вызов со стороны групп международного терроризма и "Аль-Каиды". США, как сверхдержава, не могли не ответить на этот вызов.
Основными целями для США в Афганистане были следующие:
- ликвидация баз международных террористов, центров подготовки боевиков;
- ликвидация режима талибов, который предоставил убежище Бен-Ладену - террористу номер один;
- создание условий для невозможности проецирования в будущем угроз безопасности США и их союзникам;
- наказание преступников и виновников терактов 11 сентября 2001года.
Все эти цели достигнуты и причин оставаться в Афганистане у США нет. Но прагматизм США не позволяет допустить ситуации возвращения экстремистов к власти в стране.
На мой взгляд, у США нет цели оказывать геополитическое давление на Россию и Китай или какую-либо другую страну региона. Тезис о том, что США выгодно поддерживать в регионе очаги нестабильности и напряженности для оправдания своего присутствия, является сильным преувеличением. Это не может быть целью ни одного нормального и цивилизованного государства. Современный мир взаимосвязан: нестабильность в одном регионе отражается эхом в другой части света. Мир велик, но он и тесен. Невозможно контролировать цепную реакцию очагов напряженности и нестабильности. Нет смысла оказывать давление на Россию и Китай. Миропорядок изменился, однако лекала "холодной войны" используются по-прежнему. Для понимания стратегических целей США в Центральной Азии необходимо понять природу, происходящих процессов в Афганистане.
За 12 лет войны в Афганистане военно-политическое присутствие США/НАТО в Центральной Азии уже сложилось и оформилось. Оно будет только развиваться и расширяться. Ключевые государства или точки опоры в регионе - это Кыргызстан и Узбекистан. Если США будет удерживать эти точки опоры своего присутствия, то невозможна "ресоветизация" стран Центральной Азии.
Не считаю возможным активизацию экстремистских групп после ухода США/НАТО из Афганистана. Тем не менее, если подобная ситуация возникнет в той или иной стране Центральной Азии, то это будет результат столкновения мировоззрений различных религиозных экстремистов, прошедших обучение за рубежом или же прошедших информационную обработку "новоявленных пророков". Яркий пример этому - активность религиозных фанатиков экстремистского толка в Казахстане. Большинство СМИ СНГ и мира активно используют в своих репортажах сцены насилия, которые порождают страх и ненависть у аудитории. Эти эмоции обладают огромной энергией. Такими людьми легко манипулировать как государственным органам, так и террористическим группам, что мы сейчас и видим в современном мире. Это стало инструментом информационных войн.
Теперь к вопросу расширения военно-технического сотрудничества США/НАТО с центральноазиатскими государствами. Правительства стран Центральной Азии после распада СССР начали формировать национальные армии почти с "нулевых позиций". Естественно в такой ситуации в качестве образца лучше брать современные стандарты армий и техники - то есть стандарты НАТО. Это выгодно не только в техническом и технологическом смыслах, но и в социальном плане: одним из основных требований стандартов НАТО является улучшение социального положения военнослужащих, гуманизация и гуманитаризация во всех сферах военной деятельности.
На мой взгляд, государства Центральной Азии рано или поздно перейдут на военно-технические стандарты НАТО. Первые шаги уже сделаны. Проводятся совместные командно-штабные и военные учения, получили развитие различные программы НАТО в гуманитарной и военной сферах. Ярким примером такого сотрудничества является действующая в ряде стран региона программа обучения английскому языку бывших военнослужащих национальных армий на бесплатной основе.
В связи с завершением миссии США и НАТО в Афганистане часть небоевого военного имущества, возможно, передадут национальным армиям региона. Это тоже шаг в том же направлении. Постепенно армии стран региона преобразуются в современные армии на основе военно-технических стандартов НАТО. В противном случае в регионе может возникнуть ситуация "стабильности нестабильности" ...

Азиз Арианфар (Германия), директор Центра исследований Афганистана: мне бы хотелось сделать основной акцент на оценке ситуации в самом Афганистане и уже потом - на соперничестве вокруг него. На мой взгляд, обстановка в стране после 2014 года будет только ухудшаться и осложняться. Можно определенно сказать, что не удастся достичь мира с талибами. Несмотря на инициативы о переговорах с талибами со стороны различных государств мира, причем по сценариям, написанным в Вашингтоне, переговорный процесс ничего не даст.
Основное стратегическое соперничество в Афганистане в период после 2014 года будет между Китаем и Россией, что в конечном итоге приведет к физическому разделению страны де-факто на два квази-государства. США в соперничестве с Китаем за Пакистан, безусловно, проигрывают Китаю. И Пакистан с каждым днем все более и более склоняется к Китаю и все больше становится зависимым от Китая. Тем не менее, Пакистан со всей силой будет продолжать игру с американцами, и пытаться получить как можно больше за свое согласие продолжать оказывать влияние на север и запад Афганистана.
Пакистанцы хотят дать понять американцам, что именно Пакистан является ключевой страной региона, и Вашингтон не сможет без учета интересов Исламабада, в одиночестве, опираясь на слабую администрацию Кабула, достичь своих целей. Пакистанцы предлагают американцам, чтобы их воспринимали в качестве равноправных партнеров в игре, а не как марионеток. Точно так же Пакистан будет получать дивиденды у арабских стран, Ирана и даже России.
Пакистан при поддержке Китая и некоторых других странах, особенно Саудовской Аравии, Катара и Ирана, будет впредь всяческий укреплять и поощрять силы талибов, группировки Хаккани и Хикматяра и, следовательно, кровавые столкновения с разыгрыванием пуштунской карты в стране впредь будут продолжаться.
Большая часть вооруженных сил Афганистана в южных и восточных регионах (в основном силы этнических пуштунов) после 2014 года со всем оружием, скорее всего, присоединяться к талибам. Падение восточных и южных провинций рано или поздно неизбежно.
В связи с этим, Соединенные Штаты будут вынуждены (под видом установления мира в стране) путем сделок с Пакистаном и достижений компромиссов с талибами отстаивать эти провинции. В противном случае падение этих провинций (таких как Кандагар и Гильменд) в кровавых и ассиметричных сражениях на истощение, в присутствии американцев, будет непоправимым ударом по престижу США.
Некоторые изменения в руководстве Афганистан, причем в не слишком отдаленном будущем, неизбежны. Думается, что американцы будут вынуждены привести к власти таких фигур, которые могли бы иметь дело и идти на компромиссы не только с талибами, но и с северными силами. Потенциал достижения компромисса нынешнего афганского политического истеблишмента с северными силами исчерпан. Между тем американцы, возможно, будут попробовать рассмотреть еще один вариант: федеральный Афганистан.
Наиболее эффективным решением проблем Афганистана, является партнерство НАТО и ШОС в афганском вопросе. Ясно, что США и НАТО могут при содействии ООН достичь взаимопонимания с ШОС в рамках которого безопасность северных провинций будет предоставлена странам ШОС, а безопасность южных провинций - странам НАТО.
Более того, территориальная целостность и суверенитет Афганистана будут гарантированы только за счет развертывания международного фронта борьбы с терроризмом: поскольку сотрудничество Америки, Европы, России, Индии, Японии, Кореи, Турции и Ирана сможет предотвратить любые амбиции арабских стран, Пакистана (косвенно Китая) и создаст условия для образования независимого национального правительства в Афганистане.
Учитывая все это, можно сказать, что идея восстановления нейтрального статуса Афганистана не имеет альтернативы и должна стать общенациональным девизом.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта "Центральная Евразия": спасибо дорогие коллеги за Ваши оценки. Поделюсь и своим видением, тем более, что у меня свежи впечатления от участия в двух мероприятиях, посвященных Афганистану. Первое мероприятие - закрытая конференция, организованная в конце августа этого года Delhi policy group (Индия) в г.Дели, в которой приняли участие высокопоставленные афганские политики, включая виц-президента, начальника генерального штаба, представителей парламента и МИДа, государственных исследовательских структур. Второе мероприятие - международная конференция в Герате, организованная в начале октября Институтом стратегических исследований Афганистана, в ходе которой имел возможность общаться с местными и зарубежными политиками, военными, экспертами.
Многие эксперты, принявшие участие в обоих конференциях, едины во мнении, что ситуация Афганистане в 2014 году и последующие годы напрямую связана с предстоящими президентскими выборами, продолжающимся выводом сил международной коалиции и обстановкой в соседнем Пакистане. Согласен, что эти три фактора имеют важное значение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Следует признать, что пока ситуация в Афганистане достаточно стабильна. Причем, по сравнению с последними более чем тремя десятилетиями. В какой-то степени это успех. Тем не менее, тенденция на дестабилизацию также сохраняется.
В ходе обоих конференций высказывалось общее мнение, что в 2014 году Кабул, США и их западные союзники смогут удержать контроль над обстановкой в стране, если, конечно, не будет допущено каких-либо серьезных, системных ошибок и просчетов. Прогнозировать ситуацию в Афганистане на последующие годы - крайне сложно. На мой взгляд, если попытаться "взвесить" некие позитивные и негативные факторы, то вес и влияние негативных факторов пока представляется значительно большим. Поэтому мы, страны Центральной Азии, а также наши основные союзники - Россия и Китай должны готовиться к самым худшим сценариям. И важную роль в этом плане может сыграть Шанхайская организация сотрудничества - единственный институт, где представлены основные евразийские акторы заинтересованные в афганском урегулировании.
Тем не менее, следует признать, что у Организации существует много проблем. Так, пока не приобрели конкретного оформления и наполнения ни экономическая, ни военно-политическая составляющие ШОС. Более того, нет главного - системного аналитического и прогностического обеспечения и сопровождения процесса становления и развития ШОС. Практически ничего не делается для проведения на регулярной основе междисциплинарных аналитических исследований по ключевым вопросам, стоящим на повестке дня сотрудничества в рамках ШОС, в том числе по тематике Афганистана и связанных с обстановкой в этой стране угроз и рисков безопасности. В итоге, взаимодействие в рамках Организации не столь эффективно как могло бы и должно было бы быть, включая в плане выработки общих позиций по региональным проблемам, например такой важной как афганская.

Виртуальный экспертный форум "Советы Бараку Обаме". Часть 17.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/, при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован