Эксклюзив
23 июля 2012
9485

Владимир Парамонов: Почему России не нужны экспертиза и аналитика?

Советы Владимиру Путину

Как представляется, Россия и все постсоветское пространство сегодня вступили в крайне сложный период своего развития, когда принципиально важны идеи и прорывные решения, которые возможны только лишь в условиях системного и долгосрочного понимания ситуации - в условиях налаженной национальной и межгосударственной системы производства аналитической продукции. Ведется ли в той же России такая системная и долгосрочная работа? Насколько высока ценность каждого интеллектуала - эксперта и аналитика? Прислушиваются ли политикоформирующие круги РФ к их советам?

В попытках ответить на эти связанные с ними вопросы проект "Центральная Евразия" продолжает виртуальную экспертную дискуссию по теме "Советы Владимиру Путину", делая акцент на современном состоянии экспертного и аналитического сообщества. К участию в данной части обсуждения приглашены следующие авторитетные эксперты: Арустан Жолдасов (Узбекистан), Сергей Абашин (Россия), Алмат Тоекин (Казахстан), Гули Юлдашева (Узбекистан), Гульмира Илеуова (Казахстан), Андрей Казанцев (Россия), Аскар Нурша (Казахстан), Юрий Шевцов (Беларусь), Андрей Чеботарев (Казахстан) и Станислав Притчин (Россия). Дискуссия началась с полемики Арустана Жолдасова и Сергея Абашина, к которой присоединились другие эксперты.

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": итак, уважаемые коллеги. Вопросы этой части дискуссии сложны и многообразны, а поэтому начнем ее, пожалуй, с очень старого тезиса о "малой востребованности" самой экспертизы. В чем причина этого? И что нужно делать чтобы менять ситуацию?

Арустан Жолдасов (Узбекистан), исполнительный директор Центра "Ekspert fikri", www.expert-center.uz: для того, чтобы привлечь к себе внимание политиков и фондов единственный выход для экспертов, так это критиковать их, причем очень жестко. Единственная критика, которая пока звучит от экспертов - это стенания по поводу того, что "к экспертам мало внимания". И, соответственно, делается слишком прозрачный намек на "потребность в любви", то есть "в прикорме". Те российские фонды, которые работают в СНГ, "воруют" (по Карамзину) и об этом было множество публикаций, в том числе из Казахстана. А потому им не до того, чтобы подкармливать сомнительных экспертов.
Почему сомнительных? В том числе и потому, что я, например, не знаю ни одного исследователя по Центральной Азии из России, который бы владел языками стран региона (это после Наливкина, Остроумова и Бергера !?). Поэтому результаты своих экспертных заключений исследователи получают через либо через подцензурных местных "переводчиков", либо, как об этом хорошо пишет Андрей Казанцев из МГИМО(У), на уровне "туристическо-журналистских впечатлений" или даже "размазывания" теоретизирований западных ученых "по степям и долам" Центральной Азии. А те, кто вне стран и не подцензурен, "слишком далеки от народа" и современной реальности. Соответственна и пренебрежительная оценка этих исследований со стороны политиков и фондов.

Более того, политики и бизнесмены РФ больше, глубже, детальнее, сфокусированнее и надежнее осведомлены о ситуации в СНГ и Центральной Азии и, тем более, о ситуации в самой России. Потому и эксперты вроде тех, что описаны выше им ни к чему. По поводу бизнесменов: думаю, что наши "систематизированные знания" для них менее значимы, чем даже "лепет". Знания должны быть востребованы, на них должен быть спрос, который эксперты и должны удовлетворять, а не "самоудовлетворяться".
А вот, к примеру, с того же Запада исследователи едут уже со знанием языков и возможностью прямых неподцензурных контактов с различными сегментами (стратами) населения: от фермеров и бизнесменов до уличной торговки сигаретами. Причем, эти западные исследователи не обязательно этнографы или историки, и не обязательно публикуют результаты своих исследований. А те, кто публикует и без знания языка, публикуют свои результаты "с голоса" местных экспертов.

Сергей Абашин (Россия), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН: уважаемый Арслан, согласен с вами про языки и прочее - это вообще должно быть условием знания региона. Об этом и речь - создание институциональной базы для экспертного сообщества, начиная с образования и т.д. Но такое ли критическое значение имеет именно знание языков? Назовите мне западных исследователей или местных с языками, аналитический уровень которых был бы супер-пупер какой замечательный. Мне кажется, что вопрос именно в системности: чтобы были разные, постоянные и "плотные" исследования. Тогда возможна дискуссия и выработка знания.

Кроме того, не могли бы вы назвать политиков и бизнесменов РФ, которые надежнее осведомлены о регионе? Их знание очень узкое и практичное: кому и что дать вовремя. Они точно ничего не знают о ситуации внизу, в разных сферах, не могут оценить тенденций, масштаба, корней, перспектив и т.д. Тем более, что касается бизнесменов, то, разумеется, много людей с узко-практическими знаниями в своей области, но это не экспертное знание. Я встречал таких людей, они очень хорошо знают все ходы и выходы, но когда пытаются представить свои навыки в виде систематизированного знания - получается жалкий лепет.
Касательно западных исследователей. Уважаемый Арслан, я тоже знаю многих из них и ценю их, но сказать, что их работы, например в виде диссертаций и книг, дают совершенно новое знание, пока не могу. Однако, если человек не публикует результаты, то он не исследователь, а имеющаяся в его голове информация не имеет статус "знания". Знание существует только как общедоступная "материя". Я бы все-таки разделял практические навыки отдельных людей, которые могут быть действительно уникальными, и знание как то, чем может воспользоваться любой человек: прочитав, например, в книжке. Между этими "видами" знаний пропасть, они просто находятся в разных плоскостях и имеют разные функции. Если хоть сколько-нибудь широкий круг людей не имеет доступа (не может оценить качество, обсудить, возразить, согласиться, использовать дальше) к результатам исследования, то эти результаты весьма условно можно назвать "знанием".
Что касается "широты" круга, то ведь кроме закрытых заказов, которые никто не видит и не может оценить, исследователь всегда имеет возможность проводить открытые исследования и публиковаться в открытых изданиях, выступать на открытых конференциях: здесь он имеет полную свободу формировать знание.
С критикой же многих современных российских экспертов я вот как раз таки соглашусь: именно потому, что они, как правило, выполняют роль пиарщиков и пропагандистов. Поэтому надо, чтобы существовала система институтов: начиная с образования (в том числе изучения языков как одного из элементов) и заканчивая специальными центрами и изданиями, где все-таки были бы какие-то критерии качества, была был профессиональная саморегуляция и пр. И я вовсе не изобретаю велосипед.

И я тоже скептически отношусь к сегодняшнему научному сообществу РФ/СНГ, хотя и в нем есть разные люди, группы, направления и не все так плохо. Поэтому я и говорю о том, что это сообщество в целом требует серьезной реформы. Другое дело, насколько эта реформа реальна? Но я должен сказать, что и западное научное сообщество имеет свои "заморочки" и проблемы и очень разнородно по качеству, хотя оно опять же в целом, конечно, на порядки мощнее постсоветского.
Не могу сказать, что знаю ситуацию в Центральной Азии лучше всех. Знать современную ситуацию в странах региона - вообще не моя профессия. Скажем так, я стараюсь следить за основными событиями в Узбекистане, Таджикистане и отчасти Кыргызстане. Казахстан и Туркменистан знаю плохо. И это почти 25 лет, т.е. у меня накопился некоторый личный опыт. Еще своим плюсом считаю, что знаю историю региона, много времени изучал культуру, повседневную жизнь и т.д. Еще могу похвастаться, что много читаю, что пишут о регионе по истории, культуре, религии и т.д., не только о современной политике. Однако есть специалисты, которые лучше знают те или иные области (экономику, религию, кто есть кто и т.д.), лучше знают текущую ситуацию. В итоге, мне кажется, что "экспертиза" или знание вырабатывается как раз, когда разные опыты и исследования соединяются вместе и вряд ли можно ранжировать отдельных исследователей: кто самый знающий, а кто на 2-м или 3-м или на последнем месте.

Арустан Жолдасов: ну опять же уважаемый Сергей, на мой взгляд, главный недостаток многих т.н. экспертов - это поверхностность в амбициях и претензиях на глубину под флером "академического" теоретизирования. А достоинство экспертного эксперта в том, о чем сказал Гете - "в деталях". Поэтому углубимся в детали.
Первое. Насколько должен быть широк круг читателей, чтобы экспертиза стала деталью знания? Например, есть ли знание, если заказчики (включая тех, что должны быть "прозрачными" в силу их публичных статусов) не желают публичности и перманентно вписывают в контракты такую деталь как категорический запрет на публикации и предоставление третьим лицам не только результатов, но и даже методологии и рабочих инструментов исследований?

Второе. Приведу еще деталь. Приехали российские эксперты на, казалось бы, солидную конференцию в одну из стран Центральной Азии и ... , сославшись на то, что не спали ночью в самолете, ушли спать, а местные эксперты, изгалялись друг перед друг другом в том, что и без того знали и что хотели сделать "знанием" для российских экспертов. Конечно, не все плохо: например, коллеги выспались вне конференции? А ведь могли бы прямо на конференции? И какая здесь требуется реформа? Можно ли представить такое же с западными коллегами? Вывод: на множестве подобных деталей - никакие обсуждения и никакие эксперты в СНГ никому не нужны, кроме как их западным коллегам по причинам мной уже описанным, а потому, как часто говорится эксперты "шакалят" у дверей западных фондов и "Родину продают" ....

Алмат Тоекин (Казахстан), независимый эксперт: мне представляется важной именно реализация совместных (двусторонних, многосторонних), неангажированных и междисциплинарных проектов по различным актуальным и общим проблемам в наших странах, общим вызовам и угрозам. При этом необходимо уйти от практики использования российских проплаченных политологов на медийных и аналитических площадках, которые занимаются "промывкой мозгов", в частности, в Казахстане и Кыргызстане, что помимо прочего дискредитирует их как объективных экспертов.

Гули Юлдашева (Узбекистан), доктор политических наук: мне кажется более правильным анализ, объединяющий системный подход с использованием многодисциплинарного подхода (как упомянул Сергей: истории, культуры, политики, религии, экономики региона и т.п.). Все абсолютно знать невозможно, здесь и помогают узкие специалисты, дополняя другу друга. А без знания языка невозможно глубоко понять народ и его культуру, менталитет. Чисто математические подсчеты голосов тоже не всегда отражают подлинные настроения: есть элемент реактивности (реакция на окружающее, цензура и пр.). И здесь как раз и помогает знание языка, особенностей мышления и поведения народа. Очень часто делаются ошибки при выводах, помимо чисто технических приемов (выборка неправильно подобрана, несоответствие количества общей массе, реактивность и пр.).
Например, опросила одна такая исследовательница человек 10-15 из женщин-одиночек, при том работающих в международных организациях, и делает выводы о гендерном положении всей Центральной Азии. Люди верят и никто не сомневается. А между тем тысячи других спокойно живут, но никто их мнения не учитывает. Знание языка и методологии нужно, чтобы разобраться в подобных наукоподобных исследованиях. Нужно просто идти в "народ" и разговаривать с той и другой стороной на их языке, чтобы учесть различные нюансы, которые техническими приемами никак не уловишь.

Гульмира Илеуова (Казахстан), руководитель Центра социальных и политических исследований "Стратегия": роль квалифицированных экспертов должна быть значимой и не только в РФ, это очевидно и, конечно, не только во внешнеполитической деятельности. Я думаю, что в каждой стране есть фигуры, к чьим экспертным мнениям прислушиваются-присматриваются, учитывают при выработке решений по той же внешнеполитической тематике. Что касается "экспертного сообщества" то во многом это просто штамп. Есть отдельные организации, которые в силу сложившейся конъюнктуры оказываются ближе, чем другие, к центру принятия решений, но потом, в силу изменившихся обстоятельств, могут и потерять это место.

Андрей Казанцев (Россия), доктор политических наук, директор Аналитического центра МГИМО (У): следует отметить, что в настоящее время возник очень серьезный разрыв между приоритетностью постсоветского пространства (прежде всего, такого сложного и проблемного региона, как Центральная Азия) с точки зрения внешнеполитических интересов России и обеспеченностью политики на данном направлении научно-экспертным знанием. У этого есть достаточно глубокие причины.
Научно-экспертные сообщества международников и страноведов - американистов, китаеведов, европеистов, арабистов, индологов, латиноамериканистов, африканистов, и т.п. сложились еще в советский период, тогда же возникли профильные институты Академии наук по соответствующей проблематике (Институт США и Канады, Институт Европы, Институт Африки, Институт Востоковедения), внутри сообществ были сформулированы стандарты деятельности в их сферах. В отличие от этого, сообщества специалистов по бывшим советским республикам и, в частности, по Центральной Азии (Средней Азии и Казахстану) не сложились в советский период, так как предполагалось, что по мере развития такой новой исторической общности как "советский народ" данные территории будут все больше унифицироваться.
В результате спонтанных процессов развития научно-экспертного сообщества в постсоветский период в него часто интегрировались случайные люди, научно-экспертная работа смешалась с журналистскими штампами, возникла традиция выдавать желаемое за действительное, заменять объективный анализ ситуации разного рода стереотипами. Защита общегосударственных интересов слишком часто заменяется лоббизмом в интересах отдельных экономических и силовых структур и ведомств. Усиленное финансирование научно-экспертного сообщества из зарубежных источников (речь в данном случае идет не только о западных фондах, но, прежде всего, о казахстанских) также привело к серьезному смешению лоббистской и экспертной деятельности уже в интересах внешних сил.
Для исправления сложившейся ситуации необходимы государственные усилия по "подтягиванию" научно-экспертного сообщества и приведению его в соответствие с потребностями российского государства по экспертному обеспечению внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Отдельные аналитические центры в Москве по центральноазиатской проблематике действуют в настоящее время рассогласованно. Отделы, посвященные центральноазиатским проблемам (например, в Институте Востоковедения, малочисленны). Необходимо создание новой аналитической структуры, которая была бы полностью посвящена проблемам региона (по образцу соответствующих академических институтов). Актуально также налаживание сотрудничества по "сетевому принципу" с соответствующими исследовательскими центрами как на постсоветском пространстве, так и в "дальнем зарубежье".

Аскар Нурша (Казахстан), кандидат исторических наук: экспертные и аналитические оценки по внешнеполитической тематике и безопасности востребованы преимущественно государственными органами. Поэтому в процессе обеспечения и сопровождения внешней политики в тех же России и странах Центральной Азии ведущую роль играют государственные научно-экспертные учреждения, функционирующие в структуре Администрации Президента и МИД, либо аффилированные с ними. Сильная сторона таких структур - стабильное финансирование и постоянный заказчик. Слабые стороны - "идеологическая" нагрузка в виде имиджево-пропагандистского сопровождения государственной политики, низкий уровень заработной платы и цензура. При необходимости экспертные оценки запрашиваются у профильных научно-исследовательских институтов. В целом, о качестве экспертизы и аналитики по внешнеполитической тематике в странах СНГ судить не берусь, поскольку, по личному опыту знаю, что большая часть работы осуществляется в закрытом режиме.

Юрий Шевцов (Беларусь), директор Центра по проблемам европейской интеграции: ни одна страна СНГ, включая Россию, не обладает достаточным для сопровождения ее внешней политики аналитическим аппаратом. Это обусловлено как быстротою изменений в мировой политике, за которой не поспевают аналитики всех стран планеты, так и спецификой угроз, которые возникли в последнее время, прежде всего в Центральной Азии. Угрозы исходят из регионов и от социальных групп, по которым у стран СНГ специалистов почти нет: закрытые специфичные группы влияния Афганистана, Таджикистана, Киргизии и т.д. В Афганистане в основном работали в последние годы США и их союзники. Те страны, СНГ, которые присутствовали в этой стране, обычно выполняли вспомогательные функции и заметного корпуса экспертов, способных работать по этой стране и региону не создали. Сама Центральная Азия находилась на периферии внимания России и Беларуси. Самостоятельно анализировать происходящие в Центральной Азии процессы после ухода из Афганистана войск НАТО страны СНГ, скорее всего, будут не в состоянии достаточно долгое время.
Страны СНГ также не готовы к отражению вызовов "северо-африканского" типа. Ни одна страна СНГ не имеет информационной и аналитической системы, способной противостоять натиску сторонников очередных цветных революций. В странах СНГ существуют условия для таких революций, аналогичные тем условиям, которые сложились в Тунисе, Египте, Сирии: зависимость элит от реакции Запада на их действия, отсутствие адекватного информационным возможностям революционеров информационно-аналитического аппарата и идеологий, зависимость экономического состояния от внешних рынков, которые эти страны не контролируют. По сути, страны СНГ могут полагаться в большинстве случаев в борьбе с такими революциями лишь на силовые и административные возможности. Низкий уровень аналитики по внешней политике - лишь один из существующих факторов слабости стран СНГ в этом плане.

Андрей Чеботарев (Казахстан), директор Центра актуальных исследований "Альтернатива": роль и значимость научно-исследовательской составляющей внешней политики любого государства бесспорны. В Казахстане, кстати, недавно был создан Совет по внешней политике при Министерстве иностранных дел, в состав которого вошли ведущие отечественные эксперты по вопросам международных отношений. И это при том, что в самом МИДе действует Комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования. Все это позволяет проводить качественные исследования и разрабатывать на их основе предложения и рекомендации по актуальным вопросам внешней политики страны.
Главное, чтобы деятельность соответствующих структур не свелась в конечном итоге к идеолого-пропагандистскому характеру. Не скажу за другие постсоветские страны, но в Казахстане подобная тенденция имеет место. К тому же очень часто работа данных структур зависит от сменяемости руководства внешнеполитического ведомства. В свое время в нашей стране уже действовали Центр внешней политики и анализа и Консультативный совет по внешней политике при государственном секретаре - министре иностранных дел РК. Однако в силу разных обстоятельств они прекратили свою существование.
В связи с этим хочется надеяться, что действующий и будущие руководители МИД РК отнесутся с большим пониманием к работе указанных выше структур и создадут необходимые условия для ее продуктивности. В то же время работу этих и других организаций (КИСИ при Президенте РК, ИМЭП при Фонде Первого Президента РК и т.д.) необходимо дополнить максимальным изучением ситуации в соседних с Казахстаном странах и у других ведущих внешнеполитических партнеров. У нас практически нет специалистов, кто постоянно бы держал руку на пульте происходящего, например, в Кыргызстане или Узбекистане. Так что подобные пробелы нужно устранять.

Станислав Притчин (Россия), научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН: на современном этапе развития политических систем стран постсоветского пространства институт экспертного сопровождения внутренней и внешней политики находится лишь в стадии зарождения. Пока нет необходимой базы: большого количества независимых исследовательских центров, фондов, которые бы финансировались местным бизнесом и государственными структурами, как это можно наблюдать в западных странах. Вместе с тем, в России до настоящего времени сохраняют свой научный и экспертный потенциал профильные академические институты в рамках Академии наук, ИМЭМО, Институт Востоковедения, Институт США и Канады, Институт Европы и др., сотрудники которых привлекаются к подготовке принятия решений по внешней политике.

Владимир Парамонов: подводя итоги этой части дискуссии, позволю себе выделить два принципиальных момента. С одной стороны, признавая важность для конкретного эксперта языковой подготовки, тем не менее, отмечу, что она принципиально важна лишь с точки зрения проведения достаточно узких исследований (например, социологических, страновых). В плане же расширения географии анализа и повышения его качества на порядок более важным выступает необходимость организации именно коллективной работы тех или иных экспертов, а затем - работы уже экспертных коллективов. Это и есть главная задача "умного государства".

С другой стороны, ставка на некие либеральные принципы организации системы экспертизы и аналитики на постсоветском пространстве - это глубочайшая ошибка (причем, вольная или невольная). В навязываемых рыночных условиях интеллектуальные ресурсы тех же РФ и стран СНГ продолжат ориентироваться на те рынки, где банально платят больше - то есть на западные рынки. И, соответственно, получат изучение и развитие те темы, которые отражают концептуальные и идеологические установки Запада, а вовсе не России и постсоветских стран. В этой связи важная задача "умного государства" - обеспечить условия для ориентации экспертизы и аналитики на цели именно национального развития.

В целом, если то или иное государство, не справляется с такими основополагающими задачами, то нельзя говорить и о некой системности в его внешней политике. И эта проблема полностью отражает ситуацию в той же России. Приглашаю экспертов к дальнейшей дискуссии по затронутым вопросам, а представителей политикоформирующих кругов России - к кардинальному пересмотру нынешнего крайне пренебрежительного отношения к экспертизе и аналитике.

Виртуальный экспертный форум "Советы Владимиру Путину". Часть 14.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/ при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия) и Информационно-аналитического центра МГУ (Россия).

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован