17 октября 2007
1536

Владимир Петров: И это все о ней

Валерия Прокоп играла много и - у разных режиссеров. Ее считал основной героиней прославленной омской труппы народный артист России, лауреат Государственной имени К.С.Станиславского Яков Киржнер, в его спектаклях она сыграла много замечательных ролей. Дарование Прокоп высоко ценили заслуженный деятель искусств России Артур Хайкин и режиссер Николай Мокин. С ней работали такие замечательные мастера сцены, как Генрих Барановский, Геннадий Тростянецкий, главный режиссер сегодняшней труппы Владимир Петров.

Уверена: Владимир Сергеевич Петров и Геннадий Рафаилович Тростянецкий, с которыми я побеседовала в процессе создания выставки, откроют зрителям актрису Валерию Прокоп, давно знакомую и вместе с тем - всегда загадочную, неожиданную, со своими профессиональными тайнами...


На вопросы Светланы Яневской отвечает Владимир Петров

С.Я. - С Валерией Ивановной Прокоп Вы сделали пока только один спектакль - "Сегодня же Рождество!.." А.Эйкборна...

В.П. - Много слов можно говорить - и о добросовестности, и о таланте, и об умении преодолевать трудности, и о силе характера... Когда я пришел в Омский театр, то от многих услышал: Прокоп - актриса хорошая, но "трудная", от режиссеров она требует подробной проработки поступков своих персонажей, хочет досконально все знать и тогда погружается очень глубоко в материал роли и добивается высокого результата.

Да, действительно, Валерия Ивановна, - вижу это по первому нашему опыту совместной работы и, надеюсь, не последнему, - нуждается в грамотном и длительном разборе роли. Подробное выяснение, кто есть кто, зачем я сюда иду и что я здесь делаю... Может, сделать вот так? Спасибо... а может, так? Все, что происходит на репетициях, имеет конкретный выход. Актриса впитывает в себя все, что ты ей предлагаешь, моментально - как песок воду. Предложенное становится ее органикой, ее существом. И я в результате прихожу к выводу: прекрасно, если есть требовательность к режиссеру - по делу, по сути, на пользу процессу, спектаклю, в радость всем его создателям.

С.Я. - Обычно она играла женщин умных, в "Рождестве" же ее героиня Джейн, как бы нежно сказать... "золотая кухарка", заботливая семьянинка, но все - таки дурочка...

В.П. - О господи! "Выбивал ногами" ум! Она же умная, трезвая, подозрительная... А нужна была глупенькая воздушная бабочка.

С.Я.- Когда в финале первого акта, так и не испытав праздника, после дождя, обид, она начинает переставлять туфли - мужские и женские, ее жалко, ей сочувствуешь...

В.П.- И все равно в Джейн нет ума. Есть непосредственная обида на ситуацию, в которую она попала, но она моментально забывает об обиде, она тут же начинает играть и успокаивается, - детскость, чистота есть, но не ум. Она - курица, добрая, пугающаяся, всем желающая помочь, угодить, - и от этого много шума и хлопанья крыльев... Глупая, но очень заботливая курица - хлопотунья: снесла яйцо - все должны об этом знать, перепугалась - громко закудахтала...

С.Я.- У нее в спектакле "потрясающие" наряды...

В.П.- Перед художником ставилась задача, прямо скажем, опасная: показать момент безвкусицы и пошлости - это трудно и не всегда безболезненно для театра, потому что иногда переходит непосредственно на актрису и на театр. Но тут вроде бы эстетические законы не нарушены: понимаем, что эта женщина носит платья, вроде бы вполне хорошие и дорогие, но не к лицу они ей - ни по цвету, ни по форме.

В "Рождестве" Валерии Ивановне приходится играть не себя, причем, абсолютно не себя. Полную противоположность - и по характеру, и по вкусу, и по отношению к мужчинам и к окружающей действительности, и по жизненному опыту, наверное, горестному, - он читается в ее глазах. У нее и у ее героини - совершенно разные мироощущения. Как справляется с этой непростой задачей актриса? Очень достойно. Технически виртуозно. В третьем акте она вообще "купается" в роли, там она полностью на своем месте... Я не знаю такого опыта в нашем театре, где бы артистка играла столь противоположное своему характеру. Сложно! А самое главное: в театре давно ушла любовь к подобным опытам. Ведь сейчас, я не стесняюсь говорить об этом, артистов используют - как краски на палитре. Труппа, работающая с режиссером долгое время, узнав, какая будет пьеса в репертуаре, распределение ролей делает с точностью до девяноста восьми процентов. Мне стало интересно менять, расшатывать актерское амплуа, пытаться делать какие - то непривычные вещи, хотя это и чрезвычайно сложно, - ушла к этому любовь. Ведь раньше, в старом театре, основной игрой, интригой было не "что дадут", а "как они это сделают"? Артисты наклеивали себе бакенбарды, брови, меняли прически, надевали толщинки, хромали... Эти традиции оказались забыты. И в недавнем прошлом на первое место вышел артист органичный, точный, исповедующий "бормотальную" правду, "бормотальный" реализм. Было покончено с партитурой роли - расписыванием, где повышение, понижение тона, пауза, обрыв, выращено поколение "социальных" актеров, когда самое главное: какую ты мысль несешь, какую волю передаешь. Мы были очень закомплексованы на том, что мы делаем, а не как. Поэтому, когда появились возможность делать как, инструментарий оказался не очень богат. Как в любом процессе, развитии, отбрасывая старое, искали новое. И это хорошо, потому что в итоге все равно растет наше понимание жизни и театра, как частицы жизни. Однако есть искусство лицедейства. Действо лица! Менять его, менять облик! Артист должен быть неузнаваем! Хорошо бы этого добиться.

Так что Валерия Ивановна Прокоп и ее работа в комедии "Сегодня же Рождество!.." вызвали у меня желание во многом разобраться, о многом подумать. Валерия Ивановна убедила меня в том, что перед любым режиссером есть много задач, чтобы воспитывать, развивать актеров, экспериментировать с ними. Надеюсь, это не последняя наша встреча с Валерией Ивановной. Она обладает оснащенностью характерной актрисы, имеющей дальнейшие перспективы, интересные и для меня и, надеюсь, для нее.

- На нее смело можно брать спектакль. В 80 - ом году я взял к постановке "Закон Вечности" Н.Думбадзе. Инсценировку, честно говоря, "напичкал" малоизвестными цитатами из сочинений Ленина - такими, которые бы вызвали шок в зале. Но вот парадокс: играем этот спектакль в Москве, и чиновники совершенно спокойно относятся к этим как бы антисоветским цитатам, летящим в зал, но единодушно требуют, чтобы я выбросил сцену ареста отца Бачаны Рамишвили. Хотя в ней не было ни единого слова, она потрясала, и, видимо, они почувствовали: в этой сцене - душа авторов спектакля. Мать Бачаны играла Валерия Прокоп, и именно она определила высоту звучания эпизода.

Потом я назначил ее на роль главной героини Альбины в "Комнате" Э.Брагинского. Асолютно точное попадание! Идеальное! В этой роли она была обаятельна, сверхмузыкальна, тонка, лирична, и они с Валерой Алексеевым составляли прекрасную пару.

Но у Леры еще и колоссальные резервы характерной актрисы. Вот почему я и поручил ей роль Мартины в спектакле "Лекарь поневоле" Мольера. Накануне, кажется, я даже принес ей фотографию Джульетты Мазины из фильма Феллини "Дорога" - между ними, почудилось мне, есть какое - то сходство. К тому времени я понял: с Лерой судьба не всегда обращалась справедливо. Характер у нее непростой: в ней сильно автономное начало, у нее достаточно критический ум - он ей, пожалуй, иногда и самой мешает. Но органика у нее феноменальная. Она безотчетно, абсолютно точно ощутила маску Мартины, этой бичихи, алкоголички, потерянной женщины! Хотя я все время их с Валерой ругал: они порой настолько увлекались приспособлениями, штучками, что сцена затягивалась и пропадало содержание: люди хуже животных. Однако, в финале спектакля Мартина у Леры практически превращалась в Мадонну. Два взаимоисключающих начала - прекрасное и безобразное - вполне уживаются в человеке. У нас родилась микросцена, когда наш лекарь остался дома у Жеронта, я придумал: события второго акта происходят зимой, то есть прошел год, как он не появлялся дома, и теперь уже сама Мартина начала рубить дрова и их продавать. И вот она появляется, предлагает ему дрова и его не узнает, а он ужасается этой встрече. Она беременна уже пятым ребенком, потому что в первой сцене шла речь о четырех детях. За секунду, как его сожгут, эти два человечка, словно сошедшие с картин Брейгеля, находят друг друга. Я помню, как они пели на прекрасный мотив Саши Виницкого только "ля - ля - ля", а Коля Ханжаров переводил: "Вы слышите последнюю песню Сганареля, это песня последнего дождя..." Какие бы ни были слова, в песне Мартины и Сганареля звучала мелодия любви...


В спектакле "Мой бедный Бальзаминов", поставленном по трилогии А.Н.Островского, Прокоп играла мать Бальзаминова. Она - старуха. У Леры это назначение вызвало колоссальную негативную реакцию: слезы, протест... А потом в ней победил художник. Ведь, когда она, с набеленным лицом, маленькая, сгорбленная, с клубком ниток, сидела на сцене, - сжималось сердце. А в начале спектакля, рядом с молодым Бальзаминовым (его играл Саша Яценковский) она была почти его ровесницей: играла в классики...

Прокоп - из ряда тех актрис, у которых не заканчивается актерский потенциал. Ведь есть актеры, которые себя исчерпывают и дальше только повторяются. А Прокоп может стать звездой любого спектакля. У нее очень широкий диапазон: от лирической героини - до характерной актрисы. На нее спокойно можно брать спектакль, который ни в коем случае не будет в противоречии с художественной программой театра.

Мой учитель Г.А.Товстоногов говорил так: актер должен соответствовать трем требованиям. Он должен обладать чувством правды - мгновенно реагировать на текст. Он должен быть способным к импровизации. Он обязан стать вровень с замыслом режиссера. Прокоп имеет все эти качества. С ней можно не бояться пробовать. Ее может не устраивать роль, и тогда она кривит губы, фыркает, сопротивляется... Но как только начинает работать, если возникла интересная задача, то все глубже входит в предлагаемые обстоятельства и работает все интереснее и по существу. Не помню, чтобы через роль она выясняла отношения с режиссером, - как профессионал, она всегда тратит себя. Она актриса высокого уровня.

Записала Светлана Яневская

www.ic.omskreg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован