11 мая 2007
3010

Владимир Путин переходит в контрнаступление

Среднеазиатской турне Владимира Путина призвано прервать наметившееся охлаждение в отношениях России с соседями на Каспии. Главными вопросами, как обычно, станут проблемы транспортировки казахской нефти и туркменского газа. Если стороны сумеют договориться, проекты транскаспийских трубопроводов канут в лету.

Время для визита Владимира Путина выбрано очень удачно - 11 мая в Варшаве открывается энергетический саммит, на котором будут обсуждаться маршруты транспортировки каспийских энергоносителей в обход России. Предполагалось, что в нем примут участие президенты Польши, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины, однако из-за необходимости принимать почетного гостя из Москвы Нурсултан Назарбаев был вынужден отказаться от участия в саммите. В результате саммит превратился в формальность. Правда, для того, чтобы окончательно отвести угрозу появления конкурирующих мощностей, необходимо предоставить соседям возможность расширять экспорт энергоносителей через Россию.

Нефти станет больше

И у Казахстана, и у Туркмении главная претензия одна - Россия ограничивает экспорт каспийского сырья в Европу. Казахстан долго и безуспешно добивается расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), а Туркмения - постройки новой ветки газопровода Средняя Азия - Центр. Нехватка транспортных мощностей ограничивает увеличение добычи нефти и газа в среднеазиатских республиках, что в условиях высоких цен на энергоносители означает упущенную выгоду, исчисляемую миллиардами долларов.

Россия же стремиться "усидеть на двух стульях". С одной стороны, трубопроводные мощности не расширяет, а с другой - противится строительству трубопроводов в обход своей территории. Стремление не допустить большого количества каспийских энергоносителей на европейский рынок отчасти оправдано - иначе они будут конкурировать с российскими нефтью и газом и могут привести к падению цен. Однако вряд ли России удастся долго продержаться.

Воспользовавшись разногласиями Москвы со своими соседями, США и ЕС начали активно лоббировать альтернативные маршруты транспортировки нефти и газа. Прежде всего, это проекты транскаспийских трубопроводов из Казахстана и Туркмении в Азербайджан с целью соединить их с трубопроводами Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум. Казахстан уже возит танкерами нефть в Баку для дальнейшей транспортировки в Джейхан.

К 2008 году консорциум компаний, работающий на крупном казахском месторождении Кашаган, примет решение о схеме транспортировки своей нефти. Возможность получить кашаганское "черное золото", по мнению экспертов, - это последний шанс для украинского трубопровода Одесса-Броды начать качать нефть в Европу. Именно о том, как заполнить трубопровод Одесса-Броды, и должны были говорить с Нурсултаном Назарбаевым лидеры Польши, Грузии, Азербайджана и Украины.

2 мая Казахстан фактически отказался от идеи строительства Транскаспийского трубопровода. Это означает, что предпочтение будет, скорее всего, отдано российскому маршруту. После подписания соглашения о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис появилась возможность расширить мощности КТК. Москва давно ставила условием расширения мощности КТК строительство нефтепровода в обход турецких проливов. Иначе казахская нефть мешала бы транспортировке российской нефти через Босфор и Дарданеллы, которые и так забиты, особенно в зимнее время. Если же строительство новой ветки нефтепровода в рамках КТК будет идти параллельно строительству нефтепровода Бургас-Александруполис, это устроит обе стороны.

В рамках тех же предложений по расширению возможностей для транзита казахской нефти можно рассматривать заявление Владимира Путина, сделанное в послании Федеральному Собранию. Тогда президент призвал расширить пропускную способность Волго-Донского канала. А сразу после этого вице-премьер Сергей Иванов заявил о необходимости строительства на Таманском полуострове мощного нефтеналивного терминала - как продолжения Волго-Донского канала. Если эти планы будут реализованы, потребности Казахстана в экспортных мощностях для перевалки нефти полностью удовлетворятся. Другое дело, что для начала столь масштабного и дорогостоящего строительства необходимы гарантии со стороны Астаны относительно дальнейшего заполнения создаваемых транспортных мощностей.

"Газпром" и трубы

Но если с Казахстаном вопросы можно легко разрешить, то с Туркменией все несколько сложнее. Газопровод вдоль побережья Каспия (Средняя Азия - Центр III) способен пропускать 10-12 млрд кубометров в год. Остальной газ из Туркмении транспортируется через территорию Узбекистана (САЦ I, II и IV). Это обстоятельство не очень нравится Ашхабаду, у которого не самые простые отношения с Ташкентом. Поэтому еще Сапармурат Ниязов предлагал "Газпрому" расширить прикаспийский газопровод до уровня 40-50 млрд кубометров.

Последнее предложение было сделано в сентябре прошлого года. Тогда Ниязов пригласил российский концерн поучаствовать в разработке месторождения Южный Йолотань с суммарными запасами газа в 1,5 трлн. кубометров. В обмен Ашхабад требовал расширить таки мощности САЦ III. Однако "Газпром" вежливо промолчал.

В настоящее время основные поставки газа из Туркмении для "Газпрома" идут с Довлетабадского месторождения с начальными запасами 1,6 трлн кубометров. На сегодняшний день запасы сократились до 1 трлн кубов. В то же время, "Газпром" до 2028 года планирует закупить в Туркмении 1,5 трлн кубометров газа. То есть одного Давлетабада ему явно не хватит. Так почему же российский газовый монополист не спешит расширять прикаспийскую трубу?

Дело в том, что возможность инвестирования в добычу в Средней Азии "Газпром" всегда связывает с контролем над трубопроводными сетями. Так в Узбекистане он получил в управление трубопроводы САЦ. Но Туркмения таких возможностей "Газпрому" не предоставляет. Монополия же концерна базируется на контроле над газопроводами. Добывать могут многие, но транспортировать - только "Газпром". Поэтому контроль над трубопроводами - принципиальный вопрос для компании Алексея Миллера.

К тому же строительство газопровода вдоль каспийского побережья в обход Узбекистана вызовет не самую лучшую реакцию в Ташкенте. Конечно, Узбекистан не идет ни в какое сравнение с Туркменией в плане газового потенциала, однако крепкие позиции "Газпрома" в Узбекистане усиливают и его положение в регионе в целом. А учитывая географическое положение и демографический потенциал узбекского государства, хорошие отношения с Ташкентом крайне важны для Москвы. С другой стороны, если Москва не приступит к расширению САЦ III, Ашхабад волей-неволей будет вынужден приступить к строительству Транскаспийского газопровода. Как Владимир Путин разрубит этот "гордиев узел", остается только гадать.

Александр Якуба
Информационное агентство "Росбалт"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован