В результате "холодной войны" в конце ХХ века СССР потерпел не экономическое, а культурное поражение от Запада. Концептуальная ловушка, рассматривающая коммунизм как завершенный капитализм с его машинным производством, где человек лишь "винтик" индустрии, позволила внедрить в устои сознания советских людей культ потребительства. Деинтеллектуализация общества (профанация и примитивизация ценностей) довели массы до иллюзии возможности получения богатства даром (как приз в игре). В следствие внесения дефекта в вектор воли к созиданию, в обществе наступила апатия, чреватая бунтом. Потеряв традиционные для русских мотивы "общего дела" на "общее благо" элита Новой России не способна возглавить народ.
Вторая концептуальная ловушка затянула советские политологические круги в выяснение вопроса: "Какой вид собственности лучше: общественная или частная?", тогда, как все внимание следовало бы обратить на происходившую в авангардных странах смену технологического уклада (в 80-х - 90-х годах ХХ века происходило становление технологий пятого поколения). В результате развертывающийся в начале XXI века научно-технологический переворот Новая Россия встречает как вставшая на путь демилитаризации и деиндустриализации "великая сырьевая держава" (ныне в РФ доля сырья в экспорте составляет 67%, тогда как в Бразилии - 22%, в Индии - 11%).
Для понимания процессов в постиндустриальном обществе следует уяснить, что основной характеристикой этого периода выступает новое качество капитала, а именно: капиталом становятся знания. При этом знания выступают услугой, а не товаром. От промышленного капитала Г. Форда к финансовому капиталу Дж. Сороса и от него к капиталу знаний Б. Гейтса, - каков путь развития экономики США. В современном высокотехнологичном изделии 80% его себестоимости это интеллектуальная составляющая, связанная с разработкой, и только 20% - материальная составляющая, связанная с изготовлением. С капитализацией знаний ценности материального богатства медленно уступают место ценностям творчества. Организационные структуры бизнеса из вертикальных иерархий медленно преобразуются в горизонтальные холдинги. В конкуренции побеждает тот, кто захватывает будущее, а не тот, кто контролирует пространство.
В современной экономике высшая доходность у тех компаний, которые задают образы, стили, стандарты. Затем идут творцы метатехнологий. На третьем месте - разработчики технологических принципов. На четвертом - менеджмент и консалтинг. На пятом - конструирование технических решений. На шестом - высокотехнологичное производство. Затем - обрабатывающая промышленность. Наименьшая доходность в добывающей промышленности.
Главный ресурс авангардных стран состоит в применении знаний для управления ситуацией. Владея интеллектом и финансами Запад строит виртуальную империю не заходя на территории Востока (например, географически распределенная по американским правилам кибер-сеть GRID).
Для того, чтобы увернуться от попадания в финансово-информационный неоколониализм, России необходимо инвестировать в человека, в образование и творчество. И так из поставщика сырья и энергоресурсов, минуя стадию квалифицированного исполнителя, вернуться к инновациям. Цель должна быть поставлена не вдогон, а, непременно, с упреждением. Ибо интеллектуальный потенциал у России ещё есть, а конкурентной экономики уже нет. Идеалом должно стать не выживание или подражание, а самовыражение России.
Для достижения самовыражения абсолютно необходимо внедрить в массы психологию успеха. Для подъема и самовыражения необходим символ победы, а его не узреть без признания поражения. То есть нужно легализовать проигрыш и честно описать, где и почему Россия проиграла. Далее нужно обустраивать то, что есть: идеи соединить с реальными возможностями науки и техники. Науку из социальных неудачников перевести в статус спасителя нации. Общественные науки из советской роли обеспечения пропаганды, перевести на роль разработчика социальных технологий, соединяя социальные технологии с инженерными. А инженерные инновации, прежде всего, толкнуть в сырьевой сектор, занявшись передовыми энерготехнологиями.
Рынок начинается не там, где производят, а там, где покупают. То есть начинать нужно с заказа. Заказчиком должно выступить государство, но не в бюрократической форме госзаказа, потерявшего мотивацию, а в рыночной форме федерального контракта с ускоренной амортизацией и списанием расходов на НИОКР. При этом структурный капитал подрядчиков (патенты, лицензии, сертификаты, авторские права, торговые марки) следует соединять с человеческим капиталом (квалификация, репутация, лояльность кадров) и так наращивать интеллектуальный капитал (капитализируемые активы компаний).
Русский ум преимущественно теоретический и это шанс России вернуть себе инновационные позиции. Понятийный аппарат (тезаурус) должен быть за Россией, а вычисления можно спокойно отдать на сторону. Нравственные алгоритмы (правила жизни) должна задавать Россия, а прикладная часть вполне может быть иностранной.
Записал со слов и обобщил в протокол Андрей Девятов
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (тезисы доклада В.А. Рубанова 17.05.06)
www.arriere-garde.ru
08.08.2007