Эксклюзив
11 июля 2014
4058

Владимир Савчук: Тарифы и конкуренция в грузовых перевозках: состояние и перспективы

Сравнивая железнодорожный, автомобильный, водный и трубопроводный транспорт, можно отметить следующие положительные и отрицательные стороны. Так, последний сочетает в себе низкую стоимость транспортировки, высокую пропускную способность и технологичность, при этом представляет экологическую опасность и обладает невысокой скоростью доставки. Водный же и автомобильный транспорт вдобавок зависят от погодных условий, не столь важных для железнодорожного транспорта.
Перейдем к анализу динамики производства и объёма на примере перевозки сырой нефти. Доля таких перевозок железнодорожным транспортом от объема производства уменьшилась с 9,4 % в 2006 году до 6,2 % в 2013. С 2006 года рост объема производства нефти в России составил 8,7% (от 481млн т в 2006 году до 523млн т в 2013). Железнодорожные перевозки нефти без учета транзита и импорта напротив упали на 28% (с 45,2млн т в 2006 до 32,5млн т в 2013 году). Кроме того, с 2000 года сильно изменилась структура перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Значительно увеличилась доля экспортных перевозок (+58,81млн т), добавились импортные(2,35млн т) и транзитные(15,58млнт). Среднее же расстояние транспортировки выросло на 22,8%. При этом темпы роста цен производителей нефти превышают рост тарифов ОАО "РЖД" на перевозку. С 2003 по 2013 год цены нефти выросли в 5,5 раз, а тарифы РЖД - в 3,2 раза.
В настоящий момент стоимость перевозки груза в ряде случаев мало зависит от тарифного класса. Например, перевозка глинозёма (I класс) может стоить дороже, чем перевозка грузов II класса, к которым относится нефть и нефтепродукты, и фактически приближаться к стоимости перевозки грузов III класса. Стоимость перевозки грузов между II и III тарифными классами не велика, и сокращается при увеличении дальности перевозки. При этом стоимость перевозки грузов между I и другими тарифными классами значительна и составляет более 50%. Кроме того, эта разница увеличивается при росте расстояния перевозки.
При сравнении конкурентоспособности железнодорожного транспорта при перевозках нефти и нефтепродуктов в рамках утверждённой государством тарифной системы ж/д транспорт не может конкурировать с другими видами транспорта на близких расстояниях. В том числе это связано с наличием платы за инфраструктуру в ж/д тарифе и её отсутствием на автотранспорте.
Таким образом, зона преобладания межвидовой конкуренции при перевозке нефтепродуктов распространяется на расстояния до 1000 км, поскольку для перевозки на большие расстояния предложение ж/д транспорта более конкурентоспособно.
Рассматривая ценовую конкуренцию, стоит также отметить, что, несмотря на самую высокую стоимость перевозки (в 3 раза дороже железнодорожного), автотранспорт также увеличивает свою конкурентоспособность по отношению к железнодорожному по неценовым параметрам. А внутренний водный транспорт увеличивает конкурентоспособность перед ж/д перевозками прежде всего стоимостью, которая в 4 раза меньше. Фактически, недостатки речного транспорта компенсируются понеженной стоимостью, а достоинства автотранспорта ограничивает высокая цена.
Исходя из вышеописанного, можно сделать следующие выводы:
В конкуренции между видами транспорта ценовой фактор не является определяющим;
На железнодорожном транспорте существует потенциал снижения транспортных затрат за счет сокращения сквозных сроков доставки между терминалами на станциях погрузки/выгрузки и интенсификации оборота цистерны;
На автотранспорте существует риск увеличения разрыва в стоимости перевозок после введения платы за пользование автодорогами;
На внутреннем водном транспорте существует риск сокращения разрыва с железнодорожным транспортом после введения/повышения платы за прохождение гидротехнических сооружений. Однако после их реконструкции сроки и соответственно стоимость перевозки может снизиться, а объемы перевозок существенно возрасти;
В настоящее время тарифы на железнодорожный и внутренний водный транспорт не содержат инвестсоставляющей. При ее введении стоимость и распределение транспортной работы между видами транспорта может измениться.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован