06 марта 2007
3223

Владимир Спасибо: Инновационный бизнес и российское государство.

В онлайн-версии журнала "Эксперт" 26 февраля 2007 г. опубликована статья О.Солнцева и А.Ивантера "Шанс не зарыть деньги".

Речь о законопроекте "О Банке развития". Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

В статье отмечается, что необходимым условием успешной работы является широкое представительство в органах управления БР бизнеса, регионов и общественности. Только в этом случае удастся наладить эффективную селекцию поддерживаемых банком направлений развития. Если удастся это сделать, Банк развития может стать третьей (после Минфина и ЦБ) финансовой властью в стране, ориентированной, в отличие от первых двух, не на фискальные упражнения и тотальную стерилизацию ликвидности, а на финансирование долгосрочных, сопряженных с риском проектов с высокой общественной эффективностью.

Сложно себе представить, что управлять финансовым учреждением смогут совместно бизнес, регионы, общественность. Какая-то благоглупость.

Главные задачи Банка развития перечислены следующие - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Из всего перечня только инфраструктурные проекты подходят для БР.
И долговременные. И сопряженные, безусловно, с риском (как и любые другие). И уж точно, с высокой общественной эффективностью.

Что касается кредитования малого и среднего бизнеса - зачем создавать особые условия избранным заемщикам на бюджетные деньги?

Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть по сути - венчурные проекты.

Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.

Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.

В.Дмитриев поясняет, что до 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.

В этом перечне уж точно нет малых предприятий. Да и денег не столь уж много.
Начнем с инфраструктуры. Специалисты отмечают, что рынок сам определил новую модель роста, где стержнем уже стало развитие инфраструктуры. (Инфраструктура для национального рынка. Т.Гурова, Ю.Полунин. Эксперт-онлайн. 15 января 2007).
Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:
-В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно треть.

-За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.

-Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

-Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

-Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

Ежегодный объем внеоборотных средств, большая часть которых идет на обслуживание дистрибуции и прочих непроизводственных нужд, для 5 тысяч компаний среднего бизнеса оценена примерно в $80 млрд. Это около 40% от их реальной потребности.
То есть для обеспечения нужд только сегодняшнего бизнеса рынок аренды и дистрибуции должен быть увеличен до $200 млрд.

Никакой БР эти объемы не обеспечит уже сейчас. Не говоря о будущем. Даже с учетом привлечения частных инвестиций (как утверждается, на 1 рубль бюджетный - 3-4 рубля частных).

Не будем забывать, что очень масштабные инвестиции должны быть осуществлены в транспортную инфраструктуру. (Эксперт, No7, 19 февраля 2007).

РЖД для развития магистрального железнодорожного транспорта (локомотивы, подвижной состав, инфраструктура) может выделять ежегодно примерно $4,5 миллиарда.

В то же время Республика Корея за пять лет выделила $125 миллиардов только для того, чтобы развить высокоскоростное движение. Италия инвестирует в создание высокоскоростных магистралей 25 миллиардов евро в год.

Так что можно себе только представить реальные потребности РЖД.

Та же ситуация в энергетике. Транспорте энергоресурсов.

В свете всего высказанного смысл создания Банка развития уловить довольно сложно.
Владимир Гурвич полагает, что в ближайшие несколько лет в стране возникнет полноценная венчурная индустрия (Владимир ГУРВИЧ. "Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г.)

В 2006 году Правительство РФ учредило Российскую венчурную компанию (РВК). Создается сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Предположительно суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб.

Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.
Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в сферу "индустрии порока" - игорный бизнес и прочее. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

Вообще это нонсенс - определение секторов экономики, в которые можно инвестировать и в какие - нельзя. Как будто сырьевые отрасли насыщены уже инновациями.

Второй аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта. Давайте посмотрим, компании каких секторов российской экономики входят в число ведущих мировых игроков.

В.Гурвич приводит в пример опыт КНР.

С 1991 года китайское правительство учредило 53 общенациональные зоны высокой технологии (ЗВТ) и бизнес-инкубатора. Помимо этого и на местном уровне возникло большое количество своих ЗВТ. Сейчас число инкубаторов достигло 436. Многие ученые и инженеры из академических и учебных институтов переходят на работу в бизнес-инкубаторы, чтобы начать свое собственное дело. Эти зоны и стали основой научно-технического развития Китая. Благодаря льготам там создаются оптимальные условия для ускоренного развития высокотехнологических отраслей.

Бизнес-инкубаторы позволяют существенно модернизировать традиционные отрасли промышленности. При этом активно создаются негосударственные высокотехнологические предприятия, сейчас в зонах высоких технологий их количество достигает 80%. ЗВТ оказываются идеальным местом для привлечения талантливых людей, в том числе и тех, которые возвращаются из-за границы.
За эти годы резко увеличились вложения в научные исследования. Сейчас в целом по стране их объем достиг 1,1% ВВП, а в ЗВТ - 3,3% ВВП. За время существования бизнес-инкубаторы менялись и развивались. Самые перспективные - это технологические. Они ориентируются на нужды конкретных отраслей. Другой тип - это инкубаторы для тех китайских ученых, которые вернулись из-за границы. Еще один тип - международные бизнес-инкубаторы.

Одним словом, ожидать от государственных Банка развития, Российской венчурной компании существенного влияния на инновационный климат не приходится.

Владимир Спасибо
06.03.2007
www.nasledie.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован