18 декабря 2006
7486

Владимир Спасибо: Подготовка профессионалов.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" Д.Медведев обозначил особое вни-мание развитию системы начального и среднего профессионального образования.
И не случайно. В России обозначилась проблема кадрового дефицита. Причем практически во всех отраслях экономики, государственной службы, социальной сферы.
Прежняя система государственного планирования объемов и качества профессиональной подготов-ки кадров для народного хозяйства по отраслевому принципу приказала долго жить. Современная модель с ориентацией системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения и бюджетным обеспечени-ем подготовки по госзаказу фактически не работает.
Возникла необходимость построения новой системы профессиональной подготовки. Но какой?
Специалисты приводят в качестве примера для подражания ряд национальных программ.
Шведскую модель организации взаимодействия рынков профессионального образования и труда отличает высокий уровень государственного регулирования:
поощрение мелкого и семейного предпринимательства государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцем лишь на 10% (до 70% - госу-дарственными субсидиями и на 20% - кредитами), а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 го-да освобождается от налога;
обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы на территории, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, от-раслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; опла-та всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
организация общественных работ (в основном для молодежи) на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарпла-ты по данной профессии;
финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода вла-дельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и вы-плата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.
В данном случае для нас чрезвычайно важным аспектом данной системы является внимание к са-мым уязвимым слоям населения, создание возможностей людям укрепиться в жизни, почувствовать уверен-ность в себе, свою нужность. Нынешние призывы развивать малый и средний бизнес без создания подобной системы попросту бессмысленны. Если не выражаться грубее.
Прежний опыт значительной части населения относится к труду в больших коллективах, при доста-точно высокой дифференциации профессий. Сейчас он востребован в значительно меньших объемах, просто в силу новой технологической революции.
Занятость на российском рынке труда с 1999г. выросла на 5 млн человек и в 2006 г. достигла 68 млн человек. При этом на фоне экономического роста в России занятость в крупных и средних компаниях сокра-тилась с 42 млн человек в 1999г. до 30 млн человек в 2006г. А общая занятость на неформальном и полу-формальном рынке труда, напротив, выросла. В настоящее время в так называемой "серой зоне" работают до 30 млн человек.
Поэтому проблема увеличения занятости в малом и среднем бизнесе - главная с точки зрения на-чальной профессиональной подготовки, прежде всего для сферы услуг.
И здесь вполне уместна система курсов, годичных училищ. Либо система наставничества с соответ-ствующей компенсацией из фондов занятости.
Система наставничества восходит к исторической традиции, когда для проникновения в цеховую корпорацию претендент обязан был длительное время выполнять функции помощника мастера. За этот пе-риод он овладевал секретами профессионального мастерства, т. е. проходил своеобразный курс практиче-ского обучения.
В ФРГ многие молодые люди начинают производственную деятельность в качестве подмастерьев в различных малых предприятиях, общее число которых в ФРГ достигает более миллиона. Преимущество такой схемы для государства состоит в минимизации уровня расходов на производственное обучение. Кро-ме того, воспроизводство трудовых ресурсов носит естественный характер, позволяет обеспечить относи-тельно равномерное распределение рабочих рук в стране. Создаются условия для развития небольших насе-ленных пунктов и провинций, уменьшается миграция трудоспособной молодежи в мегаполисы.
Вместе с тем система обучения подмастерьев имеет некоторые недостатки. К ним можно отнести узкую специализацию, что создает препятствия для профессиональной и территориальной мобильности ра-бочей силы. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры руководители малых предприятий не расположены к найму неквалифицированной молодежи.
Еще одним вариантом первичной профессионализации молодых людей в ФРГ является модель "трудового года". После получения общего среднего образования выпускник может подать заявку в земель-ные органы социального обеспечения или благотворительные организации (чаще всего существующие при церкви, но с государственным финансовым участием) о своем желании отработать один год в рамках соци-альных проектов. Как правило, речь идет об экологических, образовательных, культурных мероприятиях. Молодые люди, прошедшие конкурсный отбор, в течение года выполняют соответствующую деятельность за чисто символическую плату. Государство или церковные фонды компенсируют расходы на наем жилья, питание и предоставляют незначительную сумму наличными. Предполагается, что в ходе "трудового года" человек получает возможность уточнить свои дальнейшие планы. При этом он приобретает навыки трудо-вой деятельности и ключевые (общие для любой профессии) профессиональные компетенции.
У нас о подобной практике заговорили в ходе дискуссии по альтернативной службе. Как заговори-ли, так и замолчали. Закон есть, альтернативной службы нет. Можно, кстати, отметить, что при нынешнем соотношении проходящих службу и избегающих ее альтернативная служба на приемлемых условиях (до года, с определенной оплатой) в форме различных общественных работ вполне актуальна.
Что касается профессий с повышенными требованиями к работнику, то возможен вариант традици-онного профессионально-технического училища, но действующего на базе современного предприятия. Либо нескольких предприятий.
Например, в Красноярском крае Боготольское профессиональное училище N 7 готовит специали-стов для работы на современных пассажирских электропоездах, благодаря сотрудничеству с Боготольским локомотивным депо: училище заключило договоры с предприятием на каждую учебную группу, на каждого ученика. Каждый ученик закреплен за конкретной рабочей бригадой, рабочие - наставники молодежи.
Красноярский профессиональный лицей N 52 после некоторого перерыва восстановил сотрудниче-ство с АО "КрАЗ". Предприятие провело реконструкцию кабинетов электротехнических, станочно-слесарных, электрогазосварочных дисциплин, учебного комплекса автодела, кабинета литературы. Завод помогает в оплате труда мастеров, дает возможность проходить практику ребятам на сложном современном оборудовании. В результате лицей стал готовить кадры, на которые возник спрос у других предприятий: "Красмашзавода", "Гортеплоэнерго", "Водоканала".
ПУ-14 Лесосибирска наладило партнерство с 40 предприятиями и организациями. Более половины выпускников приступают к работе, уже имея высокий разряд. Благодаря сотрудничеству с работодателями, в училище прекрасная спортивная база.
Только заинтересованный работодатель должен определять, чему и как учить будущие кадры. По такой формуле построена система профессионального образования в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Франции и других развитых странах.
Центры профессионального образования, аналогичные российским профессиональным училищам, существуют в ФРГ. На них возложена миссия подготовки квалифицированных кадров для предприятий ин-дустрии, сервиса и аграрного сектора. Процесс обучения занимает три года. При этом в течение первого го-да учащийся знакомится с теми профессиями, по которым осуществляется подготовка в данном образова-тельном центре. Учащийся может попробовать свои силы в разных секторах. Специализированное обучение начинается со второго года пребывания в учебном центре.
Такая схема "приближения" образования к запросам рынка труда должна уменьшить число ошибок при выборе профессий, когда люди принимают решения на основе стереотипов или неполной информации, а после более близкого знакомства с будущей специальностью разочаровываются в своем первоначальном профессиональном выборе. Кроме того, возможность познакомиться с азами профессиональной деятельно-сти по максимально широкому спектру профессий и специальностей создает более благоприятные возмож-ности для последующего переобучения.
Для концернов многих развитых стран характерна организация специальных центров, ведущих про-фильную подготовку кадров. В частности, во Франции существуют отраслевые, а в ФРГ - межзаводские центры, которые обычно являются мощными подразделениями корпорации. Программы обучения строятся, исходя из запросов предприятий и связаны с процессом структурной перестройки и технического перевоо-ружения производства.
Во многих странах существует система заказов на специалистов со стороны определенных цеховых объединений и крупных компаний. Существуют и цеховые, профессиональные организации, занимающиеся трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования.
Многие крупные компании готовят работников сами. К примеру, автомобильная корпорация "Форд", французская "Рено" и итальянская "Оливетти" фактически своими силами полностью обеспечива-ют себя квалифицированными кадрами. Что касается содержания обучения, то обычно выбираются наибо-лее приоритетные направления. Так, на "Сименс" подготовка ведется по 50 дефицитным профессиям, у концерна "Крупп" персонал проходит 4 ступени в зависимости от квалификационной и базовой профессио-нально-образовательной подготовки, а на "Дженерал-Электрик" образовательная сеть включает свыше 1000 курсов, индивидуализированных под разные категории работников.
Сейчас много разговоров идет о депопуляции России и необходимости использовать миграционные процессы для насыщения рынка труда работниками из других стран.
Можно напомнить, что особенностью германского рынка труда является высокий уровень трудовой миграции. В свое время в эпоху "западногерманского экономического чуда" наиболее низкооплачиваемые и малоквалифицированные рабочие места занимали выходцы из Италии. Затем им на смену пришли турки и югославы. Сейчас достаточно много поляков, россиян, украинцев.
Поощрение трудовой миграции стало среднесрочным решением проблемы кадрового дефицита. В долгосрочной перспективе данная модель создала не только политические, но и ряд сложностей социально-экономического характера. Только первое поколение иностранных рабочих может рассматриваться как ис-точник дешевых трудовых ресурсов. Их дети стремятся получить образование и уйти из этого сегмента рынка, где преобладает спрос на неквалифицированную рабочую силу. Возникает потребность в новых гастарбайтерах.
Кроме того, большое количество иностранной рабочей силы увеличивает конкуренцию на рынке труда. В последнее десятилетие в ФРГ сохраняется довольно высокий уровень безработицы, уровень кото-рой, по официальным данным, превышает сегодня 10%, и она все чаще принимает застойный характер. По-иск работы стал длительным состоянием для большого числа молодых людей.
Важно учитывать то, что система начального профессионального образования решает не только экономическую, но и важную социальную задачу. Если оставить за бортом профессионального обучения 15-17-летних подростков, то неминуемо следует криминализация и дестабилизация в обществе.
В основном учащиеся системы НПО - это дети из неблагополучных или малообеспеченных семей.

Заключение
Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в части системы начальной про-фессиональной подготовки требует создания государственно-частного партнерства. Причем важно учесть необходимость введения ранней профориентации на уровне школ, дифференциации системы школьной под-готовки.
Данное партнерство предполагает со стороны государства законодательное и финансовое обеспече-ние вакансий рабочих мест для выпускников системы начального профессионального образования, либо оплату наставничества.
Для крупных и средних предприятий должны предусматриваться налоговые льготы в части матери-ального перевооружения профтехучилищ.
Со стороны предпринимателей должны инициироваться изменения программ подготовки, участие специалистов в учебном процессе.
Оплачиваться учеба лучших выпускников в высших учебных заведениях с последующим их трудо-устройством (естественно, с определенной отработкой).
Одним словом, эта важная государственная и социальная проблема должна решаться всем миром.

Национальный проект "Образование".

Спасибо В.
18.12.2006

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован