18 октября 2010
6856

Владимир Спасибо: В огороде бузина...

Попалась как-то одному русскому экономисту и предпринимателю (да-да, именно русскому, а не российскому! - В.С.) на каком-то сайте эпатировавшая его здравый смысл заметка о неэффективности малого предпринимательства по сравнению с крупным. (Владимир Громковский. Видать со спины/"Эксперт Online"15 октября 2010).

Здравый смысл должен быть присущ нормальному, здраво мыслящему человеку.

Тогда выходит, что русский экономист не считает нормальным российское начальство. Потому что, оказывается, в РФ уже почти 20 лет начальство не вспоминает на деле про мелкий бизнес, отдавая почти все внимание и поддержку крупнейшему.

Вообще-то, здраво рассуждая, российский бизнес, что крупный, что мелкий, и даже русский предприниматель были бы счастливы, если бы начальство - то бишь государство во всех его ипостасях - не отдавало им своего начальственного внимания и поддержки.

Что называется, упаси нас от друзей, а от врагов уж как-нибудь сами...

Теперь о рассуждениях по поводу эффективности бизнеса и связи этой самой эффективности с масштабами бизнеса купить палантин в москве .

Рассматривается пример из возмутившей здравый смысл заметки - о туристах на турецком побережье с отвратительным "шведским столом", подешевле и поплотнее набивших пузо и возлежащих до ужина у бассейна с "включенной" кружкой пива возле лежака. И даже, мол, соблазны мелких турецких сувенирных лавочек и ресторанчиков в окрестных селениях, не говоря про достопримечательности и рафтинг, не могут подвигнуть их подняться.

Строго говоря, и отели самые разные, и туристы разные - каждый выбирает, подчиняясь, как ему кажется, здравому смыслу и достатку. Можно точно также валяться с набитым пузом в ближайшем леске. Среди куч мусора. В отелях все же прибирают. Хотя и не во всех.

Туризм - гигантская индустрия. Которую обслуживают крупные и крупнейшие предприятия. Производящие самолеты. Строящие гигантские аэропорты. Пробивающие туннели в горах. Развивающие инфраструктуру некогда глухих уголков. Обеспечивающие хлебом насущным аборигенов.

И что зазорного в том, что рабочий человек на трудовую копеечку - русский ли он, немец, турок - две недели поваляется на солнышке.

Отель - это вполне серьёзное предприятие. Требующее грамотного, четкого управления. И чем он меньше, тем интенсивнее и жестче эксплуатация.

Основу промышленности, транспорта, энергетики экономически развитых стран составляют крупные предприятия. На которых занята меньшая часть трудоспособного населения.

Большая же часть трудятся в сфере услуг. Самого разного свойства. И назначения.

Одним из предназначений этой самой сферы является аккумуляция незанятой трудом части населения.

Приводятся примеры того, что в промышленности, в коммунальной сфере мелкое побило крупное технически и экономически.

Какие-то малые металлургические заводы, или же агрегаты горячей воды в квартирах вместо центрального теплоснабжения.

Выплавка чугуна, стали как осуществлялись на крупных предприятиях, так и продолжают. И прокат на них же.

Да, высшие переделы могут производиться и на небольших, специализированных предприятиях. Но обслуживают они сборочные заводы, совсем не мелкие.

Что касается индивидуального отопления - то экономист должен знать, что по существующим СНиП нельзя устанавливать в многоквартирных домах индивидуальные отопительные котлы. Система вытяжки в домах на них не рассчитана.

Хотя для нашего "национального достояния" этот вариант был бы выгоден.

Граждане живо обеспокоились бы утеплением, регулировкой, экономией - так, глядишь, и Данию с Норвегией по энергоэффективности без начальственных причитаний обогнали бы.

Да вот беда - мертвый живого не пускает. Правда, мертвый как-то уж больно румяно выглядит. Каждый год большие, и самые большие начальники, обещают разобраться наконец с тарифами. Да все никак. А между тем крупнейшие предприятия-монополисты, скажем, тот же "Мосводоканал" - из года в год эти тарифы с позволения нездравомыслящего начальства цену на коммунальные услуги повышают. И все им мало. Или начальству?

Русский экономист полагает преимущество крупного не бесспорным.

И пишет о том, что полный учет всех издержек, включая не только очевидный, но и отдаленный ущерб нашей планете от крупной промышленности как среде обитания, способен перевернуть привычные представления о выгоде.

Обыватель, оказывается, готовый не задумываться о последствиях для мира в целом, рад дешевизне товаров, в цене которых нет полной экологической составляющей.

Да, беда прямо. Вот не хочет обыватель задумываться о последствиях для мира. Хочет дешевизны, и все тут.

Правда, крупная промышленность и экологически чистый транспорт создает на свои денежки. Естественно, желая потом все окупить затраты за счет эффекта масштаба. И биотехнологии придумывает, чтобы голодающему народишку было, что поесть. И коммуникациями мир опутывает.

Вспомнил наш автор катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС, прорыв нефти из скважины в Мексиканском заливе, аварию в Венгрии, отравления притоков Амура крупными китайскими заводами. Потому, что управляющие гнались за снижением издержек ценой экономии на безопасности.

А на малых предприятиях управляющие не гонятся за снижением издержек ценой экономии на безопасности? Еще как! И что? Где же государство, обязанное обеспечивать безопасность своих граждан?

Дальше - больше. Оказывается, нормально сделанный автомобиль (джинсы, дома, посуда и т.п.) может замечательно служить много лет.

Однако методами ускоренного искусственного устаревания и моды нас заставляют (под дулом пистолета, не иначе!-В.С.) без действительной нужды постоянно обновлять предметы более-менее длительного пользования.

Задается вопрос - что обошлось бы экономическому человеку дешевле - один сделанный, условно говоря, "вручную" автомобиль со сроком службы 30 лет или десять автомобилей на три года каждый?

Оказывается, вопрос риторический: "крупное производство" оправдывает себя только в обществе непрерывного и часто бессмысленного потребления и само делает поэтому все, чтобы подогнать общество под свою выгоду. В таким образом преднамеренно устроенном обществе "мелкое" заведомо обречено на прозябание.

Все эти благоглупости подаются как некие откровения.

Ну а уж тезис о том, что львиная доля инноваций начинается как малые предприятия - это уж и вовсе смеху подобно.

В исследовании, подготовленном экспертами Российской экономической школы (РЭШ) и PricewaterhouseCoopers (PwC) совместно с "Роснано" и Российской венчурной компанией (РВК) специально к Петербургскому международному экономическому форуму-2010 были опрошены 100 компаний с годовым оборотом не менее $100 млн и выше.

Исследование подтвердило вполне очевидную вещь - у крупного бизнеса больше ресурсов для внедрения инноваций. Компании с продажами более $1 млрд в два раза чаще вводят инновационные продукты и в полтора раза - инновационные процессы, чем компании с продажами $100-500 млн. При этом 87% компаний используют для создания инноваций собственные средства, в "Роснано" и РВК обращаются лишь 18%, к иностранным инвесторам - 10%, еще 3% компаний прибегли к венчурным инвестициям.

Наиболее инновационно активны те российские корпорации, которые работают на международных рынках, и международные компании, работающие в России.

Где выше конкуренция, там больше стимулов внедрять инновации.

Ну вот, собственно, и все по поводу взглядов русского экономиста на эффективность крупного и мелкого бизнеса.


Viperson

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован