17 ноября 2008
8015

Владимир Спасибо: В тылу - как на фронте.

Война с гитлеровской Германией стала тяжелейшим испытанием для народов СССР. Нынешним поколениям невозможно даже представить, что довелось пережить людям за невероятно долгие военные годы. А скольким не довелось дожить до победного мая сорок пятого?!
Казахстан, казалось бы, был так далеко от западных границ - но так только казалось.
Из 6,2 млн. человек населения Казахстана в 1941г. без учета эвакуированных было мобилизовано в действующую армию 1,2 млн. Для работы в промышленности было мобилизовано 670 тысяч человек.
Например, при численности населения Северного Казахстана в 1941 году 405,4 тысячи человек призвано в действующую армию 74,2 тысячи (или 18,3%). В трудовую армию направлено 34 тысячи.
Из ушедших на фронт погиб каждый второй!
Основная часть шла в армию в качестве маршевого пополнения, а примерно треть была зачислена в соединения и части, создававшиеся в республике. Это были 12 стрелковых и четыре кавалерийских дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. Из этого числа три кавалерийских дивизии и две стрелковые бригады были сформированы как казахские национальные соединения.
Созданные сверх мобилизационных планов в основном из добровольцев, они почти наполовину состояли из коммунистов и комсомольцев и до передачи в действующую армию содержались и обеспечивались обмундированием и многими другими видами довольствия, обозом и снаряжением за счет республиканского бюджета и добровольных взносов населения.
Воевали не хуже других. Были удостоены звания Героя Советского Союза 497 казахстанцев или 4,3% от общего числа награжденных золотой звездой Героя. В то время как соотношение численности населения Казахстана перед войной с общесоюзной составляло 3,15%. Да и процент мобилизованных был выше, чем в соседних республиках и приближался к российскому.
Причем надо вспомнить, что компания по коллективизации в 30-х годах вызвала жестокий голод, который принято в народе называть Голощекинским (Голощекин Ф.И. - с окт. 1924 секретарь Казахского крайкома РКП(б). Руководил проведением коллективизации и раскулачиванием в Казахстане, что сопровождалось огромными жертвами. В 1931-1934 гг. от голода и болезней погибло около полутора миллионов человек, что составляло более 40 % казахского этноса.). Часть казахов ушла со стадами в Китай и соседние среднеазиатские страны.
Население Казахстана с 6198,5 тыс. человек в 1926 г. сократилось до 6081,4 тыс. в 1939 г.
Военные катастрофы, преследовавшие армию с первых дней и достаточно быстро обернувшиеся утратой важнейших экономических районов заставили понять, что без ресурсов Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии спастись не удастся.
В итоге на территорию Казахстана с июля 1941 г. по 15 февраля 1942 г. прибыло 110, а по 6 октября 1942 г. - 142 эвакуированных предприятия.
Из западных регионов страны было эвакуировано свыше 532,5 тыс. человек.
Сюда же прибыло около 970 тыс. спецпереселенцев - поляков, немцев и др.
Большинство прибывших были расселены в аулах и селах.
В городах жилищная проблема, и до войны острая, обострилась еще больше: в 1940 г. на одного горожанина приходилось 5,1 кв. м жилой площади, в годы войны - 4,3, а в Караганде - 2,2 кв. м.
Партийные и советские органы, население оказывали помощь в приемке эшелонов с оборудованием, устройстве прибывших рабочих и инженеров и их семей, установке оборудования на отведенных площадях и строительстве новых помещений для предприятий.
Все это надо было делать очень быстро, при дефиците строительных материалов, рабочих рук. В холоде и голоде. И в режиме весьма и весьма жесткого, или уж скорее жестокого управления.
В марте 1942 г. в Казахстане начали выпуск продукции свыше 20 заводов и крупных цехов, производящих вооружение и боеприпасы. Половина из них - построена заново.
Всего в 1941 - 1945 годах в Казахстане было построено 460 предприятий, включая и эвакуированные.
В Казахстане не было до войны развитой черной металлургии и топливно-энергетической базы. Поэтому сюда было эвакуировано около 20 предприятий станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения, которым для работы требовались в основном трудовые ресурсы.
Кроме того, было эвакуировано оборудование ряда предприятий легкой промышленности, сырье и материалы. Перед войной в Казахстане было 8 предприятий легкой промышленности. К началу 1943 г., в результате ввода в действие перемещенных предприятий, их стало 26.
И все-таки наибольшее значение имела добыча и переработка энергоресурсов и сырья для промышленности.
За первые полтора года войны в Казахстане вступили в действие 25 рудников, шахт, 11 обогатительных фабрик для цветной и черной металлургии, 19 новых угольных шахт, 3 разреза, 4 новых нефтепромысла и нефтеперерабатывающий завод в Гурьеве.
В годы войны Казахстан дал 60% марганцевой руды, 50% медной руды, 65% металлического висмута, 79% полиметаллических руд, 85% производства свинца и 35% общесоюзной выплавки меди.
Добыча вольфрамовой руды, ванадия, молибдена и других редких металлов, необходимых для производства легированных сталей производились на Восточно-Коунрадском молибденовом, Джездинском марганцевом, Донском хромитовом рудниках, Акчатауском молибдено-вольфрамовом, Текелийском полиметаллическом комбинатах и др.
До войны основными поставщиками марганца были Украина и Закавказье. В войну металлургические заводы стали снабжаться марганцевой рудой, добываемой на Урале и Казахстане, которая использовалась для производства доменного ферромарганца на металлургических заводах Урала и Сибири.
Это позволило значительно увеличить выпуск качественного проката. Только на Магнитогорском металлургическом комбинате производство качественного проката увеличилось почти в 3 раза.
Строились предприятия по обработке и прокату цветных металлов, одновременно принимались меры по увеличению производственных мощностей крупнейшего в стране Балхашинского медеплавильного завода.
Спустя месяц после начала войны из Кольчугино (Владимирская область) были направлены эшелоны со специалистами и оборудованием для создания производства по прокату цветных металлов.
Людей расселяли где только возможно и невозможно - в землянках, бараках, клубах, школах, красных уголках, в домах местных жителей.
Строители и монтажники, страдая от морозов, недосыпания, недоедания, совершили невозможное. Трехвалковый прокатный стан, который в 1928 г. в Кольчугино монтировался под руководством немецких специалистов 8 месяцев, в Балхаше установили за 12 дней.
В феврале 1942 г. вступили в строй плавильные и термические печи, основное и вспомогательное оборудование, химический цех, который обеспечивал обогатительную фабрику сернистым натрием, а позднее жидким стеклом. Отражательные печи, работавшие на мазуте, были переведены на угольную пыль.
В апреле 1942 г. завод выдал первый прокат. За 1943 - 1945 гг. балхашским прокатчикам 17 раз присуждались призовые места в соревновании предприятий по обработке цветных металлов.
В начале войны в Джезказганском рудоуправлении эксплуатировалось 5 шахт и карьеров, сооружалось еще несколько объектов. Война заставила сосредоточить усилия на срочном увеличении добычи руды, открытии новых шахт и восстановлении законсервированных старых. Временно было приостановлено строительство обогатительной фабрики и ТЭЦ.
В апреле 1943 г. на базе Джезказганского рудоуправления, Карсакпайского медеплавительного завода и вспомогательных производств был создан Джезказганский медеплавильный комбинат. В его состав вошли 17 шахт, 3 карьера, Байконурские угольные копи, Карсакпайская ТЭЦ и Кенгирские дизельные электростанции, механический, кирпичный и стекольный заводы. Только в военное время было построено и введено в действие 12 шахт и несколько карьеров. До 45% балхашской меди вы-плавлялось из джезказганской руды.
Перестройка металлургической промышленности и расширение военного производства требовали увеличения добычи угля, прежде всего коксующегося. Одним из поставщиков такого угля в военное время наравне с Кузнецким бассейном стал Карагандинский угольный бассейн.
В 1942 г. добыча угля по стране составила 46 % от довоенного уровня. Было прекращено или ограничено снабжение углем некоторых предприятий, а также населения. Из-за недостатка топлива заметно снизилась выработка электроэнергии.
Заводы работали с перебоями, домны, мартены, прокатные станы, коксовые батареи переводились на тихий ход или совсем останавливались. В начале 1943 г. из 19 мартеновских печей Магнитогорского металлургического комбината сталь выплавляли только 11, из 10 прокатных станов работало 4. На Челябинском ферросплавном заводе плавки шли в 5 печах из имевшихся 17. Электросталеплавильный цех Златоустовского завода был остановлен.
13 сентября 1942 г. были приняты решения ЦК ВКП (б), ГКО и СНК СССР, направленные на улучшение работы угольной промышленности и увеличение добычи угля в Карагандинском бассейне.
Угольный комбинат получил врубовые машины, отбойные пневматические молотки, конвейеры и электровозы.
Ввели систему прогрессивно-сдельной оплаты труда, в результате чего заработная плата шахтеров и нефтяников стала выше, чем у металлургов и рабочих военной промышленности.
В январе 1943 г. в Карагандинском бассейне работало:
русских - 15603,
казахов - 8188,
украинцев - 4071,
немцев - 3309,
корейцев - 2141,
евреев - 1130,
поляков - 676
и других национальностей - 2426 человек.
Число рабочих бассейна в 1944 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. на 214%.
В 1943 г. были подготовлены и сданы в эксплуатацию 28 новых горизонтов (в 4 раза больше, чем в 1942 г.) и 6 шахт. Угольный разрез, где открытым способом добывали до 1,5 млн т угля в год. Шахтеры Караганды за годы войны добыли 34 млн. тонн угля.
Доля металлообработки и машиностроения в валовой продукции индустрии Казахстана выросла с 16% в 1940-м до 35% в 1945 г. В целом же промышленное производство республики выросло за военные годы на 37%, что на 2% выше прироста ее продукции за четыре предвоенных года.
С июня 1941 г. и до июня 1945 г. в Казахстане были введены в действие электростанции мощностью 1974 тыс. кВт, угольные шахты мощностью 29 млн т, металлургические заводы и агрегаты - мощностью 2405 тыс т чугуна, 3029 тыс. т стали, 1321 тыс. т проката и другие предприятия.
Эти результаты были достигнуты ценой огромного труда, лишений и невзгод.
При этом более 200 тыс. казахстанцев трудились на стройках и промышленных предприятиях Урала, Сибири и Центра Европейской части страны. Только с мая 1942 г. по май 1943 г. было направлено в различные районы страны 43 644 человек.
Удельный вес женщин в промышленности составлял более 50%, в строительстве - 36%, на транспорте - 39%. На шахтах Карагандинского бассейна в 1944 г. их было 30,3%.
На нефтепромыслах Эмбы в Казахстане трудилось около 4,7 тыс. женщин, или 42,5% общего числа рабочих. Непосредственно на добыче нефти и бурении трудилось 1407 казашек, из них 201 являлись старшими операторами, помощниками операторов, помощниками бурильщиков.
Подростков и молодежи допризывного возраста в промышленности Казахстана было почти 40%.
Была ужесточена трудовая дисциплина, удлинен рабочий день, ограничена текучесть кадров. Вводились обязательные сверхурочные - до 11 часов при 6-дневной рабочей неделе, отпуска отменялись. Нарушение дисциплины, уход с предприятия карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.
В отчетном докладе ЦК КП Казахстана IV съезду КП Казахстана в 1949 году говорилось: "Достаточно сказать, что за время войны колхозы и совхозы республики дали стране и фронту больше хлеба, чем за пять довоенных лет. Хлеба - больше на 30,8 млн. пудов, картофеля - на 14,4 млн. пудов, а колхозно-крестьянским сектором сдано больше мяса - на 15,8 млн. пудов, молока на 3 млн. 194 тыс. центнеров, шерсти - на 176 тысяч центнеров".
Историки считают, что в 1941-45 гг. от голода в СССР погибло 1,5 миллиона человек. Из них 70% - жители села и эвакуированные беженцы.
Между тем на 1 января 1944 на складах наркомата заготовок было примерно 4 миллиона тонн зерна неприкосновенного госзапаса.
На фронт ушла основная сельская рабочая сила. Урожай было убирать некому. Нехватка продовольствия и как следствие - голод - были неизбежны.
Уже в начале войны в стране возник серьезный продовольственный кризис. В крупнейших промышленных центрах наблюдались перебои в торговле хлебом. Основная доля всех производившихся товаров направлялась на обеспечение нужд армии. Введение нормированной системы снабжения хлеба в городах лишило государственного обеспечения хлебом сельских жителей, что послужило одной из причин голода.
1942-1943 гг. были наиболее сложными для сельского хозяйства, крестьянство переживало наибольшие трудности, в том числе и в связи с недородом, охватившим многие регионы страны. С 1944 года наметился постепенный выход сельского хозяйства тыловых районов из кризиса, в то же время он стал кульминационным для Казахстана.
В тяжелом положении оказались многие эвакуированные, семьи фронтовиков, спецпереселенцы, сельское население республики. Ситуация углублялась тем, что многие эвакуированные и беженцы сами искали себе кров и пропитание. Не имея огородов, не получая паек, они фактически были обречены.
Колхозы и совхозы были не способны оказывать им помощь, поскольку всю продукцию сдавали государству по обязательным поставкам и не обеспечивали оплату трудодней даже своим колхозникам.
Люди спасались от голода, чем могли. Отмечались многие случаи употребления в пищу мяса собак, кошек, мяса павших животных.
Длительный голод, недостаток витаминов, употребление водорослей, суррогатов зерна (которое голодающее население собирало на неубранных с осени полях и от употребления которого многие просто умирали) привел к довольно распространенной в те годы болезни - септической ангине. К маю 1944 года в Казахстане было 9718 случаев заболевания ею. Из них 2603 - с летальным исходом.
Были зафиксированы случаи смерти от голода. В Алма-Атинской области в первом квартале 1944 г. зарегистрировано 40, Акмолинской - 21, Семипалатинской - 47, Северо-Казахстанской - 10 смертных случаев.
Подавляющее их число относилось к спецпереселенцам, членам семей фронтовиков, беженцам, колхозникам.
Люди бросали все, бежали в промышленные центры, города.
В западных районах Казахстана было размещено почти 370 тыс. голов скота из оккупированных районов. В 1943 г. он был отправлен обратно. Сохранить собственное поголовье и эвакуированный скот, а к концу войны даже несколько превзойти довоенные показатели по крупному рогатому скоту овцам и козам позволил переход к отгонному способу содержания части скота на удаленных малоснежных участках по преимуществу в зоне сухой степи и полупустыни. В первую военную зиму на таких участках содержались 2,1 млн. голов скота (24% его количества), а в последнюю - 4,4 млн. голов (46%).
Причем источником пополнения общественного поголовья скота в дни войны стала насильственная контракция личного скота членов сельхозартелей. Только в 1942 году у колхозников было закуплено для комплектования колхозных ферм свыше 600 тыс. голов молодняка. Поголовье скота колхозников Казахстана с 1940 по 1943 г. включительно уменьшилось в два половиной раза.
Только 16 марта 1944 ЦК Компартии Казахстана принял постановление "О мерах по оказанию помощи нуждающимся семьям военнослужащих и колхозников продовольственными и промышленными товарами".
К 1 апреля 1944 года было решено открыть специальные столовые в колхозах, где имеются семьи нуждающихся в питании. В колхозах предписывалось создать бригады по отстрелу дичи и отлову рыбы.
В городах заработали раздаточные кухни. Ежедневно выдавали до 250 тысяч первых блюд. Семьям военнослужащих, проживающих на селе, было предложено произвести обмен запущенных коров на дойных, из числа отбракованных на мясосдачу.

Война - страшное испытание. И хочется поклониться памяти людей, переживших это.

17.11.2008
www.nasledie.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован