Министерство здравоохранения и социального развития в нынешнем составе было создано два с половиной года назад в русле новой административной реформы. И деятельность министерства за столь короткий срок не могла, как некоторые полагают, катастрофически сказаться на развитии системы здравоохранения. Сейчас происходят некоторые улучшения в социально-экономической сфере, что повлечет, надеюсь, и улучшение ситуации в нашей отрасли.
Показатели рождаемости в России имеют, к сожалению, постоянную константу: плюс-минус небольшие доли процентов. Смертность стабильна - около 16 промилей. Она держится на уровне естественной убыли населения. По Российской Федерации ежегодно терялось до последнего времени 700-800 тысяч жителей ежегодно.
Младенческую смертность мы регистрируем по критериям, существующим в нескольких странах, в том числе и Европы, мы на эти показатели перешли с 1993 года. У нас ежегодно в возрасте до одного года умирает примерно 17 тысяч человек.
Тенденции, которые проявились в первом полугодии 2006 года, свидетельствуют, что наблюдается некоторое снижение смертности вследствие улучшения социально-экономического положения страны. Снизилось в первом полугодии число заболеваний органов кровообращения и органов дыхания. А вот новообразования стабильны. К сожалению, это мировая тенденция - смертность от новообразований. Каковы внешние причины смертности? Почему в трудоспособном возрасте у нас умирает очень большое количество мужчин? Средний уровень жизни мужчин в России, как мы знаем, едва достигает 60 лет. Это не показатели развития здравоохранения.
Будем говорить о том, что не входит в сферу здравоохранения, но весьма на нее воздействует. С 2004 по 2006 год консолидированные расходы на здравоохранение выросли с 480 до 656 миллиардов рублей. Рост составил примерно 37 процентов. Это деньги, привлеченные на здравоохранение вне зависимости от национального проекта. В 2007 году консолидированный бюджет здравоохранения должен составлять 850-870 миллиардов рублей, а в 2008 году - около триллиона. То есть постоянно растут подушевые расходы на здравоохранение. Сейчас на каждого жителя Российской Федерации в среднем тратится 4,5 тысячи рублей в год.
В последнее время активно обсуждается состояние в стране местного самоуправления. Разделение полномочий между различными уровнями власти - очень актуальная проблема для здравоохранения, не менее острая, чем для других отраслей. На наше муниципальное звено возложили обязанности по первичной медико-санитарной помощи. Специализированной помощью занимаются учреждения здравоохранения на уровне субъектов федерации, а помощь в федеральных специализированных клиниках отнесена на федеральный уровень. Поскольку в 2005 году доля федерального бюджета в отрасли увеличилась почти в два раза, мы вынуждены были с федерального уровня вмешиваться в полномочия своих муниципальных и региональных структур. Это вмешательство в связи с запуском национального проекта только усилилось.
Мы считаем, что здравоохранение должно строиться как раз с муниципального уровня. Но без вмешательства федерального бюджета продвинуться в направлениях, которые мы считаем приоритетными, невозможно. Это наша твердая позиция. После разделения полномочий, о котором я сказал, с нас хотят спрашивать как в советские времена - за все здравоохранение в стране. Тем не менее, мы не снимаем с себя обязательств и должны отвечать за все здравоохранение сразу, даже вопреки принятому законодательству. Приходится поэтому искать легальные пути в обход закона.
Теперь о структуре здравоохранения. 72 процента поликлинических учреждений относятся у нас к муниципальному уровню, 25 процентов - к уровню субъектов федерации и 2 процента - к федеральному уровню. Такое же примерно соотношение и больнично-коечного фонда: 14 процентов - в учреждениях субъектов федерации и 65 процентов - в муниципальных учреждениях. Причем ответственность по финансированию, к сожалению, лежит на этих же уровнях, которые не всегда располагают реальными финансовыми возможностями. Закон No 131, который разделил по уровням ответственность, разделил и собственность. То есть разделение соответствует в принципе наличию собственности, но никак не финансовым возможностям тех уровней, за которыми закреплены те или иные полномочия.
Необходимо хотя бы вспомнить ряд документов, которые в разное время определяли темпы и формы реорганизации нашей отрасли. Был Указ президента в 1992 году "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации". Было постановление правительства в 1997 году, подписанное Виктором Черномырдиным - о концепции развития здравоохранения в Российской Федерации, о мерах по стабилизации развития медицинской науки. Основными задачами концепции стали "Обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направленных на финансирование здравоохранения до 6-7 процентов от валового внутреннего продукта". А мы сегодня говорим о 3-4 процентах...
Далее цитирую: "Реализация концепции основана на следующих принципах: всеобщая социальная справедливость, профилактическая направленность, экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений, единство медицинской науки и практики, активное участие населения в решении вопросов здравоохранения".
Принципы, которые мы закладываем в свое развитие, основаны на опыте предыдущих поколений. Но одним повторением принципиальных положений дело не сдвинуть.
Средства, которые пришли в здравоохранение, позволили улучшить санаторно-курортную помощь льготным категориям населения. Кроме того, только в 2005 году мы потратили 44 миллиарда рублей на льготное обеспечение граждан медикаментами при амбулаторном лечении. Думаю, что эти факторы в определенной степени повлияли на снижение смертности.
В прошлом году мы предложили к реализации после поручений президента национальный проект в сфере здравоохранения. Не буду говорить, какая борьба шла за национальные проекты, каких сил стоило их отстаивание - об этом все знают.
Первоочередные меры, которые мы наметили в проекте, основывались на предыдущем опыте здравоохранения Российской Федерации, Советского Союза и территорий. Между прочим, и в сегодняшней ситуации многие регионы не потеряли профилактической направленности и приемов, которые существовали в советском здравоохранении.
Профилактическая направленность здравоохранения - это то, на чем мы строили и строим борьбу с управляемой инфекцией. Мы взяли ее на федеральный бюджет. На федеральный уровень подняли и проведение высокотехнологичной медицинской помощи. Объем средств, которые направлены на эти цели, составляет примерно половину всей стоимости национальных проектов в здравоохранении. Более того, даже эти средства в ряде случаев оказались недостаточными. И нам министерство финансов по некоторым направлениям деньги добавило.
Хочу сказать, что средства пошли не только на повышение заработной платы врачам первичного звена. Это и не было самоцелью. Повышение выплат было сделано для того, чтобы люди, которые работают в первичном звене, почувствовали себя востребованными государством. И когда эти врачи почувствуют такую востребованность, они, естественно, поменяют отношение к профессии и к тем людям, которых обеспечивают медицинской помощью. Кого коснулось повышение заработной платы? Это примерно каждый третий врач в Российской Федерации и каждый пятый из числа среднего медицинского персонала.
Полемизируя с нашими оппонентами, считающими, что правильнее было бы добавить всем по тысяче рублей, я говорю: это абсолютно неверная позиция. Тогда бы мы деньги просто размазали, извините, за непарламентское выражение, и никаких структурных изменений, которые нам необходимы в первичном звене, не произошло бы. Мы считали, что двукратное повышение заработной платы является нижней планкой оплаты работы врача и что в перспективе эта планка будет постоянно подниматься.
Средний рост заработной платы в нашей отрасли всегда держался на уровне 60-63 процентов от среднего показателя по народному хозяйству. А сейчас он составляет примерно 81-83 процента. При этом рост произошел не столько за счет реализации национального проекта, сколько за счет того синергетического действия, которое проект произвел на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Большинство субъектов адекватно отреагировало на те новшества, которые появились с 2006 года и произвели доплаты за счет собственных бюджетов врачам и специалистам. И в этой части повышения федеральная квота пока не составляет 100 процентов, она в лучшем случае доходит до 60-70 процентов.
В 2006 году в рамках национального проекта мы должны оснастить первичное звено здравоохранения необходимыми материальными и кадровыми ресурсами для того, чтобы 80 процентов объемов медицинской помощи, оказываемой в этом звене, был адекватным и качественным. В течение 2007 и 2008 годов предполагается отработать в так называемых пилотных субъектах Российской Федерации вопросы, связанные с деятельностью стационарного звена, на которое приходится две трети расходов в нашей отрасли.
После того, как отработаем на пилотных территориях различные варианты, мы предложим субъектам Российской Федерации перейти на те модели работы, которые позволили бы в сегодняшней экономической ситуации обеспечить стабильное финансирование как амбулаторного, так и стационарного звена здравоохранения. При этом мы предполагаем, что будет достаточно четко определена доля средств, исходя из специфических особенностей субъектов Российской Федерации.
В течение 2008-2009 годов, мы полагаем, будут изменения, связанные с созданием надежной финансовой базы здравоохранения. Они должны заключаться в решениях, связанных с необходимостью финансирования работающего населения. Тогда каждый человек сможет платить работодателю в систему обязательного медицинского страхования. Этот план существует, мы по нему готовы работать. Прежде чем принимать решения по той или иной проблеме, обязательно советуемся с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, которым предстоит реализовать наши проекты.
К сожалению, изменения, которые произошли в последние два с половиной года, реальные шаги, которые мы начали предпринимать, не у всех вызывают энтузиазм. Но мы готовы к диалогу, и, желательно, не на ультимативных принципах.
СТАРОДУБОВ Владимир Иванович,
заместитель министра здравоохранения
и социального развития РФ
http://www.fondedin.ru/