Владимира Абдуалиевича Васильева страна и весь мир узнали в лицо утром 25 октября 2002 года. Накануне были взяты в заложники зрители, пришедшие в Театральный центр на Дубровке. Заместителю министра внутренних дел РФ, генерал-полковнику милиции пришлось в прямом эфире комментировать меры, принимаемые правоохранительными органами по освобождению людей. В настоящее время В.А. Васильев депутат Государственной Думы от 173-го одномандатного округа Тверской области, Председатель Комитета Госдумы по безопасности. Корреспондент "РВ" попросил его ответить на ряд актуальных вопросов.
- Владимир Абдуалиевич, вы - один из авторов недавно принятого парламентом и подписанного Президентом РФ Федерального закона "О противодействии терроризму", только что вступившего в силу. Почему потребовались столь коренные изменения в отечественном законодательстве, касающемся борьбы со злом нынешнего века?
- Это адекватный ответ террористам всех мастей. Нам не нужно ждать, когда произойдет очередной захват заложников, взрыв и так далее. Необходимо делать все возможное и невозможное, чтобы остановить злоумышленников в самом начале. Правовой акт ориентирует на предупреждение опасных преступлений.
- Что бы вы выделили в нем принципиально важное?
- В нормативном правовом акте учтен опыт последних лет борьбы с террористами. И тут не только произошедшее на Дубровке и в Беслане, но учтены и многие другие антитеррористические операции. Если суммировать, то я бы выделил следующее. Первое, закон направлен, прежде всего, на недопущение террористических актов. Предусмотрено использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. Второе, в нормативном правовом акте определено, что терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Третье, издан Указ Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму". Им предусмотрено создание Национального Антитеррористического комитета. Его председателем стал директор ФСБ Н.П.Патрушев. Четвертое, теперь установлен принцип единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций.
- Впервые законодательно предусмотрено участие Вооруженных сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции "за пределами территории РФ". Как последнее понимать?
- 3 июня в Ираке зверски убиты четверо захваченных группировкой "Меджлис Шура моджахедов", близкой к "Аль-Каиде", сотрудников нашего посольства. В том числе Федор Зайцев, третий секретарь посольства. Случай беспрецедентный. Он еще раз показал, как важно было принятие вышеназванного закона, а также готовность государства к любым неожиданностям.
Решение о применении военных операций Вооруженными силами РФ с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации. Это будет делаться на основании соответствующего, как сказано в данном Федеральном законе, постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
- Оговорена и возможность уничтожения самолетов, захваченных террористами, которые находятся в воздушном пространстве России, а также водных судов, кораблей, которые оказались в водной или подводной акватории России и не подчиняются командам остановиться. При обсуждении закона был упомянут и приказ министра обороны на этот счет. Все ли здесь продумано?
- В законе прописан порядок действий российской стороны в тех или иных случаях. Если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления, на визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться приказам без объяснения причин, Вооруженные силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если оно не подчиняется, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, применяются оружие и боевая техника. Такие же действия предполагаются и на водных акваториях. В том числе в подводной среде. Здесь надо иметь в виду, что последствия взрыва, например, танкера, перевозящего сжиженный газ, могут быть равны последствиям взрыва трех водородных бомб. Так что решительные меры могут быть оправданы.
- А кто определит, да еще в считанные минуты, что данный самолет может таранить государственный объект или атомную станцию, чтобы вызвать экологическую катастрофу? Кстати, нет и самого понятия "экологическая катастрофа". Не может ли произойти ошибки, и в результате попадания ракеты какой-то борт рухнет с пассажирами на головы москвичей в районе Арбата или на Юго-Западе столицы? Это вызывает тревогу.
- Расчеты произведут специалисты, которые "ведут" данное воздушное судно. Они сделают все, чтобы не допустить нелепой случайности. Однако государство должно защищаться. 11 сентября 2001 года США познали немало реальностей.
- Многих беспокоит и то, что задержанный по подозрению в причастности к террористам, не в силах будет доказать, что он никакого отношения к злоумышленникам не имеет. Существует, может быть, и неоправданная боязнь, что положения закона могут быть обращены против политических оппонентов, каких-то врагов. Мы знаем, на какие уловки идут иные бизнесмены, предприниматели, чтобы подорвать доверие к конкуренту. Закон "О противодействии терроризму" позволяет скомпрометировать кого угодно. Вас это не пугает?
- При его правильном применении всего этого быть не должно. Как бы то ни было, а закон всегда предпочтительнее, чем понятие. Он конкретен. Любые действия могут быть расследованы в судебном порядке. А что касается опасностей, то они могут быть всегда.
- Федеральный закон предусматривает, что в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования. Как понимать последнее?
- Как мы знаем, и в Москве, и в Беслане велись интенсивные переговоры с террористами. Однако они ничего не дали. Почему? Мы не найдем ответа. Нельзя забывать, что, как правило, на столь крайние меры идут фанатики, готовые уже изначально пожертвовать своими жизнями. Поэтому такие переговоры не должны выходить за рамки конкретной ситуации. Опыт показывает, что это дорога в никуда.
- Как бы ни складывалась ситуация, но жажда выжить присутствует всегда. А умеем ли мы вести переговоры? Мировой опыт знает немало примеров того, что из сложнейших ситуаций борцы с террористами выходили с победой. Благодаря таланту переговорщиков.
- Вы затронули действительно серьезный и больной для нас вопрос. Для этого следует иметь профессиональных переговорщиков. Может быть, с появлением Национального антитеррористического комитета такие люди будут подготовлены. В конце концов, есть же различные методики, применяемые в разных странах мира. Есть способы отвлечения внимания. Ради сохранения жизней можно рисковать многим.
- Другая острая и до конца нерешенная проблема - компенсация за причиненный во время террористического акта или последствий его ликвидации ущерб.
- В законе есть статья 18. Она называется: "Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта". Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда осуществляется за счет лиц, его совершивших. Надо только разделять вред, принесенный террористами и участниками антитеррористической операции. Одно бесспорно: ущерб должен фиксироваться. Конечно, на практике, в момент боевых действий, это неосуществимо. Пострадавшим следует обращаться к тому лицу, который руководил данной операцией. Они должны документировать причиненный им вред. Такова отечественная практика.
- Владимир Абдуалиевич, не секрет, что у части наших граждан рождается представление, что борьба с терроризмом, коррупцией, организованной преступностью ведется в России чуть ли не под давлением Организации Объединенных Наций, Совета Европы. Российская Федерация присоединяется к различного рода международным конвенциям, как будто у нее нет своей силы и воли в противодействии преступникам разного рода.
- В ряде случаев мы не можем действовать в отрыве от всего мира. Более того, интересы дела требуют слаженности. Особенно в борьбе с международным терроризмом. Западные страны раньше с ним столкнулись, а поэтому нам важно использовать их опыт.
- Только что принята "Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма". Для нас как будто открытие. Между тем спецслужбы и общественность прекрасно сознают, что за террористами стоит денежная подпитка, которая создается благодаря коррупции.
- В настоящее время с ней начата непримиримая борьба. Достаточно определенно по этому поводу выказался Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию. Последовали и конкретные меры по пресечению зла, о котором вы говорите. Если нужны факты, можем их привести.
- Борьба с терроризмом органами безопасности исключает участие других ведомств в этом деле?
- Исторически на них лежит ответственность за предотвращение различного рода таких преступлений. Другое дело, что не все им под силу. Нельзя преуменьшать особую роль служб и органов МВД, к компетенции которого на сегодня относится "осуществление борьбы с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели". Более того, пора признать и труд сотрудников правоохранительных органов по противодействию террористическим акциям. Например, мало кто знает, что во время захвата заложников в Театральным центре на Дубровке сотрудники уголовного розыска вместе с органами ФСБ и прокуратуры выявили организаторов подготовки еще четырех террористических актов. Они не состоялись.
Мы болезненно пережили Дубровку, взрыв в московском метро. Рано утром в поезде ехали на учебу студенты, учащиеся, иные, не подозревающие о том, что может случиться, жители столицы. Метрополитеном мы пользуемся ежедневно, ежечасно, что делает его охрану особенно важным.
Теперь по поводу эффективной защиты от терроризма. Мы столкнулись со злом, равным которому человечество еще не знало. И это не красивые слова. Поверьте человеку, который почти всю жизнь отдал организации борьбы с организованной преступностью, в том числе и с терроризмом.
Все усилия правоохранительных органов, специальных служб будут неэффективны, если отсутствуют взаимные обязательства у администрации, проводящей культурно-зрелищное, спортивно-массовое мероприятие, с теми, кто занимается обеспечением антитеррористической безопасности, личности и всего общества. Только совместными усилиями всех граждан может быть побеждено зло, равного которому нет в мире.
В России причинами роста террора, безусловно, стали слом советской системы государственности, попытки расчленения страны, потеря многими гражданами жизненных ориентиров.
Ошибок за последние годы сделано много. Однако это не означает, что их нужно увеличивать.
Беседовал Юрий Звягин
Российские Вести. Москва.
11 Июля 2006 г.