Эксклюзив
12 февраля 2015
2807

Владимир Воюш: Агония индустриальной державы

Ровно год назад я написал заметку о проблемах ракетно-космической промышленности Украины: Зато мы делаем ракеты...
Главной опасностью тогда представлялась бездумная евроинтеграционная пропаганда, отрицающая поддержание и развитие выскотехнологичных отраслей промышленности страны. Но ведь именно ракетостроение, судостроение, самолётостроение, производство тепловозов, вертолётных двигателей, уникального энергетического оборудования и многих других видов машиностроительной продукции позволили Украине входить в группу высокоразвитых индустриальных государств мира.
Печальные итоги прошедшего года свидетельствуют о развитии наихудшего сценария в промышленности, грозящего не просто сокращением высокотехнологичных производств, а потерей целых отраслей и фактической деиндустриализацией страны.
По предварительным итогам прошлого года, все отрасли промышленности показали существенное падение. Производство автомобилей за 2014 год сократилось в 13 раз, в т. ч. легковых - в 22 раза. Продукция машиностроения сократилась на 21,3%, химической промышленности - на 14,7%, металлургии - на 14,9%, производства кокса и продуктов нефтепереработки - на 21,4%, добывающей промышленности - на 13,7%.
В 2014 году украинские заводы, по оперативным данным объединения металлургических предприятий "Металлургпром", сократили производство стали на 17% - до 27,161 млн тонн по сравнению с 2013 годом.
Выпуск общего проката снизился на 18% - до 23,793 млн тонн; чугуна - на 15%, до 24,810 млн тонн; труб - на 14%, до 1,396 млн тонн; а кокса - на 21%, до 13,824 млн тонн.
И как фронтовые сводки звучат сообщения об остановке индустриальных гигантов страны. Ограничили или полностью приостановили свою работу Харцызский трубный завод, Донецкий и Енакиевский метзаводы, предприятия группы "Норд", концерн "Стирол", Алчевский меткомбинат, "Северодонецкое объединение АЗОТ", Луганский литейно-механический и Горловский машиностроительный заводы, Авдеевский коксохим. Угледобывающие предприятия Украины в 2014 году снизили добычу рядового угля на 22,4% (на 18 млн 721,5 тыс. тонн) по сравнению с 2013 годом - до 64,976 млн тонн. Добыча коксующегося угля в минувшем году упала на 32,1% (на 7 млн 615,2 тыс. тонн) - до 16 млн 109,3 тыс. тонн, энергетического - на 18,5% (на 11 млн 106,3 тыс. тонн), до 48 млн 866,7 тыс. тонн.
Руководство публичного акционерного общества "Лугансктепловоз" заявило о необходимости приостановить рабочий процесс с февраля на неопределенный срок.
Запорожский алюминиевый комбинат, флагман украинской цветной металлургии, официально прекратил своё существование. Режут на металлолом оборудование мариупольского "Азовмаша", в прошлом одного из ведущих предприятий украинского тяжелого машиностроения.
Испытывают нарастающие проблемы со сбытом продукции и вынуждены сокращать производство харьковский завод "Электротяжмаш", крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции завод "Южкабель", производящий вертолетные двигатели запорожский завод "Мотор Сич".
ПАО "Крюковский вагоностроительный завод" (КВСЗ) в 2014 году по сравнению с 2013 г. уменьшило выпуск грузовых вагонов на 54,7% - до 2406 штук. В 2014 году завод произвел один пассажирский вагон, тогда как в 2013 году- 74 штуки.
В декабре прошлого года производство автотранспортных средств сократилось на 92,1%, с 6396 единиц до 504 единиц, в т. ч. автомобилей - на 95,4% (с 5640 до 257 единиц), грузовиков - на 44,8% (с 388 до 214 единиц), автобусов - с 91,0% (с 368 до 33 единиц). На Запорожском автомобильном заводе "ЗАЗ" выпущено 3 автомобиля и ни одного грузовика или микроавтобуса (в декабре 2013 года выпущено 2572 автомобиля). Корпорацией "Богдан" за этот же период выпущено всего 7 автобусов, при 387 выпущенных единицах годом ранее.
За прошлый год не спущено на воду ни одного судна отраслью, которая еще в первой половине 2000-ых годов спустила на воду 26 крупных кораблей .
В авиастроении ситуация не лучше. В январе нынешнего года на вооружение был принят средний военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки Ан-70. Однако есть большие проблемы в производстве серийных самолетов. В настоящее время ситуация с серийным самолетом следующая: Минобороны Украины не может получить свой заказ, так как негде взять крыло. Чтобы его построить, нужны деньги на стапели и, собственно, на само производство. А в бюджете средства на эти цели вообще не предусмотрены.
Всего в промышленности количество активных предприятий сократилось за прошедший год на 38,8 тыс., в т. ч. в добывающей - на 189 предприятий, перерабатывающей - на 3026 предприятий. В строительстве количество активных предприятий сократилось на 4321 единицу, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств - на 9898 единиц, научной и научно-технической деятельности - на 3650 единиц.
Но даже на этом фоне остановка легендарного "Южмаша" - случай особый. "Вместе с "Южмашем" Украина потеряет свое лицо как современная страна с передовой инженерной мыслью и высокоразвитой промышленностью. Потеряем и вряд ли сможем вернуть себе статус космической державы", - сказал экс-президент Украины Леонид Кучма, долгое время возглавлявший госпредприятие "Южный машиностроительный завод им. А.М.Макарова". "И это беда не только "Южмаша", но и, на мой взгляд, всей страны", - добавил он.
Трудно не согласиться с бывшим президентом и промышленником. Страна действительно в беде, куда её завело правительство "камикадзе" и продолжают тащить псевдореформаторы. Если Украина в перспективе не будет делать ракеты, самолёты, корабли, тепловозы... чем же займётся и за счёт чего будет существовать 43-миллионное население страны?

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован