В январе 2007 года в Москве торжественно открылся Городской ресурсный центр. В мероприятии приняли участие руководитель Департамента образования столицы Л. П. Кезина, представители московской системы образования, префектур, общественности, средств массовой информации и лидеры мировой и отечественной IT-индустрии - Microsoft, Oracle, IBM, Intel, HP, "Квазар-Микро". Уверены, подобные центры в будущем появятся во всех регионах России.
Наш сегодняшний собеседник - руководитель Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы Владимир Борисович Яблонский, кандидат экономических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования за 1997 год.
- Владимир Борисович, чем вызвана необходимость создания Городского ресурсного центра?
- Осуществление образовательного процесса сегодня является весьма дорогим. Сейчас для того, чтобы обучить студента работе с современным оборудованием, обеспечить качество профессиональной подготовки, адекватное требованиям работодателей, необходима развитая материально-техническая база, современные компьютеризированные средства обучения, эффективные методики преподавания. В настоящее время средства, выделяемые для финансирования российской системы образования, не позволяют оснастить на современном мировом уровне все учреждения образования, особенно это справедливо для системы профессионального образования. В связи с этим возникла идея о создании ресурсных центров системы профобразования.
Ресурсный центр, в широком смысле, - это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников: правительства, работодателей, образовательных организаций. Он является структурным подразделением образовательной организации по концентрации ресурсов определенного вида. Создание инфраструктуры ресурсных центров в системе профобразования началось в 2005 году - тогда в Москве их было создано 6. Затем, в течение 2006 года, начали работу еще 5 центров.
- Какие основные цели и задачи преследовались при создании Городского ресурсного центра?
- Главной целью деятельности Центра является модернизация столичного образования на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Городской ресурсный центр (ГРЦ) призван решать задачи ресурсного обеспечения информатизации столичного образования, координации работы окружных ресурсных центров и ресурсных центров профобразования. На его базе разрабатываются и внедряются новые подходы к автоматизации управления системой столичного образования, проводится управление мультисервисной корпоративной сетью, осуществляется проектная интеграция в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва", проводится обучение студентов колледжей, персонала окружных ресурсных центров и ресурсных центров колледжей, руководителей образовательных учреждений, тьюторов по программам ведущих российских и зарубежных IT-компаний.
- Какие направления работы Центра Вы считаете приоритетными?
- Приоритетным направлением деятельности станет реализация национального проекта "Образование" в области информатизации столичного образования. Также основными направлениями работы ГРЦ являются организационно-методическая работа по управлению системой информатизации московского образования, формирование инновационной среды в области информатизации в системе образования столицы.
Городской ресурсный центр, прежде всего, учреждение, обеспечивающее как информационную поддержку работы Департамента образования города Москвы, так и реализующее на своей базе повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, обучение персонала ресурсных центров. Сейчас реализуются программы повышения квалификации мастеров производственного обучения. На базе ГРЦ внедрена система дистанционного обучения и повышения квалификации работников системы профобразования.
- Расскажите об основных структурных подразделениях и их роли в открывшемся Городском ресурсном центре?
- В состав Центра входят несколько подразделений: центр управления мультисервисной корпоративной сетью, секторы проектной интеграции, автоматизации управления, информатизации образования, информатизации профессионального образования. Обо всем по порядку.
Центр управления сетью осуществляет поддержку мультисервисной корпоративной сети (МКС) Департамента образования города Москвы. Она представляет собой современную телекоммуникационную сеть, предоставляющую множество сервисов, как традиционных, так и инновационных. В частности, МКС обеспечивает выход в глобальную сеть Интернет, предоставляя возможности фильтрации нежелательных ресурсов, защиту от вирусов и хакерских атак. Сюда же входят: электронная почта с использованием унифицированных почтовых ящиков, выход в информационную сеть городской мэрии с использованием сервисов ЕРКТ и "Одно окно", цифровая телефония со стыковкой по IP или цифровым каналам E1, видеоконференцсвязь, функционирование информационных систем в защищенной внутренней intranet-среде, АИС "Профобразование", Единая система дистанционного обучения - все это находится в ведении Центра управления сетью.
Наша мультисервисная корпоративная сеть построена по принципу "звезда" с 10 промежуточными уровнями, под которыми понимается 10 ресурсных центров округов. Такой принцип обеспечивает компромисс между "быстрой" управляемостью системы образования и ее централизованностью. Сеть такой структуры является мировым общепринятым стандартом и является частью сети мэрии Москвы. При таком построении сети у каждого округа есть возможность влиять на сервисы, предоставляемые МКС и возможность наложить свои фильтры на выход в интернет.
Сотрудниками Центра управления сетью выполняются основные задачи:
*
Централизованное обеспечение бесплатным Интернет-трафиком и его учет, возможность экономить трафик за счет многократного использования результатов идентичных запросов.
*
Возможность работы отраслевых систем типа АИС ЕРКТ, "Одно окно", ИАИС.
*
Фильтрация нежелательных ресурсов и защита от вирусов.
*
Мониторинг работы образовательных учреждений по использованию интернет-ресурсов.
*
Предотвращение рассылок спама и возможность нормального функционирования электронной почты.
В ведении Сектора проектной интеграции находится разработка и внедрение технологий и решений проекта "Карта учащегося" в рамках более крупного проекта "Социальная карта москвича". Реализация проекта "Карта учащегося" включает в себя организацию льготного проезда школьников на общественном транспорте, контроль доступа учащихся в здания образовательного учреждения, автоматизацию процесса расчета за школьное питание. С помощью "Карты учащегося" проще организовать учет и анализ использования учебных библиотечных фондов, доступ родителей к сведениям об успеваемости их детей через "Электронные сервисы". "Электронные сервисы" - это "электронный дневник", который предоставляет родителям информацию по SMS и E-mail об успеваемости их ребенка, статистику посещения занятий, информационные сообщения от учителей, On-line "Электронное расписание" - расписание занятий, домашние задания, лента школьных новостей. В планах развития "Электронных сервисов" интеграция с проектом "Карта школьника" - это "Контроль присутствия", который позволяет получать данные о присутствии либо отсутствии ученика в школе, точное время прихода и ухода; "Школьное питание" - информирорование родителей о питании ребенка в школьной столовой и о состоянии родительского счета на "Карте учащегося", используемой для безналичного расчета в школьном буфете.
А главное, можно в целом реализовать отслеживание индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, что важно для мониторинга и принятия управленческих решений во всей столичной системе образования.
Также Сектор проектной интеграции ведет работу по созданию в образовательных учреждениях локальных сетей и обеспечивает их подключение к мультисервисной корпоративной сети. Приведу некоторые данные. На сегодняшний день к МКС подключены около 1900 образовательных учреждений города Москвы и более 1000 учащихся, находящихся на домашнем обучении. Причем, соотношение подключенных образовательных учреждений по технологии ADSL и волоконно-оптическому кабелю примерно одинаково.
Сектор автоматизации управления осуществляет развитие всего комплекса информационных систем управления образованием. Это - проект Интегрированная автоматизированная информационная система (ИАИС), представляющий собой интеграцию автоматизированных систем по основным направлениям управленческого, кадрового учета, систем, предназначенных для решения учетно-аналитических задач по работе с контингентом учащихся. Данный сектор охватывает весь спектр работ: от разработки проектов до их реализации и внедрения в повседневную эксплуатацию.
Сотрудничество с такими мировыми лидерами IT-индустрии как компаниями Microsoft (MS), Oracle, HP, IBM, отечественными компьютерными компаниями осуществляет Сектор информатизации образования. На базе ГРЦ идет обучение по программам MS IT Academy. Так с января 2007 года на основе конкурсного отбора будут сформированы первые группы обучающихся из числа наиболее подготовленных студентов, способных к освоению программ повышенной сложности в области информационных технологий. Российская компания "АйТи" организует на базе ГРЦ обучение по специальности "Монтажник структурированных кабельных систем" с последующим прохождением практики и трудоустройством лучших студентов.
Работа сектора направлена также на внедрение и поддержку Единой системы дистанционного обучения для профессионального образования Москвы. На сегодняшний день в системе существует 44 учебных курса, 10 из которых созданы специалистами колледжей. Таким образом, разработанные одним из колледжей курсы становятся доступными для всех участников образовательного процесса. Причем, все учебные курсы снабжены титрами и голосовым сопровождением, что позволяет их использовать в работе со слабослышащими студентами.
В экспериментальном режиме уже отработана модель дистанционного обучения в четырех московских колледжах (NoNo 27, 31, 39, 58) с охватом более 200 человек. Причем в трех из этих образовательных учреждений учатся студенты-инвалиды по специальностям: "Библиотековедение"; "Информационные технологии в профессиональной деятельности коммерсанта"; "Компьютерная графика и дизайн".
На базе ГРЦ создана система фирменного профессионального обучения в рамках сотрудничества с IT-компаниями. Некоторые итоги работы уже можно подвести: обучена группа студентов Политехнического колледжа No 19 по программе "Техобслуживание и ремонт ПК". На второе полугодие 2007 года запланировано обучение 10 групп студентов современным технологиям по программам Microsoft, Oracle, специальности "Монтажник структурированных кабельных систем".
Это подразделение также осуществляет поддержку и наполнение содержимым порталов и сайтов системы московского образования.
У сектора информатизации профессионального образования широкий спектр задач. Однако к основным направлениям деятельности этого подразделения следует отнести переподготовку и повышение квалификации управленческого персонала учреждений профобразования в области информационных технологий, преподавателей и мастеров производственного обучения в области учебно-производственного автоматизированного оборудования и применения ИКТ в учебном процессе, подготовку преподавателей Единой системы дистанционного обучения профессионального образования по внедряемым учебным программам из числа педагогических работников колледжей. К числу первостепенных задач можно также отнести отработку модельных программ по различным специальностям, а также информационное обеспечение и поддержку оснащения учреждений профобразования вычислительной техникой, программно-аппаратными комплексами и компьютеризированным учебным оборудованием. Так, за счет поставок профессионального высокотехнологичного учебного и производственного оборудования создана инфраструктура ресурсных центров столичного профессионального образования на базе колледжей. Сейчас мы организуем и проводим обучение специалистов этих центров.
За прошедший учебный год изучены потребности колледжей в специализированном оборудовании с применением информационных технологий по нескольким приоритетным направлениям развития экономики Москвы. Это такие направления, как машиностроение, компьютерные технологии, телекоммуникации, строительство. Например, колледжам, реализующим подготовку рабочих кадров в сфере металлообработки, поставляются, так называемые проэмуляторы, т.е. компьютерные виртуальные имитаторы станков. Проэмулятор представляет собой устройство для управления процессом обработки деталей с помощью компьютера на стандартных универсальных станках и позволяет достигать точности обработки до микрона. Поэтому обучение на проэмуляторах позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных современным производством. Кроме того, затраты на оснащение производственных мастерских проэмуляторами на несколько порядков ниже стоимости реальных металлообрабатывающих станков.
Есть в ГРЦ и конференц-зал, предназначенный для проведения различного рода совещаний. Он оснащен всем необходимым для отображения визуальной информации, медиа-, видео- и коммутационным современным оборудованием. Конференц-зал обеспечивает поддержку выступлений мультимедийными и презентационными средствами, что позволяет применять для сопровождения докладов даже многопотоковое видео. Посетив наш конференц-зал, поучаствовав в мероприятиях, можно наглядно увидеть современные тенденции развития информационно-делового общения.
В центре существует и небольшой аналог конференц-зала, который также оснащен всем набором современной мультимедийной техники. Это Ситуационный центр. Его основное назначение - проведение тематических узконаправленных совещаний с небольшим количеством участников.
- Так что же может дать столице и ее системе профобразования Городской ресурсный центр?
В центре сконцентрировано большинство остро востребованных передовых технологий управления образованием и обучения. Причем, современным методикам обучаться могут как руководители учреждений, так и инженерно-педагогический состав образовательных учреждений. Студенты на базе ГРЦ могут проходить производственную практику, обучаться по программам MS IT Academy, осваивать тестирование программного обеспечения и обслуживание вычислительной техники.
Главное для нас - разработка и внедрение IТ-решений, инновационных проектов, способствующих повышению качества образования, его эффективности, доступности и современности.
Елена Мельникова
журнал "Профессиональное образование. Столица"
апрель 2007 года
http://www.educom.ru/ru/publications/press/intervi_Yabl_04_2007.php