В современных условиях реформирования российской экономики и образования в структуре института повышения квалификации целесообразно иметь следующие структурные подразделения:
Управление открытых и корпоративных программ с набором услуг классической бизнес - школы.
Это наиболее динамично развивающееся структурное подразделение системы ДПО, имеющее довольно длительную историю всероссийских и международных контактов. Здесь идет постоянная системная работа в масштабах как национальных, так и международных проектов в сфере образования, консалтинга, научно-исследовательской работы сегмента ДПО.
В настоящее время, например, в Управлении открытых и корпоративных программ ННГАСУ работает ряд учебных центров, таких как:
- центр профессиональной оценки;
- учебно-методический центр обучения и переподготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов (УМЦ-62);
- учебный центр маркетинга, реализующий российско-голландскую программу РИМА;
- региональный учебно-внедренческий центр "Кредо-ННГАСУ" по изучению программного комплекса "Кредо" для обработки геодезических измерений моделирования земной поверхности, различных видов изысканий;
- учебно-научно-производственный центр "Кадастр" и др.
Вместе с тем, небывалый количественный и качественный подъем некоторых отраслей экономики и в том числе архитектурно-строительной сферы, потребовал существенного развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по всему спектру профильных специальностей вузов. Данное обстоятельство потребовало создания в ННГАСУ нового Управления повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов градостроительной отрасли и архитектуры с 14-ю учебными центрами ДПО институтов и кафедр университета
Этим новым учебным центрам ДПО университета предстоит по-новому организовать работу, особенно по профессиональной переподготовке специалистов.
Это обусловлено тем, что в современных условиях двухуровневого высшего профессионального образования, знания и навыки бакалавров необходимые для тех или иных квалификационных требований выдвигаемых реальным бизнесом, во многом будут формироваться системой ДПО.
Причем из широкого спектра учебных программ системы ДПО для этих целей особо будут востребованы программы профессиональной переподготовки и, в частности:
- для выполнения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов аудиторных занятий);
- для получения специалистами дополнительной квалификации (свыше 1000 часов аудиторных занятий).
Данные долгосрочные учебные программы дают возможность подготовки специалистов более узкой, чем раньше квалификации, необходимой работодателям. Содержание учебных программ согласуется с работодателями, финансируется в основном за их счет и реализуются при активном участии практиков с возможной стажировкой в той сфере бизнеса, для которой готовится специалист. В настоящее время в архитектурно-строительных вузах России функционирует лишь одна такая учебная программа "Менеджер строительства", разработанная МИПК ННГАСУ и введенная в действие приказом Минобрнауки России от 27 августа 2003 года N3398, поэтому кафедрам университета предстоит проделать довольно большой объем работы по составлению и утверждению таких дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительной квалификации. Причем, чтобы этот труд был не напрасен, важно четко определить специалистов каких именно профессий и квалификаций нужно готовить сегодня для реальной производственной деятельности, включая и подготовку специалистов гуманитарных направлений (юристов, менеджеров, маркетологов, экономистов, финансистов и др.) непосредственно для строительных и архитектурных организаций. Для этих целей от работодателей в свою очередь требуется разработка долгосрочных перспективных планов развития кадрового потенциала градостроительного комплекса, и организация обучения уже должна проводиться под гарантированные заказы предприятий, учреждений и организаций.
Обязательного мониторинга кадрового потенциала организаций работодателей и подготовки специалистов под их гарантированные заказы потребуют и новых подходов федеральных властных структур к развитию сети образовательных учреждений подведомственных Рособразованию, изложенных в Приказе Рособразования от 25 мая 2007 года N 921. В соответствии с этим приказом в университетах рекомендуется сформировать матричные учебно-научно-производственные комплексы, интегрирующие как по вертикали, так и по горизонтали, соответствующие учебные заведения разных уровней профессионального образования; а также работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов и местные органы власти, укрепляющие эти новые творческие союзы законодательной и административно-распорядительной поддержкой.
Так, первым шагом в формировании этой сложной структуры в ННГАСУ стало предложение об объединение усилий всех учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования Нижегородской области, готовящих специалистов градостроительных специальностей в рамках некоммерческого партнерства "Нижегородский градостроительный образовательный консорциум" (таблица N4).
Учитывая широкую географию размещения учебных заведений по Нижегородской области и значительное их количество (46) предложено сформировать их зональные объединения, создав 7 зональных учебно-производственных центров на базе ведущих учебных заведений среднего и начального образования, существенно усилив их материально-техническое, компьютерное, информационное и т.п. обеспечение за счет головной организации ННГАСУ, главных работодателей и местных органов власти.
Далее в рамках единого учебно-методического совета Консорциума планируется разработать и принять унифицированные для всех программы обучения, четко согласовав их между уровнями обучения с целью обеспечения содержательной и организационной преемственности. Работая на региональном уровне, новый союз единомышленников может легко решить вопрос об организации обучения на базе таких строек и предприятий стройиндустрии и архитектуры, где используются новые технологии, материалы, конструкции; новые методы организации производства и управления, где применяется новейшая отечественная и зарубежная техника. На основе объединения высокого потенциала прикладной науки и опытного производства университета, финансовой поддержки заказчиков образовательных услуг и административного ресурса местных органов власти, планируется создать строительные бизнес-инкубаторы, базовые учебно-производственные комплексы, технопарки и т.п. с учебно-производственными мастерскими и опытными промышленными предприятиями. Именно на их базе можно наиболее эффективно готовить специалистов, существенно сократив путь от науки к производству. Охарактеризованный выше комплекс мероприятий даст возможность сформировать единую региональную кадровую политику в архитектуре и строительстве и гарантировать качество подготовки специалистов всех уровней от рабочих до топ-менеджеров и их полную востребованность на производстве. Данная программа ННГАСУ была апробирована и одобрена на Межрегиональной конференции Приволжского федерального округа "Подготовка специалистов для строительной отрасли: пути интеграции учреждений профессионального образования" в рамках Форума "Недвижимость регионов Приволжья: опыт, проблемы, перспективы", который состоялся в Нижнем Новгороде. Организацию и координацию данной деятельности в системе ДПО ННГАСУ планируется осуществить через Центр управления интегрированным многоуровневым учебно-научно производственным комплексом.
Вместе с тем, государственный вуз сможет эффективно и результативно выполнять функции головной организации в подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров только в том случае, если в вузе будет организована качественная подготовка профессорско-преподавательского состава, научно-технических кадров и вспомогательного персонала в духе требований новейших достижений науки и техники. Поэтому сегодня особое внимание необходимо обращать на создание комфортных условий наиболее работоспособным и талантливым ученым, на подготовку кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру, докторантуру, которые в дальнейшем сосредоточат свои силы на фундаментальных и прикладных научных исследованиях и разработках по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, прежде всего в профильных для вузов отраслях.
При этом особенно жесткие требования предъявляются к преподавателям, работающим в системе ДПО. В частности они должны:
- иметь опыт преподавательской работы в Вузе;
- постоянно заниматься научными исследованиями в сегменте преподаваемого курса;
- уметь делать то, о чем рассказывают, т.е. обладать профессиональными навыками решения подобных вопросов в бизнесе, что достигается систематическими стажировками на конкретном производстве;
- являться действующими консультантами в сфере экономики;
- владеть методологией обучения взрослых;
- изучать лучший мировой и отечественный опыт в сфере своих интересов.
В соответствии с приведенными выше требованиями, к примеру, в структуре МИПК ННГАСУ появился новый специализированный Центр повышения квалификации, переподготовки и стажировки преподавателей.
В настоящее время этим Центром в университете организованы курсы повышения квалификации по программам: "Инновационная деятельность в науке, технике и технологиях", "Компьютерные технологии и профессиональная деятельность преподавателей", "Менеджмент многоуровневого высшего профессионального образования", "Преподаватель высшей школы", "Стандартизация и контроль в профессиональной деятельности преподавателей".
Работа данного Центра связана не только непосредственно с преподавателями и кафедрами, на которых они работают, но и с другими подразделениями университета, занимающиеся научными исследованиями и консалтингом. Это определяется тем, что подготовка преподавателей для системы ДПО университета во многом зависит от эффективной научной и консалтинговой деятельности университета, что способствует организации профильных научно-практических конференций, фирменных семинаров и мастер-классов для участия в них специалистов из других Вузов и регионов.
Важным обстоятельством является также участие преподавателей университета в международных, межрегиональных научных конференциях, а также консалтинговых программах.
Дело в том, что сегодня заказчики образовательных услуг существенно изменили свою материально-техническую базу, организацию производства и управления с акцентом на достижения развитых стран, прежде всего Европейского Союза, и очень активно интегрируются как в научной, так и производственной сфере.
Данное обстоятельство нашло отражение в работе системы ДПО ННГАСУ, которое активно берет на вооружение лучшую европейскую образовательную практику, соответствующую требованиям и рекомендациям ЕС.
Сейчас намечается значительное расширение международных контактов в обучении российских специалистов и проведении совместных с иностранными инструкторами и специалистами учебных курсов и стажировки как в России, так и в учебных центрах стран ЕС.
Одна из таких Международных учебных программ повышения квалификации руководителей и специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, надзорных и контрольных органов, а также специализированных учреждений и организаций в сфере обращения с отходами начала реализовываться в ННГАСУ совместно с Правительством Нижегородской области, Ростехнадзором и Торгово-промышленной палатой г. Лейпцига (Германия).
Принципиально новую роль технические Вузы стали играть в условиях перехода от государственного к общественному регулированию деятельности всех участников производственного цикла и создания сети саморегулируемых организаций промышленной и строительной индустрии.
В этих условиях у университета появляется новая организующая и координирующая роль во взаимодействии с саморегулируемыми организациями (СРО), а профессорско-преподавательский состав становится главным разработчиком всех нормативных актов и правил функционирования СРО, в том числе критериев, уровней компетенции и квалификации кадров; составителем и организатором программ обучения и систем контроля за результатами подготовки для получения соответствующих сертификатов квалификации или компетенции.
Новые деловые взаимоотношения формируются у университета с региональными органами власти, так как при децентрализации управления экономикой именно на уровне субъектов федерации принимаются региональные нормативные акты, в том числе местные законы, регламентирующие порядок, время и ответственность за проведение обучения кадров с их дальнейшей аттестацией и сертификацией. Все выше сказанное потребовало создания в университете Центра по аттестации и сертификации специалистов и организаций.
Разработка и реализация Концепции проходит под патронажем и при активном участии ректора университета, который осуществляет общее руководство системой ДПО университета.
Основные аспекты Концепции функционирования системы дополнительного профессионального образования в государственном университете были апробированы на 4 международных, 8 всероссийских, 2 межрегиональных и межвузовских конференциях.
Литература
1. Копосов Е.В. Инновационные процессы в системе дополнительного профессионального образования. / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Приволжский научный журнал. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. -N3(7).
2. Копосов Е.В. Инновационный подход к оптимизации сети образовательных учреждений Приволжского федерального округа, готовящих специалистов для градостроительной отрасли / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Вып. 5. -Н.Новгород, 2008.
3. Копосов Е.В. Особые условия современного развития градостроительной отрасли и их влияние на систему подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 13. - М., 2008.
4. Копосов Е.В. Инновационные подходы к организации системы дополнительного профессионального образования вуза в современных условиях / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Материалы IX Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (3-4 апреля 2008 г.) "Инновации в системе непрерывного профессионального образования". Т. 3. --Н.Новгород, 2008.
5. Копосов Е.В. Механизм оптимизации сети образовательных учреждений Приволжского федерального округа, готовящих специалистов для строительной отрасли / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 12. - М., 2007.
6. Бородачев В.В. ДПО и саморегулирование - новые грани развития //Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 11. -М., 2007.
7. Копосов Е.В., Бородачев В.В. Дополнительное профессиональное образование как важнейшая составляющая единого непрерывного образовательного комплекса в ВУЗе // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - Вып. 10. - М., 2006.
8. Копосов Е.В. Новая роль дополнительного профессионального образования в условиях саморегулирования / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Бизнес-образование. Вып. 1(22). - М., 2007.
9. Копосов Е.В. Техническое образование восстанавливает свой престиж / Копосов Е.В., Бородачев В.В. // Бизнес-образование. Вып. 2(23). - М., 2007.
10. Копосов Е.В. Новый виток развития российского профессионального образования / Копосов Е.В. Бородачев В.В. // Бизнес-образование Вып. 2(21). - М., 2006.
Данный доклад предоставлен ИНИОН РАН
Таблицы см. в приложении
31.08.2009 г.
www.viperson.ru