14 июня 2007
1924

Владислав Сурков: Между почвой и судьбой

Перед славным праздником 12 июня замглавы АП Владислав Сурков прочитал в Академии Наук лекцию "Русская политическая культура - взгляд из утопии". Текст лекции пока не опубликован; приходится пользоваться тезисным конспектом, который составлен писателем Андреем Левкиным и вывешен на "Полит.ру". Конспект и есть конспект; даже самый надежный и по-левкински объективный не передает всего объема мысли и неизбежно смещает акценты; нападать на тезисы Суркова, не им составленные и выправленные, все равно что им рукоплескать: и то и то одинаково нечестно. (Понимаю, что сегодня говорить о честности публично, да еще применительно к журналистике, да еще при политическом поводе - смешно; нынешняя медийная система не предполагает шкалы этических оценок, она держится на других понятиях: верность, союзничество, враждебность, радикальность, лояльность.) Поэтому пишу не комментарий к лекции, а параллельные замечания - на заданную тему.

Главной бедой политического класса в 90-е годы была гуманитарная неукорененность, отсутствие вкуса, желания и умения размышлять о темах и мотивах, выходящих за рамки экономики, идеологии, стратегии и тактики. Во многом это объяснялось обстоятельствами; времени работать с общественным сознанием просто-напросто не было; нехорошо, когда вождям 90-х их преуспевающие наследники бросают упрек: нигде в мире, кроме как в России и Латинской Америке, не было такого, чтобы все раздать и понадеяться, что рынок сам преобразует жизнь. Нехорошо, потому что наследники прекрасно помнят, почему пришлось - раздавать, не слишком-то заботясь о последствиях. Одно дело - управлять при цене на нефть по 70 долларов за баррель, при золотовалютных запасах размером с хорошую гору, при задышавшей, начавшей расти экономике (и все равно не справляться с задачей). И совсем другое - брать на себя ответственность за страну, в которой резервов ноль, в долг не дают, продуктов на неделю, а сырье на нижней точке. Брать - и не бояться при этом свободы, рисковать на выборах и проч. Другой вопрос, только ли во внешних обстоятельствах причина; только ли в том, что было не до жиру. Или также в том, что менталитет казался производным от формации; что в умах вождей жила марксистская идея - сломаем распределительную систему, высвободим личность из тисков социалистического рабства, втащим в процессы зарабатывания денег, в демократические процедуры, и постепенно, медленно, мучительно, но неизбежно страна поднимется над прошлым, войдет в сияющее будущее, станет вольной, открытой, динамично развивающейся. Главное, как можно дольше продержаться в новосозданных условиях, не сползти под давлением косных привычек и сиюминутных интересов в прошлое, не сдаться на милость Руцкого. Ради этого можно опереться на кого угодно. Хоть на ЧК. Лишь бы не на ЦК.

Нынешние сменщики над гуманитарными проблемами - задумались. Прочитали огромное количество хороших и не очень хороших книжек. Продумали то, что обязательно нужно продумать человеку власти: даже если потом он от этих раздумий откажется, сделает следующий шаг во внутреннем развитии. Этап размышлений о корнях русской демократии, о вековых основах традиции, о своеобразии национальной политической культуры, о влиянии этих вековых основ на творящееся здесь и сейчас, миновать невозможно. Цитата из конспекта Суркова/Левкина: "Является ли русская политическая культура тем, что надо преодолеть и забыть? У Достоевского герой застрелился потому, что "русским быть не стоит". Все, кто хотел что-то переделать, не смогли преодолеть национальное. Реформы проходят только те, в которых находится "свое"." Другое дело, что это - лишь этап, через который любой сколько-нибудь внятный гуманитарий проходит на первом-третьем курсе; его восхищает и пугает наблюдение Данилевского о замкнутых монадах национальных миров, философское шаманство Шпенглера на тему безысходности цивилизаций, манит интеллектуальное колдовство Льва Николаевича Гумилева с его расчисленными по календарю периодами спада и подъема пассионарности, которые сменяют друг друга четко, как уроки в школьном расписании... Потом до гуманитария доходит, что Данилевский это как ни крути вторая половина 19 века, поезд немножко ушел; гуманитарий читает убийственную рецензию Германа Гессе на Шпенглера: главная беда этой книги не в том, что ее автор переврал все на свете (кто из историков не врет?), главная беда этой книги не в том, что ее автор шовинист (любой здоровый национализм рискует скатиться к шовинизму), а главная беда этой книги в том, что ее автор слишком серьезно к себе относится. Гуманитарий понимает, что и его беда - в том, что он слишком серьезно отнесся к себе и теории "культурных матриц", которые неизменны и от которых не отойдешь. Ни в жизнестроительстве, ни в политике. И уже Гумилева он начинает щелкать, как орешки; это же не теория, это роман! Захватывающий, всемирный, но - роман.

После чего гуманитарий делает простейший вывод - на будущее; культурную почву, стереотипы национального сознания, зафиксированные словесностью, искусством, бытом, обычаем, желательно учитывать при любых переменах. Хоть семейных, хоть государственных. То есть не спешить, не ломать об колено, а медленно менять вместе с окружающей жизнью. В прямом смысле слова готовить почву. Потому что матрицы становятся неизменными только тогда, где и когда люди сами, в своих интересах воспроизводят условия существования этих матриц. Тираническую, персонализированую власть. Общественное безгласие. Тупое безразличие к личности. Не потому что матрицы вечны, а потому что так управлять - проще. И прикрывать тотальное, беззастенчивое воровство элит - легче. И самих себя оправдывать - приятней. Что же до страны и ее движения/застоя/распада, то страна здесь ни при чем. Не захотим распада - будем двигаться. Оглядываясь на прошлое, но постепенно меняя его вместе с настоящим. Поскольку прошлое тоже изменчиво.

Такой вот элементарный вывод делает к четвертому курсу нормальный гуманитарий, и переходит к более важным проблемам. Описывает материальную культуру народов севера, изучает документооборот петровской эпохи, а то и пишет диссертацию про Пушкина. Другой вопрос, что у гуманитария, пока он проходит через этот неизбежный этап личностного развития, нету в руках инструментов власти. И он не в состоянии налететь и расшибиться о прошлое в надежде проскочить в грядущее без долгой и упорной работы по модернизации культуры, по смене ее долгоиграющих стереотипов. И он не может поломать об колено будущее ради сохранения иллюзии о какой-то неподвижной матрице. А политики, как правило, не гуманитарии по образованию и складу ума (в этом смысле даже юриспруденция - наука относительно точная). И когда они запоздало ввергают свое сознание в студенческую проблематику, это и благо - ибо есть шанс, что прорастут на следующий уровень, и зло, поскольку слишком велик соблазн царящую общественную ложь, бутафорскую демократию, практику тотального передела и безудержного самудержания власти как таковой - описать в терминах американских этнокультурологов ("культура имеет значение") и русских кинорежиссеров ("культура это судьба"). Подкрепить цитатами из Ильина, который был достойным человеком и отличным публицистом, но даже не Шпенглером. И поставить точку в развитии.

Культура - это не судьба. Культура - это почва, которую нужно беречь, возделывать, но не обязательно засаживать из года в год, из века в век одними и теми же сорняками. А судьба - это непредсказуемость исторической жизни, эта та сила, которая меняет обстоятельства и понуждает нас к движению. Культура охранительна; судьба непредсказуема. Они очень нужны друг другу. Без опоры на медленно меняющуюся культуру скорострельная судьба - все равно что перекати поле. Без готовности ответить на вызов судьбы культура - засохшее, безжизненное поле; только ветер приносит новые семена и дает шанс на постоянное обновление.

Автор - обозреватель газеты "Известия"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

14.06.2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован