Причины оттока капитала из России
С начала проведения в России либеральных экономических реформ в 90-е годы прошлого столетия сформировалась и развивалась тенденция роста масштабов оттока капитала.
Как показывает мировой опыт, данное негативное явление возникает и прогрессирует в экономике тех странах, где сохраняются следующие негативные проблемы и явления:
Большинство из указанных выше проблем и явлений, до сих пор сохраняются в экономике современной России.
В таких условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам увеличение нормы прибыли, сколько с целью сохранения накопленного капитала и помещения его в более стабильные и надежные условия.
На протяжении длительного периода времени «бегство капитала» из России осуществлялось как законным (легальным), так и незаконным (нелегальным) путем.
Нелегальный вывоз капитала из России начался еще в советское время, когда законодательно был ослаблен контроль за теневой экономикой и одновременно началась стремительная либерализация внешнеэкономической деятельности.
Однако до начала перестройки масштабы нелегального вывоза капитала были незначительны. Более интенсивный процесс по переводу капитала за рубеж отмечался в период с 1985 по 1991 г.
По оценкам специалистов, уже к моменту распада СССР за пределами страны оказалось порядка 100 млрд долл. советского капитала.
По оценки экспертов в основном это были финансовые ресурсы КПСС или как их называли «деньги партии».
Проведенный анализ причин и мотивов вывоза капитала в последние годы показал, что основной вывоз капитала осуществлялся небанковским сектором, путем, покупки активов за рубежом, выплаты ранее накопленной задолженности, путем размещения за рубежом накопленных средств, в том числе экспортной выручки и др.
Поскольку большинство крупных российских компаний были зарегистрированы в офшорных юрисдикциях кредитование или покупка облигаций таких компаний банками отражалась на их балансах как кредит нерезидентам и регистрировалось в официальной статистике как отток капитала.
Таким образом, банки выводили финансовые средства за рубеж, путем предоставления кредитов нерезидентам.
Поскольку облигации в России обычно выпускаются через зарегистрированные в офшорных юрисдикциях SPV (компании специального назначения), то операции по покупке облигаций российских компаний или операции кредитования, зарегистрированных за рубежом компаний, имеющих основные производственные мощности в России, должны были быть оформлены как кредитование нерезидентов.
Банкам было выгодно кредитовать российские компании, зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях, поскольку заключение сделки в рамках английского права существенно повышает уровень защиты прав кредиторов и соответственно снижает риски финансовых операций.
Таким образом, отток капитала из экономики России в последние годы носил специфических характер – это был рост кредитования российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях или через иностранные юрисдикции.
Кроме того, высокая доля нелегального оттока капитала из России непосредственно связана с теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.
Динамика и масштабы оттока капитала из России
По данным платежного баланса за двадцать один год (1994-2015гг.) накопленный объем оттока капитала из России, рассчитанный как отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами оценивался в 803 млрд долл.*
Объем оттока капитала превышал как объем притока прямых предпринимательских иностранных инвестиций, так и займы и кредиты международных финансовых организаций и двустороннюю финансовую помощь промышленно развитых государств вместе взятых.
Согласно данные официальной статистики чистый вывоз капитала осуществлялся банками и прочими секторами, к которым относятся как крупные компании, так и предприятия малого и среднего бизнеса.
Таблица 1
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором
(по данным платежного баланса)
(млрд. долл.)
Годы |
Всего |
В том числе |
|
Банками |
Прочими секторами |
||
1994 |
-14,4 |
-2,0 |
-12,4 |
1995 |
-3,9 |
6,8 |
-10,7 |
1996 |
-23,8 |
1,3 |
-25,1 |
1997 |
-18,2 |
7,6 |
-25,8 |
1998 |
-21,7 |
-6,0 |
-15,7 |
1999 |
-20,8 |
-4,3 |
-16,5 |
2000 |
-24,8 |
-2,0 |
-22,8 |
2001 |
-15,0 |
1,3 |
-16,3 |
2002 |
-8,1 |
2,5 |
-10,6 |
2003 |
-1,9 |
10,3 |
-12,2 |
2004 |
-8,9 |
3,5 |
-12,4 |
2005 |
-0,3 |
5,9 |
-6,2 |
2006 |
43,7 |
27,5 |
16,2 |
2007 |
87,8 |
45,8 |
42,0 |
2008 |
-133,6 |
-55,2 |
-78,4 |
2009 |
-57,5 |
-32,2 |
-25,3 |
2010 |
-30,8 |
15,9 |
-46,7 |
1994-2000 |
- 383,7 |
|
|
2011 |
-81,4 |
-23,9 |
-57,5 |
2012 |
-53,9 |
18,5 |
-72,4 |
2013 |
-59,7 |
-7,6 |
-52,1 |
2014 |
-151,5 |
-49,8 |
-101,7 |
2015* |
- 70 |
|
|
Итого: 1994-2015 |
-802,8 |
|
|
2016 ** |
35 |
|
|
Источник: Банк России
* предварительные данные ** Оценка министра экономики
За период 1994-1997 гг. совокупный объем оттока капитала из России составил более 60 млрд. долл., из которых более трети из этой суммы приходилась на 1996 г. – 23,8 млрд. долл.
Финансовый кризис в России в 1998 г., дефолт по финансовым обязательствам страны подстегнул «бегство капитала» за рубеж. По оценкам экспертов, только за 9 месяцев 1998 г. со счетов коммерческих российских банков в офшорных зонах было списано 58,1 млрд. долл.
По официальной статистике баланс оттока капитала в 1998 г. составил почти 22 млрд. долл. Примерно на таком же уровне отток капитала сохранялся вплоть до 2000 г.
Период восстановления динамики роста российской экономики 2001-2005 гг. сопровождался сокращением оттока капитала, который колебался по годам от 0,3 до 15,0 млрд. долл. В этот период совокупный объем оттока капитала был значительно меньше, чем в начале 90-х годов прошлого века.
В последующие годы эта тенденция сохранилась. В 2006 - 2007 гг. впервые за всю историю современной России был зафиксирован положительный баланс притока капитала в Россию, который совокупности составил 131, 6 млрд. долл. По оценкам экспертов большая часть этой суммы приходилась на спекулятивные сделки.
Следует отметить, что положительный баланс оттока капитала из России в эти два года был зафиксирован как в банковском, так и в небанковском секторе.
В отличие от баланса общего оттока капитала, который был положительным только два года за период 1994-2010 гг. баланс по чистому вывозу капитала банками был положительным в десяти годах указанного периода.
Чистый вывоз капитала банками представляет собой сумму увеличения их иностранных финансовых активов за вычетом их иностранных финансовых обязательств.
Масштабный отток капитала возобновился в период мирового финансово-экономического кризиса. В острой фазе кризиса в 2008 г. из России был вывезен рекордный на тот период объем капитала – 133,6 млрд. долл. В том числе через офшорные зоны и офшорные коммерческие банки более 55 млрд. долл.
Отток капитала в 2009-2010 гг. в значительной степени был связан с образованием у российских банков «избыточной ликвидности».
В свою очередь возникновение избыточной ликвидности было обусловлено в первую очередь значительным профицитом торгового баланса страны.
Банк России работал в этот период фактически как «валютный комитет», интенсивно монетизируя валютную выручку.
В 2011 г. рост предложения денег в экономике компенсировался ростом денежного спроса, что позволило наращивать денежную массу без последующего значительного влияния на инфляцию.
В этот период на фоне изменившейся ситуации на глобальных рынках рост оттока капитала определялся увеличение денежной массы.
Начиная с сентября 2011 г. отток капитала, как и в кризисный период, в значительной степени был связан с рефинансированием ранее взятых долговых обязательств хозяйствующих субъектов.
По официальным данным Банка России в 2013 г. чистый отток капитала из России составил 59,7 млрд. руб., в том числе через банки 7,6 млрд. долл. и через прочие сектора экономики 52, 1 млрд. долл.
В 2014 г. в связи с введением экономических санкций промышленно развитых государств в отношении России, после возвращения Крыма в состав Российской Федерации, начавшимся падением мировых цен на нефть экономика начала постепенно втягиваться в очередной кризис, который сопровождался ростом оттока капитала.
За первый квартал 2014 г. чистый оттока капитала из России составил 64 млрд. долл., что было больше показателя за весь предыдущий год.
Официальные представители Банка Россия оценивали отток капитала из России по итогам 2014 г. в размере 89 млрд. долл. Министр экономического развития России оценивал отток капитала из России в 2014 г. в 80 млрд. долл.
В обновленной версии проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Банка России на следующие три года, представленной в декабре 2014 г. отток капитала по итогам года оценивался в 134 мрд. долл.
Однако все оценки и прогнозы оказались не состоятельны. В 2014 г. в России был побит очередной рекорд по объему вывоза капитала, который по данным Банка России составил 154,1 млрд. долл.
Что касается экономических прогнозов и их практической значимости, то хотелось бы привести слова известного американского экономиста Джонатана Кенната Гелбрейта : - «Единственная польза экономических прогнозов состоит в том, что они делают алхимию уважаемой наукой».
В течение 2015 г. официальные представители экономического блока Правительства РФ, в том числе Банка Россия, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ и международные финансовые организации оценивали отток капитала из России по итогам года в диапазоне от 90 до 115 млрд. долл.
Однако, как обычно прогноз не оправдался. Отток капитала в 2015 г. уменьшился в два с лишним раза и оценивался по предварительным данным примерно в 70 млрд.долл.
Значительная часть оттока капитала из России в последние годы формировалась за счет:
В частности, по оценкам экспертов, примерно четверть суммы от общего оттока капитала из России представляла собой не чистый вывоз капитала, а покупка населением наличной иностранной валюты и переоформление рублевых депозитов граждан в валютные.
Банк России в начале 2016 г. прогнозировал объем оттока капитала из России в 2016 г. в 53 млрд. долл., в 2017 г.– 48 млрд. долл., и в 2018 г. – 46 млрд. долларов.
Международные финансовые организации прогнозируют объем оттока капитала из России в 2016 г. в размере 82 млрд. долл., в 2017 г.– 67 млрд. долларов.
В одном из очередных долгосрочных прогнозах Минэкономразвития РФ предполагает, что отток каптала может прекратиться к 2017 г., а к 2020 г. ввоз капитала может превысить его вывоз.
По нашему мнению, западные санкции, ограниченный доступ к мировому рынку капитала, пик платежей по внешнему корпоративному долгу, стагнация экономики, отсутствие реальных реформ, раскручивающаяся девальвационно-инфляционная спираль и прочие негативные явления в ближайшей и среднесрочной перспективе не будут способствовать радикальному снижению оттока капитала из страны.
«Сомнительные» операции в оттоке капитала
Схемы вывоза капитала из России многообразны. Однако большинство из них лежит в сфере внешнеторговых операций, оформляемых через оффшорные юрисдикции.
Следует отметить, что в динамике баланса движения капитала из экономики России с начала 90-х годов прошлого столетия сохраняется достаточно высокая доля так называемых «сомнительных» операций.
Ранее в официальных публикациях Банка России суть сомнительных операций была определялась как - «Своевременно не полученная экспортная выручка, непоступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами».
В настоящее время по методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами сомнительные операции были разделены на три категории:
Кроме того, Банк России в письме от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» пояснял, что «сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».
На протяжении последних двадцати лет объем «сомнительных» операций в России рос достаточно высокими темпами.
В частности, если за период с 1994 по 2001 гг. объем таких транзакций составил 42 млрд долл., то за период с 2001 по 2012 г. их совокупный объем увеличился в 9 раз и составлял уже 341 млрд долл.
Своего пика почти в 51 млрд долл. объем сомнительных операций достиг в 2008 г. в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доля таких операций в общем оттоке капитала составила 38%.
Объем «сомнительных» операций в 2013 г. по данным Банка России составил 27,1 млрд долл. По оценкам экспертов в 2014-2015 гг. объем сомнительных операций сохранялся примерно на том же уровне.
Рисунок 1 Динамика объема изменения доли сомнительных операций в общем оттоке капитала*.
* По методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами.
Источник: Банк России
В последние пять лет доля «сомнительных» операций в ВВП России составляла примерно 2% - 2,5% .
Значительная часть «сомнительных» транзакций осуществлялась через схемы фиктивного импорта.
По данным Банка России В частности, только в 2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных товаров и услуг по импортным контрактам в торговле с Белоруссией составила 15 млрд долл., в торговле с Казахстаном – 10 млрд долл.
В последнее время недобросовестные компании активно использовали возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров, услуг и их контроля в рамках Таможенного союза.
По оценкам Банка России в 2012-2013 гг. из России через страны, члены таможенного союза утекло за рубеж примерно 47 млрд долл.
По данным Счетной Палаты России доля экспортных операций с оффшорными странами в общем объеме экспорта из России в 2013 г. составляла 47,5%, в первой половине 2014 г. – 51%.
При этом средний уровень цен, по которым исполняются внешнеторговые офшорные контракты, был ниже цен, при внешнеторговых контрактах, заключаемых напрямую с получателями товаров.
Часто используемой противоправной схемой является вывод капитала с территории Российской Федерации без исполнения договоров по поставке товаров.
В 2013 г. объем невозвращенной из-за границы иностранной валюты по неисполненным договорам с офшорными контрагентами составил сумму эквивалентную 88 млрд. руб., в первой половине 2014 г. – 67 млрд. руб.
Больше половины объема «сомнительных» операций осуществлялось через фирмы-однодневки и фирмы, прямо или косвенно связанные друг с другом платежными отношениями.
Основной мотив коммерсантов, при использования фирм-однодневок и офшорных юрисдикций при сомнительных операциях – это не столько налоговая оптимизация, сколько сокрытие бенефициаров данных сделок.
Как говорят сами банкиры, если в банк принесут чемодан денег, то такого клиента, конечно, обслуживать не будут. Но если он принесет 10 чемоданов денег, то всегда возможны варианты, от которых трудно отказаться даже крупным солидным банкам, несмотря на высокие репутационные риски.
По словам бывшего Председателя Банка России Сергея Игнатьева: «Создается впечатление, что незаконные финансовые операции контролируются одной хорошо организованной группой лиц».
По его мнению, по всей видимости, незаконные финансовые операции связаны:
При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти, высказал уверенность бывший глава Банка России Сергей Игнатьев и ушел в отставку.
Таким образом, можно констатировать, что высокая доля нелегального оттока капитала из России непосредственно связана с теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.
Следует подчеркнуть, что вовлеченность коммерческих банков в сомнительные операции является одной из основных причин причина отзывов у них лицензий на осуществление банковской деятельности.
По данным Банка России всего за 2015 г. были отозваны лицензии у 7 банков, в 2014 г. — 79 банков, в 2013 г. — 29 банков, в 2012 г. — 19 банков.
В 2015 г. регулятором был ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций». В частности был снижен порог сомнительных сделок по безналичному расчету с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5 до 4% дебетового оборота по счетам клиентов банка.*
Отток капитала и мировые офшорные активы
Какие бы схемы не использовались для незаконной перекачки денег, они, по существу, были бы невозможны без так называемых оффшорных зон, в которых действует достаточно льготное регулирование банковских операций, сохраняется гарантия защиты банковской тайны, что упрощает процесс отмывания денег.
Проходя через оффшорные зоны, капитал полностью легализуется и попадает в экономику промышленно развитых стран уже будучи формально легальным.
В настоящее время офшорные юрисдикции со льготными налоговыми режимами от Швейцарии до Каймановых островов превратились в огромную черную дыру глобальной экономики.
Известная международная некоммерческая организация «Tax Justice Network (TJN)», занимающаяся изучением вопросов, связанных с уклонением от уплаты налогов и выводом средств в офшорные зоны в конце 2012 г. опубликовала результаты очередного исследования независимых экспертов из различных стран о состоянии мирового офшорного бизнеса.
На основе данных статистики швейцарского Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и Мирового банка эксперты TJN проанализировали финансовые потоки 139 стран с мира за период с 1990 по 2010 гг.
В результате исследования эксперты подсчитали, что транснациональные компании, банки и состоятельные люди, используя пробелы в налоговых законодательствах разных стран, по состоянию на конец 2010 г. накопили в офшорных зонах 21 трлн долл.
Указанная сумма составляла почти четверть мирового ВВП, превышала стоимость годового ВВП крупнейших промышленно развитых стран мира.
Из этой суммы приходилось:
Основной вклад в концентрацию мировых финансовых активов в офшорных юрисдикциях вносили в основном всемирно известные транснациональные компании и банки.
В частности, на долю 50 крупнейших транснациональных компаний и банков, активно занимающихся офшорными операциями, приходилась почти половина оттока национального капитала.
В настоящее время, дочерние фирмы и значительные объемы финансовых ресурсов в офшорных зонах имеют практически все ведущие транснациональные корпорации и банки мира. К таким банкам и компаниям относятся:
Анализ странового распределения мировых офшорных активов показал, что их накопленный объем за период 1990-2010 гг. сформировался преимущественно за счет притока капитала из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Общий объем мировых офшорных активов в размере 21 трлн долл., распределялся по странам следующим образом:
Среди указанных государств наиболее велика доля нефтедобывающих стран и новых индустриальных стран.
Следует подчеркнуть, что по всей видимости в ближайшие годы Китай сохранит лидируюшие позиции по размеру зарубежных финансовых активов в офшорных зонах, что связано с ростом оттока капитала из экономики Китая.
В частности по итогам 2015 г. в Китае зафиксирован рекордный за всю историю наблюдений объем оттока капитала в размере 1 трлн. долл., что почти в 7 раз больше, чем в 2014 г.(134,3 млрд. долл.)
Российские активы в офшорных центрах
Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом.
С начала так называемых либеральных экономических реформ офшорные компании стали одним из основных каналов утечки капитала из России за рубеж.
Активное включение России в международный офшорный бизнес началось в 90-е годы прошлого столетия. В этот период Россия лидировала среди других стран мира по количеству ежегодно регистрируемых офшорных компаний.
Начиная с 1992 г. ежегодно за границей регистрировалось от 2 до 3 тыс. российских офшорных компаний.
Большинство российских предпринимателей создавали офшорные фирмы в европейских странах и прежде всего на острове Мэн (Великобритания), Кипре, Гибралтаре, в Ирландии, Швейцарии и Лихтенштейне, где на конец прошлого столетия, по различным оценкам, было зарегистрировано от 15 до 20 тыс. российских компаний.
Офшорные структуры российского бизнеса — это, в первую очередь, центры концентрации прибыли, которую они получают в России и выводят из-под российского налогообложения, а также надежные «сейфы» для состояний олигархов, полученных как законным, так и криминальным путем.
В начале текущего столетия в офшорных зонах было открыто 6,6 тыс. счетов российских банков. Прибыль от деятельности офшорных компаний практически не попадала в Россию.
По данным исследования международной некоммерческой организации «Tax Justice Network (TJN)» за период 1990-2010 гг. накопленный объем российского капитала в офшорных юрисдикциях составлял 798 млрд долл.
По этому показателю Россия занимала второе место в мире, уступая только Китаю.
Американская консалтинговая фирма «Бостон консалтинг Групп», (Boston Consulting Group (BCG) в последние годы регулярно публикует аналитический обзор «Мировое благосостояние» («Global Wealth»).
Согласно методологии BCG, при оценке благосостояния жителей планеты учитывается стоимость акций, облигаций, сбережений в форме банковских депозитов, пенсионные накопления и др.
В оценку благосостояния не включаются стоимость недвижимости, предметов роскоши и коллекционирования.
Таким образом по данным этой организации финансовые активы россиян в 2011 г. оценивались в 1,3 трлн. долл. из них 500 млрд. долл. приходилось на 686 семей мультимиллионеров. По количеству мультимиллионеров Россия занимала 4-е место в мире.
В 2012 г. благосостояние россиян увеличилось до 1,6 трлн. долл., при этом количество рублевых миллионеров возросло до 180 тысяч. Из них 328 семей относились к мультимиллионеров с доходом более 100 млн. долл. По этому показателю Россия опережала все страны Восточной Европы.
В 2013 г. благосостояние россиян увеличилось до 1,9 трлн. долл., при этом количество рублевых миллионеров возросло до 213 тысяч.
Количество мультимиллионеров составляло 536, по их количеству Россия занимала 5-е место в мире после США (4 754), Великобритании (1044), Китая (983) и Германии (881).
В 2014 г. совокупное благосостояние состояние жителей России продолжало увеличиваться и достигло 2,2 трлн. долл.
В 2015 г. впервые за многие годы из-за резкого падения курса национальной валюты в конце предыдущего года совокупное благосостояние жителей России в долларовом выражении сократилось почти на 40% до 1,3 трлн. долл.*
При этом показатель в расчете на душу населения снизился с 19,6 тыс. долл. до 11,7 тыс. долл. Такой уровень благосостояния населения России был зафиксирован в 2005 г.
Сохраняется значительная социальная и имущественная дифференциация населения России. В частности самые богатые 10% россиян владели 87% всего национального благосостояния.
Это значительно выше, чем аналогичные показатели в ведущих странах мира. В частности, в США это соотношение составляло 10% - 76%, в Китае 10% – 66%.
Несмотря на экономические санкции со стороны промышленно развитых стран, по оценкам экспертов, по-прежнему около 14 % активов наиболее состоятельных граждан России находились в офшорный зонах.
В «панамском досье», которое в середине 2016 г. было обнародовано журналистами из консорциума журналистов ICIJ, содержатся данные о 16 долларовых миллиардеров России.
Эти олигархи являлись бенефициарами 50 офшорных компаний, из которых 47 компаний были зарегистрированы в юрисдикции Британских Виргинских островов, еще два офшора - на Багамских островах и один - на Сейшельских островах.
В «панамском досье» упоминаются 15 компаний основателя и основного акционера компании «USM Holdings» Алишера Усманова, 11 компаний инвестора Александра Светакова, по 3 компании Аркадия и Бориса Ротенбергов.
Кроме того, офшорные компании были зарегистрированы на главу «Русала» Олега Дерипаски, акционера Банка Кипра Дмитрия Рыболовлева, совладельца Промсвязьбанка Дмитрия Ананьева, председателя совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского, владельца компании Coalco International (бывшего партнера Алишера Усманова по холдингу «Металлоинвест») Василия Анисимова, главу Русской медной компании Игоря Алтушкина.
Офшорные компании были зарегистрированы через панамскую юридическую фирму «Mossack Fonseca», чья база данных в начале апреля 2016 г. попала в распоряжение журналистов.
Как сообщается в досье большинство из указанных офшоров в период 2013-2015 гг. приобрели статус «неактивные» или закрылись, только 20 продолжают свою работу до сих пор.
По существующим оценкам, всего в офшорных финансовых центрах накоплено российских финансовых ресурсов на сумму свыше 5 трлн, долл., в том числе примерно 1 трлн. долл. размещены на банковских депозитах и около 4 трлн долл. накоплено в виде ценных бумаг (акции, облигации), недвижимости и других формах собственности.
Отток капитала, корпоративная задолженность и платежеспособность России
Важный фактор в динамике движения капитала – это размер внешнего долга, в том числе и корпоративного. Следует отметить, что корпоративная задолженность российских компаний формировалась по двум каналам - через банковский и небанковский сектор.
Как правило, в долговые обязательства корпоративного сектора включают кредиты, в том числе торговые, долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования; текущие счета и депозиты, в том числе до востребования, долговые ценные бумаги; задолженность по финансовому лизингу, прочая задолженность.
В докризисный период, крупные российские промышленные компании и банки часто кредитовались за рубежом напрямую, получали синдицированные кредиты, организовывали выпуск еврооблигаций и др.
Сложившаяся ситуация объяснялась, прежде всего, тем, что возможности долгосрочного кредитования реального сектора экономики в России были ограниченны.
Руководители кредитных организаций отмечали значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это было заметно по динамике заимствований крупных российских компаний и банков.
По данным Банка России, в период с 1999 г. по 2005 г. объем внешних заимствований российских компаний и банков увеличились в 80 с лишним раз, с 1,2 млрд. долл. до 98 млрд. долл.
Таблица №
Динамика внешних заимствований российских компаний и банков
годы |
Млрд. долл. |
1999 |
1,2 |
2000 |
3,2 |
2001 |
6,4 |
2002 |
17,9 |
2003 |
33,4 |
2004 |
38,8 |
2005 |
98,0 |
Источник: Данные Банка России за соответствующие годы.
В этот период в условиях укрепления курса рубля заимствования в иностранной валюте были значительно выгоднее. Поэтому государственные компании активно использовали заимствования, прежде всего, в виде синдицированных кредитов у ведущих западных банков.
В 2005 г. среди российских компаний с государственным участием крупнейшими заемщиками были ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», «Совкомфлот», РАО «РЖД», «Транснефть», «АЛРОСА», которые привлекли кредитов на сумму свыше 28 млрд. долл.
Внешние займы Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, и Россельхозбанка в 2005 г. составили 6,45 млрд. долл., или 36% всех внешних заимствований российской банковской системы.
В дальнейшем эта тенденция сохранилась. Совокупный корпоративный внешний долг российских компаний имел следующую динамику роста - начало 2005 г. – 98 млрд. долл. (в том числе банковский – 32 млрд.), в 2006 г. – 163 млрд. долл. ( в том числе банковский – 50 млрд.), 2007 г. (середина года) – 314 млрд. долл. ( в том числе банковский – 130 млрд.), 2008 г. (сентябрь) – 436 млрд. долл. ( в том числе банковский – 171 млрд.),
Большая часть внешнего долга частного корпоративного сектора России была накоплена в период 2005-2008 гг. В этот период около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг российских компаний и банков приходилась на иностранные заимствования.
Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являлись еврооблигации государственных компаний, составлявших 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций.
Многие займы российским корпорациям выдавались с условием, что кредитор вправе потребовать досрочного обратного выкупа облигаций, если бумаги теряют инвестиционный рейтинг. Это означает возможность досрочного погашения внешнего корпоративного долга.
Так и случилось во время острой фазы мирового финансово-экономического кризиса в конце 2008-2009 гг., когда у крупных российских компаний возникли проблемы с погашением внешней задолженности.
В целях недопущения дефолта крупнейших системообразующих российских компаний и рефинансирования их корпоративного внешнего долга, возникшего до 25 сентября 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» было поручено Внешэкономбанку предоставить соответствующие финансовые ресурсы.
Наблюдательным советом Внешэкономбанка были приняты решения о предоставлении финансирования в отношении 15 заявок российских компаний (12 заемщиков) на общую сумму рефинансируемых обязательств в размере 14, 3 млрд. долл. США
Внешэкономбанк осуществил рефинансирование задолженности российских компаний перед зарубежными кредиторами за счет депозитов Банк России, размещенных в Банке.
Всего за период с октября 2008 г. по декабрь 2009 г. Внешэкономбанк предоставил кредитов девяти крупнейшим российским компаниям и одному банку на общую сумму в 11,6 млрд. долл. США
Предоставление указанных кредитов сопровождалось рядом дополнительных условий по участию в органах управления компаний и ограничении сделок с их активами.
Оперативно и своевременно предоставленные кредиты Внешэкономбанка позволили предотвратить дефолт компаний и переход заложенных их стратегических активов из-за обесценения залога в собственность иностранных кредиторов.
В последующие годы продолжался рост общей корпоративной задолженности, которая 2014 г. (октябрь) составила – 630,1 млрд. долл. (в том числе банковский – 207,7 млрд.). В 2015-2016 г. объем корпоративной внешней задолженности сохранялся примерно на том же уровне *
Среди государственных корпораций наибольшую корпоративную задолженность по их собственным данным в 2015 г. имели компания ОАО «Роснефть» в размере 63 млрд. долл. и компания ОАО «Газпром» – 55 млрд. долл. Это почти четверть всей корпоративной задолженности России.
Общая сумма, необходимая России для обслуживания долгов государства, банков и корпораций при сохранении текущего инвестиционного рейтинга в 2015 г., оценивалась агентством Moody’s примерно в 130 млрд. долл.
При этом среднемесячные платежи по долгам крупнейших компаний во втором полугодии 2015 г. были в 2-3 раза ниже платежей, которые компании осуществляли в четвертом квартале 2014 - первом квартале 2015 года.
При этом по оценкам экспертов в 2015 г. у банков и корпораций валютной ликвидности было достаточно, чтобы пройти пик возможных досрочных выплат.
Наиболее крупные единовременные погашения в 2015 г. осуществляли компании нефтегазового сектора и представляли собой выплаты по еврооблигациям.
По 45 крупнейшим компаниям, на которые приходилось около трети совокупной внешней задолженности корпоративного сектора к погашению в 2015 г. представляли собой выплаты внутригрупповых кредитов и займов, которые частично были пролонгированы.
После мирового финансово-экономического кризиса значительно увеличились заимствования у иностранных банков. Общая задолженность банков по зарубежным кредитам в 2008 г. составляла 130 млрд. долл.
В 2014 г. общая внешняя задолженность банковского сектора составляла уже 207,7 млрд. долл., в том числе Центрального банка – 15,6 млрд. долл.
В первой десятке российских банков, имевших большие долговые обязательства перед иностранными партнерами по данным аналитического агентства СПАРК* были (данные на конец 2014 г):
Ненамного от них отставали ОАО Росбанк, Юникредитбанк, Банк Москвы, Русский стандарт, Московский кредитный банк – эти банки должны иностранным кредиторам от полутора до двух миллиардов долларов США каждый.
Банк России 26 января 2016 г. обновил график погашения внешнего и корпоративного долга Российской Федерации на 2016 г.
Ежемесячные цифры показывают суммарно выплату основного долга и процентов по основному долгу, в том числе корпоративного долга.
График погашения внешнего и корпоративного долга Российской Федерации*
Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Forex
* Источниками информации для формирования показателей внешнего долга являются данные Центрального банка Российской Федерации (Банка России), Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), международных финансовых организаций, местных органов управления, кредитных организаций, Внешэкономбанка, депозитарно-клиринговых систем, а также институциональных единиц, относящихся к прочим секторам
Эксперты Банка России провели оценку достаточности ресурсов крупнейших нефинансовых компаний для погашения внешних долгов до конца 2016 г.
Исследования показали, что имеющиеся у компаний средства на счетах в иностранной валюте, а также генерируемые свободные операционные денежные потоки в большинстве случаев хватает для осуществления предстоящих погашений.
Исходя из данных о международной инвестиционной позиции и оперативных данных об активах и пассивах кредитных организаций, банковский сектор и нефинансовые организации имели в 2016 г. накопленные иностранные активы в ликвидной форме в объеме около 135 млрд. долл.
Оценка проводилась на основе предположения, что компании осуществляют свои капитальные расходы в соответствии со скорректированными планами, а также рефинансируют свою задолженность перед российскими банками.
Таким образом, Банк России не прогнозирует избыточного спроса на валютном рынке в связи с предстоящими платежами по внешнему долгу в 2016 г.
Банк России также не прогнозирует значительного оттока портфельных инвестиций и повышенного спроса на иностранную валюту для платежей по импортным контрактам.
Эксперты предполагают, что в чрезвычайной ситуации для погашения долгов могут быть использованы помимо золотовалютных резервов также средства из резервного фонда и фонда национального благосостояния.
В Правительстве РФ проработаны схемы поддержки государственных корпораций на случай, если им будут предъявлены решения о досрочном погашении внешних долгов.
Государству придется либо предоставить этим заемщикам валютную ликвидность, либо самостоятельно погашать корпоративные долги.
Инвестиционный климат
Для изменения соотношения между факторами, способствующих усилению оттока капитала и факторов привлекающих иностранный капитал л в Россию необходимо кардинально улучшить инвестиционный климат и условия ведения бизнеса в стране.
Одним из первых указов после избрания Президента Российской Федерации В.В. Путина был Указ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
В частности, в Указе говорится, что в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики была поставлена задача повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
В 2012 г. Россия по указанному показателю переместилась со 120 на 112 место из 185 обследованных стран и в 2013 г. – на 92 место.
В 2014 г. России несказанно повезло, поскольку Мировой банк изменил методику расчета индекса, в результате Россия переместилась на 62 место.
В новую методику расчета индекса помимо прежних показателей добавился ряд новых, в том числе:
Несмотря на определенное изменение методики расчета рейтинга сохраняется много вопросов по набору показателей и определения субъектов исследований.
В частности, трудно поверить, что условия видения бизнеса в России в 2013 г. были лучше, чем в Китае, который в указанном рейтинге занял 96 место.
В реальности все наоборот. Иностранные инвестиции идут в Китай, а не в Россию. Ежегодно Китай привлекает более 100 млрд. долл., иностранных инвестиций, в том числе прямых.
Рост ВВП Китая в 2014 г. по предварительным данным составил 7,5%, рост промышленного производства около 9%.
Российская экономика находится в состоянии рецессии, стагнирует. Официальные лица говорят о структурном кризисе, другие представители исполнительной власти говорят о стагфляции – сочетании высокой инфляции и сокращением производства. Капитал в огромных масштабах бежит из страны.
Кроме того, согласно новой методике расчета этого показателя замеряется инвестиционный климат только в крупнейших городах, исследуемых стран. В оценку условий ведения бизнеса в России кроме Москвы с 2014 г. включен Санкт-Петербург
В случае с Россией это имеет принципиальное значение, поскольку инвестиционный климат в большинстве регионов и субъектах Российской Федерации существенно отличается от инвестиционной привлекательности Москвы, и Санкт-Петербурга.
Достижение целевых показателей Указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» к 2018 гг. выглядит весьма амбициозно с точки зрения существующих экономических реалий, в том числе после геополитического кризиса на Украине и введения экономических санкций против России.
Если допустить, что наметившийся темп изменения показателя условий ведения бизнеса в России сохранится и в последующие годы, что по нашему мнению маловероятно, достичь заданного 50-го места к 2015 г. не удастся и, соответственно, 20-го места к 2018 г. тоже.
Реальный прогресс в области защиты прав собственности, обеспечение подлинной независимости судов, поддержание стабильности законодательства, уменьшение налоговой нагрузки и административного давления требует значительного периода времени для качественных изменений.
Улучшение инвестиционного климата — длительный процесс. Совершенно очевидно, что улучшить показатели по отдельным направлениям ведения бизнеса можно, но кардинально поменять инвестиционный климат в стране, а также психологию, менталитет предпринимателей и чиновников в установленные сроки представляется маловероятным.
Кроме того, украинский кризис, изменение геополитической обстановки в мире, введение экономических санкций со стороны промышленно развитых стран против России в перспективе также окажут, по всей видимости, негативное влияние и изменение динамики показателя условий ведения бизнеса.
Амнистия капитала
В мировой практике одним из методов возврата «сбежавших» капиталов и деофшоризации экономики является финансовая амнистия.
В новейшей российской истории финансовые амнистии задумывались и планировались органами исполнительной власти соответственно в 1993 г., 1995 г., 1997 г. и в 2004 г.
В первый раз налоговая амнистия была объявлена президентским Указом от 27 октября 1993 г. N 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году».
В соответствии с Указом предпринимателям, кто сокрыл доходы от налогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме.
В случае неуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органам Госналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать с субъектов хозяйственной деятельности штрафы в тройном размере.
Эта амнистия провалилась. Основной причиной был правовой нигилизм в предпринимательской среде и низкий уровень налогового администрирования.
В 1995 г. Миннауки России предложило новый вариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализацию инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новый законопроект «О налоговой амнистии» был направлен на согласование в Минэкономики России, где и был успешно похоронен.
Осенью 1997 г. Президент России Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил провести финансовую амнистию для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули.
В соответствии с разработанным вскоре законопроектом «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году» граждане, подавшие декларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор в размере 10% от легализуемой суммы.
Важным положением законопроекта была отмена ответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также за непредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.
Очередная попытка проведения финансовой амнистии была предпринята Президентом России В.В. Путиным в 2005 г. В очередном ежегодном президентском послании указывалось на то, что грядущая финансовая амнистия станет, прежде всего, амнистией денежных капиталов.
«Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не «болтаться» в офшорных зонах», - заявил тогда Президент страны. В первоначальном разработанном законопроекте предпринимателям предлагалось с 1 января 2006 г. перевести в Россию ранее заработанные деньги через уполномоченные российские банки.
При этом необходимо было заплатить государству 13% от суммы возвращенного капитала. Однако в очередной раз все ограничилось лишь декларацией о намерениях.
Несмотря на подготовку соответствующих проектов законопроектов, они не были реализованы, главным образом из-за отсутствия доверие бизнес сообщества и прежде всего крупных предпринимателей к фискальным, налоговым и контролирующим финансовым органам исполнительной власти.
Как гласит народная мудрость – «да осилит дорогу идущий». Не прошло и четверть века, как злополучный закон об амнистии капитала в России был все же разработан и принят - Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон предусматривает решение следующих задач:
Важными нововведениями закона являются введение понятий фактического и номинального владельца имущества и создание механизма передачи права собственности на имущество от номинального владельца его фактическому владельцу. Фактическому владельцу предоставляется возможность заявить о своем имуществе в декларации. Положения закона не могут рассматриваться как ограничение права пользования, владения и распоряжения имуществом, указанным в декларации.
Закон направлен на создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации.
Таким образом, олигархи и бизнесмены средней руки смогут доверительно раскрыть с 1 июля по 31 декабря 2015 г. налоговикам информацию обо всей своей собственности и за это получить прощение по экономическим преступлениям, с которыми могло быть связано создание и функционирование их бизнеса.
Закон не завязан только на зарубежные активы россиян. Первоначально он рассматривался как продолжение антиофшорной кампании, но в окончательном тексте речь идет и о российском имуществе, счетах и капиталах.
Закон предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации путем представления в налоговый орган декларации, которая будет представляться в налоговый орган или в центральный аппарат ФНС (по выбору физического лица).
На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам.
Они могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования для того, чтобы избежать любых претензий после получения ФНС России в автоматическом режиме информации от иностранных государств.
И если раньше благополучие предпринимателей зависело от юристов, сопровождающих создание и существование офшорных компаний, то сейчас оно будет зависеть от Федеральной налоговой службы, от того, как будет соблюдаться режим налоговой тайны.
В пределах задекларированного имущества предприниматели единожды освобождаются от ответственности по самым «популярным» профильным статьям Уголовного кодекса:
В обычной жизни санкции за указанные нарушения закона могут достигать до пяти-шести лет заключения.
Как считают многие предприниматели психологически решиться на такое непросто, хотя власти на самом высоком уровне обещают строго следить за соблюдением джентльменского соглашения.
Закон тщательно прописывает важные нюансы - как должна подаваться декларация и как могут потом использоваться ее сведения.
В частности, Закон предусматриваются следующие гарантии:
По оценкам экспертов, амнистией капитала могли воспользоваться как минимум несколько тысяч человек, у которых могут быть потенциальные проблемы с правоохранительными органами.
Амнистия капитала была гарантирована до конца 2015 г., однако, по всей видимости, ее результаты оказались как минимум не те на которые рассчитывали разработчики Закона.
В результате после обращения Президента РФ к Федеральному собранию в конце 2015 г. амнистия капитала была продлена до середины 2016 г.
Сам факт продления сроков амнистии свидетельствует о том, что ее результаты будут по крайней мере не те, на которые рассчитывали органы исполнительной власти.
Анализ зарубежного опыта финансовых амнистий позволяет выделить несколько факторов успеха такой акции. Прежде всего, необходимо четкое определение целей амнистии, в соответствии с которыми разрабатывается механизм ее реализации. Это может быть:
Если во главу угла ставится задача привлечения инвестиций в экономику страны с последующим расширением налогооблагаемой базы, то необходимо представить предпринимателям эффективный и малозатратный механизм вывода активов из «тени» с упором на перемещение средств и имущества в легальный экономический оборот страны.
Важно предложить выгодную схему амнистии, одновременно заявив о существенном ужесточении наказания за последующие налоговые нарушения.
Однако во всех случаях непременными спутниками успеха являются четкие законодательные гарантии конфиденциальности и освобождения от уголовного преследования, а также мощная информационная патриотическая пиар-компания в средствах массовой информации.
Еще одним обязательным условием удачной финансовой амнистии считается доверие крупных предпринимателей и всего бизнес сообщества к государственным и финансовым институтам страны.
Тщательно подготовленная и проведенная налоговая амнистия с целью репатриации выведенных за рубеж капитала может способствовать существенному сокращению оттока капитала из России, пополнению доходной части бюджета, улучшению инвестиционного климата.
Экономические последствия оттока капитала из России
Отток капитала является негативным явлением, свидетельствующий о нестабильности и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы.
Отток капитала оказывает многоплановое, как правило, негативное, прямое и косвенное воздействие на различные сферы российской экономики. В самом общем виде отток капитала имеет следующие отрицательные последствия на процесс социально-экономического развития России:
Положительное сальдо по текущим операциям, образующееся в 90-е годы прошлого столетия за счет превышения экспорта товаров над их импортом, перекрывалось отрицательным сальдо движения капитала по текущим операциям (счета операций с капиталом и финансовыми инструментами).
Кроме того, воздействие вывоза капитала на экономику России следует оценивать с точки зрения эффективности использования за рубежом средств, отвлеченных от внутренних капиталовложений.
Если бы часть «сбежавшего» за границу капитала осталась в России, валютные резервы страны могли бы быть значительно больше, увеличились бы инвестиции в реальный сектор экономики.
В результате значительного оттока капитала обостряется проблема нехватки капитала внутри страны, что подтверждают высокие ставки банковских кредитов, значительно превышавшие уровень инфляции даже с учетом возможных банковских рисков.
Огромные масштабы вывоза капитала за рубеж – это острейшая проблема для экономики страны. Значительная часть этих средств выводится за границу с целью уклонения от уплаты налогов, что напрямую влияет на формирование доходной части бюджета.
Более того, экономика в стагнации, но при этом растет налоговая нагрузка, падает курс рубля. Иными словами, не существует никаких условий для привлечения капитала.
В рамках денежно-кредитной политики движение капитала должно регулироваться как рыночными так государственными методами.
В практическом плане, для пресечения, сокращения и в конечном итоге прекращения нелегальной утечки капитала за рубеж можно рассмотреть в качестве первоочередной меры возможность введения налога на финансовые спекуляции, прежде всего на их валютную часть.
Под действия этого налога могут подпадать как «сомнительные» операции так и краткосрочные операции спекулятивного характера. Это может быть временная мера до выхода страны на траекторию устойчивого развития.
Определенному снижению масштабов оттока капитала может способствовать принятие ряда законодательных актов.
Прежде всего, это антиофшорный Федеральный Закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний и доходов иностранных организаций)».
А также Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
Для возвращения капитала в Россию, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия, а это весьма длительный процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранного так и отечественного капитала.
Список используемой литературы
1. Андрианов В.Д. Халдин М.А., Бегство капитала из России, Экономика и общество, № 6, 1996 г., с. 3-56
2. Андрианов В.Д. Капитал России: потерять или преумножить? Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, Круглый стол бизнеса России, серия «Экономика», выпуск 15, 1996 г., 91 с.
3. Андрианов В.Д., Россия: экономический и инвестиционный потенциал Москва, «Экономика», 1998 г., с. 663.
4. Андрианов В.Д., Кузнецов А.Н., Специальные экономические зоны в мировой экономике, Московский государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Москва, ТЕИС,1998 г., 59 с.
5. Материалы к парламентским слушаниям на тему: «О мерах по предупреждению негативных вызовов национальной экономики и первоочередных задачах экономического развития в современных условиях», Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, 24 ноября 2014 г.
6. Национальное Рейтинговое Агентство, Аналитический обзор, Прямые иностранные инвестиций: региональный аспект, Москва, 2014 г. URL:http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/20.pdf
7. ИгнатьевC. Интервью // Ведомости.2013. 20 февраля;
8. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013. — 63 с.
9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20131108_5;
10. Годовой отчет Центрального Банка Российской Федерации(соответствующие годы)URL: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=god;
11. Макроэкономическая статистика Центрального Банка Российской ФедерацииURL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=macro_itm
12. Потенциал роста, Исследование инвестиционной привлекательности России.Ernst & Young. 2012;
13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. URL:http://www.kremlin.ru/news/47173
14. Forexpf.Ru
15. Global Financial Integreti (GFI), 2015
16. Kar D., Freitas S. Russia: Illicit Financial Flows and the Role of the Underground Econom, Global Financial Integrity. 2013 February;
17. Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes.OECD.Peer Reviews: Russian Federation 2012. PHASE 1. 2012. October.
18. The Economist Tax Havens: The Missing $20 Trillion, A Special Report on Offshore Finance, 2013 February 16.
19. Henry J. The Price of Offshore Revisited, Tax Justice Network, July 2012.
20. Kar D., Freitas S. Illicit Financial Flows from Developing Countries, 2001—2010 Global Financial Integrity, December 2012.
21. Moody's Russian Banks: Cyprus-Related Risks Could Lead to Moderate Credit Losses, 2013.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
ВЛИЯНИЕ ОТТОКА КАПИТАЛА НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с масштабным оттоком капитала из экономики России. Анализируются основные причины легального и нелегального вывоза капитала. Показана динамика и масштабы оттока капитала с начала так называемых экономических реформ. Проанализированы реальные схемы вывода капитала в офшоры и уклонения от уплаты налогов. Рассмотрены вопросы влияния корпоративной задолженности на платежеспособность страны.
Отдельно в статье выделена тема условий ведения бизнеса, основных факторов влияющих на формирование инвестиционного климата. Правовые аспекты амнистии капитала и ее возможные результаты.
Ключевые слова: чистый отток капитала, сомнительные операции, офшорные центры и офшорные активы, корпоративная задолженность, условия ведения бизнеса, амнистия капитала.
SUMMARY
Сapital flight impact on paying capacity and investment climate in Russian
The article describes current problems related to capital flight from Russian economy. Analysis of maine reasons and scope of capital flight. Specific treatment is given to causes of emergence of offshore centers. Analysis of actual patterns of capital flight and tax evasion is presented. Key measures to stimulate deoffshorization in Russia and financial amnesty as a method to repatriate capital and improve country’s investment climate. Special attention is given to capital flight negative impact on Russian economy.
Key words: capital flight, tax evasion offshore centers, deoffshorization of economy, paying capacity, financial amnesty/
Андрианов Владимир
Советник Департамента стратегического развития Внешэкономбанка,
доктор экономических наук, профессор МГУ
(e-mail: andrianov _vd@veb.ru),
* Известия 13 марта 2015 г.
* Global Wealth 2015: Winning the Growth Game. Boston Consulting Group (BCG), 2016
* Для сравнения внешний корпоративный долг КНР на конец 2013 г. составлял 14,2 трлн. долл., США – 2 трлн. долл. Финансовая газета № 27 от 23 июля 2015 г.
* СПАРК – система профессионального анализа рынков и компаний, совместно с агентством Интерфакс. СПАРК – представляет информацию по всем зарегистрированным юридическим лицам России, Украины, Казахстана, а также разработанные агентством аналитические инструменты для оценки компаний и рынков (скоринги, рейтинги, финансовый анализ).
* По данным исследования, проведенного авторитетной международной компанией «Global Financial Integreti» (GFI) в период с 1994 по 2012 гг. из России незаконно было вывезено 1341 млрд долл. Эксперты компании отмечали, что в теневом вывозе капитала из России участвовали не только крупные компании но и субъекты малого и среднего бизнеса. Огромные суммы выведенных финансовых ресурсов аналитики объясняют отсутствием эффективного контроля за движением капитала и неблагоприятным инвестиционным климатом.