28 февраля 2003
1677

Внимание - безопасности АЭС

Афанасий Уренович Кан - специалист по ядерным энергетическим установкам. С 1992 года он возглавляет Донской межрегиональный округ Госатомнадзора России. Кому, как не ему, известно, насколько обеспечена безопасность АЭС России! Сегодня он отвечает на этот и другие вопросы нашего внештатного корреспондента:

- Афанасий Уренович, хотелось бы узнать, сколько АЭС и других объектов находятся под вашим надзором?
- В России десять атомных электростанций. Три из них - Волгодонская, Нововоронежская и Кольская - в зоне нашего внимания. Но не только они. Мы проверяем и другие объекты, имеющие источники ионизирующего излучения. Это предприятия Воронежской области, Северного Кавказа, включая Чечню, и частично Поволжья. Наша главная задача - следить за тем, чтобы эксплуатационники не нарушали жестких требований в работе с ядерными энергетическими установками и радиоактивными источниками.

- Хватает ли сил?
- У нас в штате 170 человек. К тому же на всех АЭС есть отделы из 5 - 6 специалистов, которые подотчетны только округу. А вот в Волгодонске, на заводе по выпуску оборудования для атомных станций, создан самостоятельный отдел, занимающийся надзором за конструкторскими организациями, заводами атомного машиностроения, организациями, использующими радиационные технологии.
Инспекторы наделены соответствующими полномочиями: могут не только выписывать штрафы, но и при необходимости выдавать предписания на остановку реакторов. Правда, окончательное решение принимается коллегиально. Главная их задача - выявить нарушение или отступление от правил безопасности и принять соответствующие меры.

- Простого человека, обывателя особенно после аварии на Чернобыльской АЭС тревожат сообщения в СМИ об остановке реакторов. Насколько эти опасения обоснованны? Какие меры предпринимаются для повышения безопасности АЭС?
- Любая атомная станция - сложнейшее инженерное сооружение и должна соответственно обслуживаться. И если она долгое время работает, как говорят, в "стабильном режиме", то, наоборот, это должно вызывать опасения, ведь допустимые отклонения неизбежны. И когда останавливают энергоблок, это не значит, что возникла чрезвычайная ситуация. Идет плановая работа. Специалисты устраняют "нештатные ситуации" на самой ранней стадии развития.
На Нововоронежской АЭС в последние годы велись большие работы по реконструкции третьего и четвертого энергоблоков. Первоначальный ресурс водо-водяных реакторов (ВВЭР-440), определенный его конструкторами сроком на 30 лет, был выработан. Но такие реакторы, как показала жизнь, надежны в эксплуатации. Они, например, установлены на финской АЭС и работают прекрасно. Зачем делать из них памятники, если можно продлить их жизнь? Так и поступили, продлив ресурс третьего и четвертого энергоблоков на 15 лет.
В активной зоне реакторов конструктивные материалы подвергаются жесткому облучению и приобретают крупнозернистую структуру. Происходит так называемый процесс охрупчивания. На Нововоронежской АЭС впервые была применена новая технология по отжигу реактора, которая позволила придать его корпусу практически первоначальные прочностные характеристики. Проведенный комплекс работ позволил повысить надежность реакторов ВВЭР-440, а значит, их безопасность.

- Так что люди могут спать спокойно?
- Конечно. И не только там, где установлены водо-водяные реакторы. После Чернобыльской трагедии значительно повышена надежность и уран-графитовых энергетических реакторов РБМК на Смоленской, Калининской, Ленинградской и Курской АЭС. Теперь РБМК приобрели больший уровень надежности. Другой вопрос: во что это обошлось? Реконструкция каждого реактора обошлась более чем в 100 миллионов долларов. Но лучше пожертвовать "золотым тельцом", чем человеческими жизнями.
Уже сегодня мы думаем о том, что пора предусмотреть и провести со временем все необходимые работы по повышению ядерной безопасности первого блока Волгодонской АЭС, исходя из международных стандартов МАГАТЭ. Он пущен недавно, но уже морально устарел, так как это проект двадцатилетней давности. И на втором строящемся энергоблоке Волгодонской АЭС нужно принять ряд мер по повышению его безопасности.

- На Нововоронежской АЭС, да и на других станциях Донского округа довольно часто бывают инспекторы Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ). Как они оценивают состояние реакторов и оборудования энергоблоков?
- Оценка идет по международным стандартам. Эксперты МАГАТЭ, например, по уровню безопасности энергоблоков российскую атомную энергетику ставят на второе место после Японии.

- Парадокс, народ хочет жить в хорошо отапливаемых и прекрасно освещенных домах и, в целом, не против строительства АЭС. Но только в том случае, если они подальше от их города, а то и области. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Альтернативы атомной энергетике нет. Это давно понял весь цивилизованный мир. Во Франции, густонаселенной стране, например, две трети энергетических нужд обеспечивают АЭС. Более того, Германия покупает у нее электроэнергию. У нас строительство первого энергоблока Волгодонской АЭС было заморожено на десять лет из-за поднятой волны радиофобии. К сожалению, в то время в средствах массовой информации разъяснительной работы не велось, а, наоборот, нагнетались страсти. Практически весь мир понял, что электроэнергия АЭС дешевле по сравнению с вырабатываемой на тепловых электростанциях. Активно развивают свои атомные программы Иран, Индия, Китай. АЭС экологичнее, чем ГРЭС и ГЭС.

- Коль мы заговорили об экологических проблемах, возникает логичный вопрос о состоянии хранилищ слаборадиоактивных отходов на АЭС.
- Мы постоянно контролируем техническое состояние АЭС. И могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день оно не вызывает тревоги. Все отходы находятся под постоянным и надежным контролем. В то же время отработанное в реакторе топливо вывозится на переработку в сверхпрочных специальных контейнерах. Затем их зарывают на большой глубине в гранитных массивах. Решению экологических проблем мы уделяем самое пристальное внимание. В частности, следим за тем, как на АЭС ведется радиационный мониторинг.

- Афанасий Уренович, все ли источники ионизирующего излучения на промышленных предприятиях, в организациях вам известны?
- В советское время учет радиоактивных источников, применяемых для технологических целей и исследований, возлагался, как ни удивительно, на МВД. Одним словом, на неспециалистов. В итоге неучтенными оказались тысячи ионизирующих элементов. Мы до сих пор выявляем такие. В случае их обнаружения на место выезжают наши эксперты, специалисты центра санэпиднадзора, вывозом бесхозных источников занимается МЧС. В общем, система отработана.
Так что с уверенностью можно сказать: внимания безопасности атомной энергетики в России сейчас уделяется больше, чем в СССР. Делается все, чтобы энергоблоки работали в режимах, которые исключают серьезные сбои.

"Гудок", 28.02.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован