Эксклюзив
Арутюнов Александр Арташевич
22 октября 2015
2563

Водитель “красногорского стрелка” – свидетель или пособник?

Официальный представитель СК РФ в эфире LifeNews отметил, что следствие изменило статус явившемуся с повинной помощнику «красногорского стрелка».

У следствия были все основания изменить статус добровольно сдавшегося правоохранительным органам водителя «красногорского стрелка» Шоте Элизбарашвили со свидетеля на подозреваемого. Как заявил в эфире телеканала LifeNews официальный представитель СК России Владимир Маркин, помощник бизнесмена Амирана Георгадзе является явным пособником в совершении убийств.

— Водитель Георгадзе Шота Элизбарашвили явился в полицию с повинной и сначала проходил по делу в статусе свидетеля, однако у следствия были все основания для того, чтобы изменить этот статус на другой — подозреваемого. Анализ показаний водителя, его действия, данные с места преступлений говорят об одном: это никакой не свидетель, а пособник в совершении преступлений, — сказал Маркин.

Ранее охранник и водитель Амирана Георгадзе рассказал подробности последних часов, проведённых бок о бок с шефом во время развернувшейся вендетты. Как заявил Шота, Амиран сам отпустил его со словами: «Это моя война».

         Мы ни в коем случае не ставим под сомнение перевод водителя из разряда свидетеля в разряд пособника преступлений, поскольку у правоохранительных органов гораздо больше информации о случившемся. Более того, по нашему мнению, изменение статуса Шоты Элизбарашвили в какой-то мере оправдано даже потому, что это, возможно, сподвигнет Амирана Георгадзе сдаться властям, дать показания по делу и “обелить” своего водителя, если последний действительно ни в чем не виноват.

Мы же в меру своих сил и возможностей попытаемся разъяснить читателям юридическую разницу между свидетелем и пособником преступления.

Итак, свидетель преступления есть лицо, которому известны какие-либо значимые обстоятельства по делу. Свидетель ни имеет абсолютно никакого отношения к совершенному преступлению. Другое дело – пособник преступления. Пособник преступления содействует совершению преступления и является соучастником. Соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Иными словами, договорившиеся лица умышленно (и только умышленно, но никак не неосторожно!) совершают умышленное преступление. Очевидно, что Амиран Георгадзе как исполнитель преступлений действовал умышленно (и даже с прямым умыслом). Действовал ли умышленно пособник (как полагает следствие) Шота Элизбарашвили? Напомним, что содействовать совершению преступления пособник может, в частности, оказывая реальную помощь исполнителю преступления.

Например, применительно к нашему случаю, принести сумку с оружием в кабинет погибшего чиновника. Однако этого мало! Надо еще установить, что пособник действовал с умыслом и находился в двусторонней связи с исполнителем. Это означает, что исполнитель и пособник действуют с умыслом на совершение преступления и по соглашению (соглашению!) между собой. Если, например, водитель не знал, что находится в сумке, но догадывался, что в ней, скорее всего, находится оружие, поскольку сумка была тяжелая, то для признания Шоты Элизбарашвили пособником убийств этого недостаточно. И если даже последний знал, что в сумке оружие, но не знал, что Амиран Георгадзе намерен использовать его для совершения убийств (и они об этом не договаривались!), то водитель, по нашему мнению, не может быть признан пособником. Если далее допустить, что Амиран Георгадзе сел в автомобиль и рассказал, что он сделал, то это тоже не свидетельствует о пособничестве со стороны водителя. Шота Элизбарашвили при этом мог даже одобрить действия “шефа”, но простое одобрение преступления не может расцениваться как пособничество. Правда, тогда возникает вопрос об укрывательстве особо тяжкого преступления, но нам неизвестно, была ли у водителя возможность сообщить о случившемся в правоохранительные органы. Что касается убийств компаньона Георгадзе и скутериста, то роль водителя в случившемся пока не совсем понятна. Возможно, Элизбарашвили был связан умыслом с Георгадзе и помогал последнему убить компаньона, но в случае со скутеристом (при условии наличия признаков соучастия), похоже, имел место эксцесс исполнителя Георгадзе, за который пособник ответственности не несет.

В-общем, работы у следственных органов много. Сейчас главное, как правильно высказался господин Маркин, задержать Амирана Георгадзе. Нашелся бы у последнего такой же адвокат, как у водителя, и посоветовал ему сдаться!

 

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Viperson.ru)

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован