В Астрахани хотят объединить транспортные госкомпании
Коммерсантъ(Волгоград) N 98 (4153) от 03.06.2009
Астраханское областное правительство направило в УФАС проект слияния госпредприятий "Астраханьтрансавто" и "ПАТП N3". Власти намерены через объединение активов поддержать убыточное "ПАТП N3", а затем провести акционирование этого предприятия. Частные автоперевозчики опасаются, что слияние двух монополистов регионального рынка автоперевозок приведет к вытеснению мелких компаний и предпринимателей.
Как стало известно ,,Ъ", астраханское облправительство подготовило проект слияния казенного предприятия "Астраханьтрансавто" и госкомпании "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3". Согласно распоряжению министерства имущественных отношений и министерства промышленности, транспорта и связи, имущество ПАТП-3 - автовокзал с прилегающей инфраструктурой - перейдет в собственность "Астраханьтрансавто". В областном минимущества считают, что слияние позволит ПАТП-3 "стать рентабельным перевозчиком" - сейчас компания работает с убытками и имеет долги по налогам и зарплате в 13 млн рублей. Источник ,,Ъ" в правительстве рассказал о планах по погашению долгов ПАТП-3. "После завершения слияния "Астраханьтрансавто" сможет заложить вокзал и получить кредиты на покупку новых автобусов, - отметил собеседник. - В итоге предприятие может быть акционировано. Возможно, с привлечением иногороднего инвестора".
Государственное предприятие Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" образовано в 1974 году. Имеет парк из 39 автобусов, обслуживает международные и межобластные маршруты. Финпоказатели предприятия не раскрываются. Предприятие "Астраханьтрансавто" создано в 1997 году. Осуществляет функции управляющей компании на единственном астраханском автовокзале, обслуживает около 190 перевозчиков. Годовой оборот компании, по оценке участников рынка, составляет около 36 млн рублей
Сейчас проект слияния госпредприятий находится на согласовании в астраханском УФАС, поскольку оба предприятия находятся в реестре монополистов регионального автотранпортного рынка - "Астраханьтрансавто" единственная автосервисная компания Астрахани, доля ПАТП-3 превышает 50%. В УФАС говорят, что решение о согласовании будет принято до 6 июня. "Сейчас наши специалисты изучают рынок межмуниципальных и междугородных перевозок, - сообщила замруководителя УФАС Ирина Лаврентьева. - Если станет понятно, что слияние создаст угрозу конкуренции, мы будем реагировать". По словам госпожи Лаврентьевой, в любом случае УФАС будет настаивать на раздельном учете в ПАТП-3 дохода от автосервисных услуг вокзала и автомобильных перевозок.
В самих госпредприятиях ситуацию не комментируют. Частные автоперевозчики опасаются, что это слияние приведет к вытеснению с рынка мелких компаний и предпринимателей. В Региональной ассоциации автоперевозчиков ,,Ъ" сообщили, что на прошлой неделе частные компании обратились к губернатору с просьбой предотвратить слияние госпредприятий и провели митинг у офиса УФАС с требованием не согласовывать проект облправительства. "Фактически мы будем иметь отношения с конкурентом, поэтому есть опасения, что в кассах у автобусов ПАТП всегда будет первое место в очереди, что поднимется фиксированная плата за услуги вокзала, - пояснил ,,Ъ" вице-президент ассоциации Дамир Булатов. - Надо же им как-то отбивать долги".
Алексей Дмитриев