14 мая 2007
5496

Вопросы этнической идентичности обсудили в рамках международной конференции в Москве

Проблематика этнической идентичности, миграционных процессов, вопросы, связанные с диаспорами, обсуждались в рамках международной научной конференции, посвященной подведению итогов конкурса "Общая история конца XX - начала XXI веков" 14 мая в Институте стран Азии и Африки МГУ. Конкурс был учрежден в 2006 году историческим журналом "Родина", историческим альманахом "Русский сборник" и издательством "Европа" при поддержке некоммерческой организации Фонд развития "Институт евразийских исследований". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на конкурс было зарегистрировано 79 научных работ. В финал вышли девять специалистов из Азербайджана, Армении, Казахстана и Киргизии. На открытии конференции выступили начальник Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров и председатель комиссии Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев.

Этнокультурной и социально-политической структуре русского населения в Киргизии был посвящен доклад доцента кафедры политологии факультета международных отношений Славянского университета (Киргизия) Ларисы Немешиной. Как отметила в своем выступлении автор доклада, говорить о русских в Киргизии как об особой этнической, этносоциальной группе, можно начиная с начала ХХ века. В современных условиях постсоветской реальности исследование этого вопроса становится тем более актуальным в связи с изменением динамики миграционных процессов, дискуссиям о гражданстве, статусе русского языка и т.д. При этом, подчеркнула Немешина, характерно, что в Киргизии русскому языку присвоен статус официального, в отличие от ряда других государств на территории бывшего СССР. "Русские в Киргизии всегда играли особую роль", - отметила автор доклада. В частности, она подчеркнула важнейшую роль русского населения в индустриализации Киргизии - достаточно сказать, что до 80% производственной интеллигенции в Киргизии в советское время были русскими. В то же время, делает вывод Немешина, утверждения о "колонизации" Киргизии русскими не подтверждаются: в составе правящей верхушки и бюрократии советского период доля русских не превышала 50%. Когда в конце 1980-х гг. произошел значительный отток русского населения из Киргизии негативно сказался на промышленной сфере республики, так как ее покинула существенная часть промышленной интеллигенции, высококвалифицированных кадров. Как прокомментировал, в свою очередь, преподаватель кафедры истории Киргизии Ошского государственного университета (Киргизия) Шавкат Атаханов, в постсоветский период Киргизия из аграрно-промышленного государства превратилась просто в аграрное, и в настоящее время по уровню жизни занимает очень низкое место в мире.

Доклад самого Атаханова был посвящен этнологическому исследованию цыган, проживающих в Ферганской долине. История этого народа малоизучена, а с 60-х гг. ХХ века исследования цыганского населения региона вообще не проводились, отметил Атаханов. По его данным, все цыганское население Ферганской долины делится на три крупные группы с самоназваниями "люли", "ага" и "мазан". Они различаются по своему укладу, обычаям, роду занятий, степени оседлости. Если "ага" и "мазан" уже в достаточной степени ассимилированы с местным таджикским населением, то "люли" по-прежнему склонны к кочевому образу жизни и традиционным занятиям - попрошайничеству и гаданию, не характерным для "ага" и "мазан". Несмотря на это, именно "люли", как правило, ассоциируются у остального местного населения с цыганами. В связи с этим, констатировал Атаханов, социологи в работе по подсчету точного количества цыганского населения в Ферганской долине сталкиваются с трудностями: нередко оседлые цыгане скрывают свою этническую принадлежность и в документах записываются как таджики или узбеки. При этом общий уровень образования, да и просто грамотности цыган остается очень низким, констатировал исследователь.

Доклад доцента кафедры истории Гаварского государственного университета (Армения) Арсена Акопяна был посвящен особенностям идентичности татоязычных армян в ХХ веке и современным тенденциям ее проявления. По словам автора доклада, исследование социокультурных особенностей татоязычных армян на Кавказе можно вести начиная с конца XVIII века; на протяжении их истории они не раз мигрировали в границах региона и частично рассеялись. Несмотря на это, в советской историографии татоязычные армяне рассматривались как единый этнос. В настоящее время в этой группе не наблюдается конфессионального и языкового единообразия, отметил вывод автор доклада; среди татоязычных армян есть христиане, мусульмане и те, кто придерживается иудейского вероисповедания, наблюдается и языковые различия. В то же время, образ врага как фактор идентичности, сохраняется - на протяжении последних 100 лет в качестве такого образа, по словам Акопяна, фигурируют "турки".

regnum
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован