18 сентября 2006
5298

Воспоминание о Рок-н-Ролле IV или ...а раньше было совсем другое время

Бутусов был архитектором и Умецкий тоже был архитектором. Рабочий телефон Бутусова был 532-463,а Умецкого--556-995. Умецкий работал в самом центре,прямо напротив кинотеатра "Октябрь",а Бутусов--где-то в районе кинотеатра "Урал",но,в общем-то,все это к делу не относится....

Относится же к нем совсем дргугое: жили-были Уму и Бубу,то есть Дима и Слава - Умецкий и Бутусов - и была у них группа.То есть они играли в группе. В своей собственной. Называлась она, вроде бы, "Али-Баба и сорок разбойников" и была никому на фиг не нужна. Потом они, хорошенько подумав, переименовали себя в "Наутилус", но это тоже ни о чем не говорит, кроме разве что одного почему-то именно из этих времен незамыславатая песня с щемящими сердце словами: "Где ты птица? птица-пингвинца, на каком осталась берегу?"

А что действительно относится к делу, так это март восемьдесят пятого (мерзопакостный тогда выдался март, надо отметить) и тот самый день, когда мне позвонил то ли Дима,то ли Слава. Но я не собираюсь сейчас придавать всему этому т.н.в. (так называемых воспоминаний) и действительно пытаться реконструировать, когда раздался телефонный звонок, был ли это Дима или Слава и что мне кто-то из них сказал. В общем это был март, хотя ещё в феврале люди, достаточно хорошо разбирающиеся в происходящем безумии той жизни, говорили мне, что "Наутилус" что-то готовит, то есть записывает что-то такое крутое; да и не "Наутилус" это уже,а "Наутилус Помпилиус" (чтобы не путать с московским "Наутилусом"); а так как я всегда был не равнодушен к этой отрасли биологии, что занимается всякими моллюсками и именуется конхиологией, то симпатия моя к этим двум молодым оболтусам, коими и были тогда Бубу и Уму, стала ещё больше в ожидание явления миру этой "крутизны"; но уже пора раскрыть карты.

"Нау" записывали своей очередной альбом. Они записывали его на какой-то квартирев новом составе--к Умецкому и Бутусову присоединился их приятель по арху Витя "Пифа" Комаров. Витя играл на гитаре и на драм-машине. Слава--на гитаре, Дима--на басу. К началу марта альбом был готов и меня позвали на премьеру. Тем самым звонком.между прочем это была раньше такая привычка--звать на премьеру. То есть как в театр. Только ты не смотрел, а слушал, ну а потом отмечал премьеру, как это и положено.И самое смешное,что премьеру "наутиловского" "Неведимки" я до сих пор, в общем-то,хорошо помню, хотя все это не т.н.в., а нечто,что должно во своей сути отразить тогдашнее безумие жизни...

Квартира, на которой оболтусы записывали свой шедевр,находился на улице Белинского-Щорса,точнее мне сейчас не сказать. Кто-то надолго уехал (на месяц или на два) и пустил их к себе.В квартире было две комнаты, одна была интерпретирована ими под студию,хотя в ней стоял какой-то диван.А может и не стоял,может это все абберация памяти,воздействие того сумасшедшего марта,с вьюгами,тошнотным настроением и постоянным ощущением до костей пронизывающего холода. Но--на чем-то я сидел, а рядом со мной сидел господин Грахов, впоследствии президент рок-клуба,ныне большой радиодеятель, а тогда просто Коля, а никак не Николай Александрович. Ещё были ныне известный киносценарист и драматург Порохня Леонид Иванович, который принимал участие в записи альбома как второй звукорежиссер....Да не помню я, честно говоря, кто там был ещё, кроме самих оболтусов, конечно.Я помню музыку и--честно говоря-- люблю её до сих пор.

Ибо "Неведимка" - это тот шедевр, который рождается у художника только раз в жизни. Почему? Понятия не имею, но и "Буги с косой" и"Никто мне не поверит и "Кто я?Где я?", но говоря уже о "Гуд бай, Америка...", слушаются до сих пор так же,как и одиннадцать лет назад.Незрелый,сырой звук,странная лирика,молодой,но уже усталый голос Бутусова--все это сыграло смешную шутку,дамы и господа,самопальная запись сразу же ушла в вечность,да так там и осталась: как образец искреннего самовыражения и вечная надсмешка над своими же создателями...

А через несколько после этой самой премьеры вгости к "Нау" приехал известный питерский рок-тусовщик Дима Бучин, пьянка была дома у "Пифы", мы о чем-то разговаривали, кто-то что-то пил, но если что я и помню--так это ночной подземный переход под улицей Восточной, абсолютно пустой, не считая Бутусова, Умецкого, Комарова, Бучины и ещё нескольких человек (включая и меня), куда-то бредущих уже после полуночи под постоянные завывание оголделого мартовского ветра, а уже совсем под утро,добравшись домой, я вдруг сел и отпечатал какой-то бред про "Наутилус Помпилиус" и их альбом "Неведимка", отстучал просто так, безадресно, ибо: рок-н-ролл тогда был образом жизни, а в жизни не всегда все делается для чего-то, иногда и просто так.

Но это все лишь первый фрагмент моих сегодняшних т.н.в картинка из марта восемьдесят пятого под названием "Премьера альбома "Неведимка". Переходим ко второй.Время действия :осень восемьдесят пятого,конец сентября--начало октября.Место действия: клуб МЖК.Смысл происходящего...

М-м-да...именно тогда, осенью восемьдесят пятого мало кому ещё известный госпдин Шахрин вместе с практически никому не известной группой "Чайф" дали концерт в МЖК. Шахрин тогда был членом этой самой аббревиатуры,там у него была(и есть до сих пор) квартира,а в клубе у них была база. И они дали концерт. Первый за несколько лет в этом городе.Со зрителями.В зале.Но я сейчас пишу не о "Чайфе",я пишу о "Наутилусе",причем о том "Наутилусе", которого давным-давно уже нет и никогда больше не будет.и именно поэтому начинаю с "Чайфа".Ведь после своего концерта Шахрин договорился с директором клуба а концерте "Нау".Тоже со зрителями.По пригласительным билетам.Первом настоящем концерте "Нау".

Публика была избранной, то есть светской,то есть богемной--собралась вся тусовка, но тогда именно такая публика ходила на подобные мероприятия,ибо остальные о них просто не подозревали. В программе были песни из "Неведимке",а также несколько новых, тексты для некоторых из них написал Илюша Кормильцев (он--автор текста "Кто я?Где я? в "Неведимке",с этого в общем-то все и началось,две песни должна была исполнить Настя (Клипсо-Калисо и ещё что-то...).Это как бы факты.А вот все остальное...

Можно сказать, что Бутусов завалил концерт.Можно сказать,что всё "Нау" его завалило.Но это абсолютно ничего не значит,ибо поймите главное: случилось то,что должно было случиться. Мы сидели в зале,мы сттояли в зале, нас было много--человек сто. И нам пели песни. Нам пели "Ален Делона" и "Батарейки", нам пели про то, что "Прощай,Америка,в которой я не буду никогда!" Такого не могло быть,такого ещё не было:мы стояли в зале,мы сидели в зале,а нам пели песни и мы с этими песнями составляли одно целое.Ибо повторю:рок-н-ролл тогда был образом жизни,он не приносил денег,он давал многим из нас одни неприятности,но в тот то ли сентябрьский,то ли октябрьский мы все были счастливы.Даже директор клуба,которого вскоре после этого концерта сняли с работы--много лет спястя мне об этом поведал Володя Бегунов из Чайфа...

...Через два года все изменится. После осени восемьдесят седьмого "Нау" станет на какое-то время российской группой номер один. Последний концерт, который я удосужился посетить в своей жизни,был как раз прощальный концерт "Наутилуса"--опять же начало октября,только уже упомянутого восемьдесят седьмого. Но писать об этом неинтересно.Впрочем,как неинтересно писать о о многом другом. Например,а том ,почему они перестали быть собой. Не буду вдаваться в какие-то внутренние подробности. Просто--всегда есть понятие энергии внутренней и энергией внешней,а внешняя энергия столь часто попахивает большими деньги,игрой чистолюбия и амбиций и прочей фигней.

Истормия Леннона-Маккартни все ещё жива в этом мире и будет жить столько, сколько будет существовать рок-н-ролл хоть в его коммерческом, хоть в его "андеграундном" варианте. К чему это я? Леннон-Маккартни, Бутусов-Умецкий все понятно,деньги,чистолюбие,амбиции,но вот именно внутреннея энергия Леннона и Маккартни делала Beatles именно Beatles,как и подобное скрещивание экстравертной и во многом прагматической энергии Умецкого с иррациональной и всегда обращенной внутрь энергия Бутусова делала "Наутилус" "Наутилусом",впрочем и наличие в нем "Пифы"Комарова и то,что...

Да,вы помните,дамы и господа:раньше было совсем другое время,ранешь было совсем другое время,раньше было...

Но это ещё не конец сегодняшних т.н.в. Осталось вспомнить ещё пару забавных моментов. И первый из них вновь касается премьеры, только уже альбома "Разлука", того самого,после которого "Наутилус" на какое-то время возглавил все российские хит-парады( тогда они уже существовали) и начал собирать стадионы.

Это было в зоопарке... На самом деле я тогда работал ночным сторожем в зоопарке и по ночам ко мне приходили рокеры. И вот как-то, в самом начале лета восемьдесят шестого (хотя, может быть, и в конце:помню лишь, что это действительно было лето) ко мне пришел в гости господин Кормильцев (сноска в скобках:может,потому мне сейчас и трудно писать этот текст,что тогда я дружил больше всего именно с Кормильцевым,то есть это была последняя настоящая дружба в моей жизни.По крайне мере мне так казалось.И потому я знаю обо всем что связано с "Нау",очень много.А теперь я с Кормильцевым не дружу--так уж получилось,хотя сейчас мы все не дружим,ибо "иные времена.."--в общем,сами знаете.Но если я начну рассказывать все,что он мне рассказывал,то получится,что я поступаю некорректно,а птому я рассказывать этого не буду.Пока,по крайней мере.Может быть,когда-нибудь и расскажу--хотя бы о том как распадались "Наутилусы".А,может, и нет.Не знаю...).Он пришел очень гордый и принес с собой маленький кассетник "Панасоник". А в "Панасоник" уже была вставлена кассета. Мы дождались, пока я закрою зоопарк на большой замок (это тоже входило в мои обязаности), а потом Илья мне сказал:"Теперь ты будешь слушать!" И я начинаю слушать "Разлуку", и я её прослушал, и сейчас повторю то,что сказал ему (И.В.Кормильцеву), тем вечером в свердлоском (тогда ещё) зоопарке много лет назад. "Разлука"--это круто, это мощно, это здорово, это абзац,это гениально. Там есть песня, которая называется "Скованные одной цепью"--это великая песня.Там есть мой любимый "Ален Делон"--это прекрасная и страшная песня одновременно. Там есть "Рислинг". Уже этих трех песен хватит, чтобы тоже остаться в рок-н-ролльной вечности, как и в случае с "Неведимкой". Но таких песен в "Разлуке"больше, она вся--настоящая. То есть разлука с самими собой, теми, которыми мы уже не будем никогда. Вот только я этого тогдане сказал, ибо просто не знал, что это случится...

...А ещё тем летом Илья написал "Я хочу быть с тобой".Он написал слова.Славка придумал музыку. Получился хит. Я не имею права рассказывать, как и для чего была написана это песня (её слова),скажу лишь--здесь была своя интрига, но песня-то получилось замечательная! Вскоре её пела вся страна. И какой-то очередной,вскоре наступившей весной, в Москве, на квартире (флэт, как тогда говорили) одного моего знакомого "основного" или "олдового" хиппи, я сидел за одним беспорядочным и невнятном столом, а залетная девчушка, оказавшаеся в этой компании в качестве подруги одного их приятелей хозяина дома, рыдала над этой песней...Да, я забыл сказать, что мы сидели и слушали "Нау", какой-то зальник: то ли таллинский, то ли новосибирский. И Бутусов пел слова Ильи о том, что " Я..хочу...быть с тобой, я хочу быть с тобой", и мне подумалось внезапно, что моллюски очень вкусны, когда их ешь со свежевыдавленном лимонном соком, а ещё о том, что мы все вступаем в другие времена и что-то меняется. Кардинально. Совсем. Вот только об этих временах мне уже вспоминать не хочется.


www.nautiluspompilius.ru
18.09.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован