Когда группа руководителей Волжского автозавода посещала автомобильный завод в Детройте «Дженерал –Моторз» , то перед нами выступал руководитель по экономическим вопросам и говорил, что у нас в СССР было хорошее образование в школах, дающих базовые знания. Поэтому они с удовольствием принимают на работу русских, так как они быстро осваивают любую профессию и преуспевают в работе.
Во время мы знакомства с технологическим процессом на главном конвейере автомобильного завода, прямо на наших глазах установили на уже готовый фундамент робот, который сразу начал устанавливать лобовые и задние стёкла. Проходя вдоль конвейера и наблюдая за работой слесарей- сборщиков, невольно вспомнилось, как это всё описывал канадский писатель Артур Хейли в своём романе «Колёса». Показали нам технологию испытания на прочность кузова. Это когда разгоняется тележка с закреплённым на ней кузовом в сборе и на скорости ударяется в куб. Соответственно, в кузове сидели пристёгнутые ремнями безопасности к сидениям манекены, которые после удара не пострадали. Посетили мы музей Форда, и нам рассказали, как был построен и оснащён оборудованием завод с использованием финансового лизинга. К слову сказать, по приезду в Тольятти, мы учредили лизинговую компанию «АвтоВАЗ-Лизинг», но работать она начала только через несколько лет. Побывали мы, конечно, на статуе «Свободы». Правда, вид с высоты мне показался каким-то тяжёлым (правда погода была пасмурной). Я, находясь на высоте этой статуи, вспоминал о посещении Эйфелевой башни, где вид был более привлекательный.
Были мы ещё в Америке для изучения вопросов ипотечного кредитования при строительстве жилья, объектов соцкультбыта и фермерских хозяйств. Нас привезли в филиал «Сити банка» размещённого в селе, не очень далеко от города Вашингтона. Банк кредитовал строительство этого села, выделял ипотеку фермерам для расширения своего хозяйства. Прямо на наших глазах зашёл, как нам сказали, успешный фермер из соседнего села, и ему выдали за 5 минут ипотечный кредит.
Побывали мы в гостях, как нам сказали, у работника ООН от Америки. Жил он в коттедже на берегу реки у лесного массива. Территория была огорожена легким забором, где гуляла лошадка. Внутри дома была одна большая комната с высоким потолком, где находились хомут для лошади, дуга и головы разных зверей. Угостили нас скромно и рассказали, что они могли рыбачить в речке при наличии лицензии, а ягоды и грибы могли собирать в лесу только по специальному разрешению. В город мы вернулись поздно вечером и срочно пошли в ресторан, так как в гостях нас не угощали, как мы угощаем в России. Правда, когда я хотел набрать побольше продуктов, то мой товарищ сказал: «Иван, будешь платить сам». И действительно на выходе рассчитывался каждый за себя.
А теперь, я расскажу как мы в нашей семье, принимали американца по программе обмена семьями. Нам сообщили за один день до визита, что на одну ночь к нам поселяется американец – профессор Кембриджского университета Майкл Кинг. Мы буквально за месяц до этого получили трёхкомнатную квартиру. Поэтому мебель, посуду и так далее нам одолжили соседи. При активном участии семейных друзей были заготовлены салаты, пельмени и так далее. Таким образом, стол ломился от еды. Нашего гостя нам вручили возле гостиницы «Жигули», где обычно размещались иностранцы, прибывающие в Тольятти. Мы повезли его на автомобиле «Запорожец» (в экспортном исполнении), который я приобрёл на чеки, полученные в Италии за время командировки. Наш американец всё снимал на видеокамеру и говорил, что у нас дешевое ЖКХ, продукты питания и другое. Я умудрился свозить его на танцевальную площадку, расположенную возле молодёжного общежития, где наш автомобиль был единственным. Местные девушки-красавицы чуть не растерзали нашего молодого элегантного гостя.
Утром мы проводили Майкла, вручив ему цветы и пакет с травами зверобоя, душицы, чабреца, так как ему очень понравился вечером чай, заваренный этими травами. Ещё подарили конфеты и набор высокосортного грузинского чая. А он сокрушался, что у него не осталось ни одного плаката с изображением Анджелы Дэвис.
Впоследствии он прислал мне три письма и даже три пластинки с джазовой музыкой, а я отправил ему пластинки с песнями Пугачёвой. Он писал, что рассказывает друзьям, как русские живут в мире и согласии, а они удивлялись. Но связь, к большому сожалению, прервалась, вероятно, уж очень часто и красиво рассказывал Майкл о нашем гостеприимном приёме.
Ветеран ВАЗА, член клуба « Патриот» Дульцев И.Д.