29 марта 2008
2426

`Воздушные` топонимы Норильска

В прошлом выпуске "Топонимики" мы рассказывали о посёлке Валёк, в том числе упоминали о нём как о первых "воздушных воротах" Норильска. Но были у нашего города и другие "воздушные ворота и калитки". Некоторые из них давно закрыты, и даже имена их из памяти почти стёрлись.

75 лет назад, в 1933 году, в район Норильска для обслуживания изыскательских партий прилетели 12 гидросамолётов. Садились они ещё даже не на Вальке, а на реке Рыбной, у Часовни. Пассажиров и грузы везли оттуда в Норильск по тундре на лошадях. В 1935 году впервые была открыта прямая авиалиния Дудинка-Норильск. Лётчик Николаев первым совершил посадку на озере Долгое на самолёте ШA-2. За этот полёт начальник Норильстроя Матвеев объявил ему благодарность и наградил именными часами. И только с 1940 года гидросамолёты начал принимать Валёк.
Однако только лишь гидропорта растущему Норильску было мало. В январе 1945 года в списочном составе Норильского авиаотряда было девять самолётов (правда, к сентябрю их осталось шесть): три По-2, два - Г-1, по одному С-47, ПР-5, МП-1 и ДВ. Валёк нагрузки не выдерживал и... в 1945 году начались работы по строительству первого постоянного наземного аэропорта в норильской истории - "Надежды". Но сначала, в конце апреля 1945-го, начальник комбината Панюков подписал приказ "О строительстве временного аэродрома на РОРе:
"Впредь до постройки постоянного аэродрома в Норильске в районе ст. "Надежда" приказываю управлению строительства построить к 15 июня сего года временный аэродром на месте отвалов пустой породы рудника открытых работ (РОР) размером 100 на 1000 м для приёма и отправления самолётов СИ-47...
Буквально через несколько дней после подписания приказ отменили "ввиду того, что отвал N 2 рудника открытых работ, на котором было намечено строительство, по размерам и близости к лётной полосе препятствий не соответствует требованиям". 23 мая Панюков подписывает новый приказ о строительстве "Надежды".
ПРИКАЗ по Норильскому комбинату и ИТЛ НКВД СССР за 1945 год о строительстве постоянного аэродрома п. Норильск N 382 23 мая
Для осуществления строительства постоянного аэродрома в районе ст. "Надежда":
- строительство аэродрома возложить на контору Дорстрой;
- для размещения з/к, работающих на строительстве аэродрома, моему заместителю по лагерю т. Золотарёву освободить лагпункт 102 клм. и образовать отдельный лагпункт Аэродромстроя;
- заместителю начальника комбината по лагерю т. Золотарёву направить в распоряжение Дорстроя для Аэродромстроя на постоянную работу к 15 июня с. г. - 500 человек.
24 июля 1946 года была создана комиссия для приёмки "во временную эксплуатацию взлётно-посадочной полосы внеочередной части сухопутного аэродрома на станции "Надежда". Аэродром одновременно принимал самолёты и продолжал строиться. На "Надежду" садились такие воздушные суда, как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14.

Названия всех норильских аэродромов, кроме Алыкеля, русские. Их смысл понятен, но кто и когда ввёл в обиход эти топонимы?
Первым топоним "Надежда" называет геолог Николай Урванцев: "Гору к западу от горы Шмидта потом наименовали Надеждой и ручей между ними - Разведочным". По всей видимости, по имени горы затем была названа железнодорожная станция, а от неё своё имя получил и первый сухопутный аэропорт "Надежда". В 1965 году "Надежду" закрыли, а в 1970-х на месте бывшей взлётно-посадочной полосы построен металлургический завод, который и получил "в наследство" своё красивое имя.
К концу 1950-х Норильску стало не хватать уже и "Надежды" с "Вальком". Размеры наземного аэродрома не соответствовали потребностям растущего города, переставшего быть лагерем. Начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции "Алыкель", а также временного аэродрома на разъезде "Нежданный", работающего только зимой и предназначенного для приёма больших турбовинтовых самолётов Ан-10, Ан-12, Ил-18. В ноябре 1958 года "Нежданный" начал принимать самолёты на раскатанную снежную полосу. Длина полосы составляла 4,5 километра, аэродром был оборудован приводной радиостанцией и посадочным радиолокатором.
"Нежданный" находился неподалёку от "Надежды". Как пишет Вадим Денисов в книге "Неведомый Норильск":
"Тогда самолёты садились на временную взлётную полосу из снега и льда аэродрома "Нежданный" (чаще, правда, его называли "Нежданка"). Это была самая первая остановка после Купца на железнодорожном перегоне между Норильском и Кайерканом около станции "Снежная". Многие пассажиры забытых норильских электричек ещё помнят это место - группа низких строений в ровной долине, куски какого-то металлолома, остатки старых вертолётов".
Для аэродрома носить название "Нежданный" (в некоторых источниках "Нежданная", а в народе "Нежданка") - более чем странно. Тем более в условиях Крайнего Севера, где воздушное сообщение - единственный канал, связывающий с материком, а прилёт самолёта из-за постоянных пург и метелей - долгожданное событие.
Снежный аэродром получил своё имя от железнодорожного разъезда "Нежданный". А неподалёку от этого места есть урочище Неожиданное (урочище - участок, отличающийся от окружающей местности, например, лес среди поля, лайда среди леса). Логично предположить, что Нежданный назван именно по урочищу Неожиданному, просто топоним несколько видоизменился.

***
Аэропорт "Алыкель" был построен на месте военного аэродрома. Впоследствии ходили слухи, что в Норильск собирался прилететь Никита Хрущёв и аэродром был построен специально к его приезду. Об этом якобы говорили и темпы, которыми шло строительство, и то, что взлётно-посадочная полоса была специальная, усиленная. Как бы то ни было, Хрущёв не приехал, а порт построили. Говорят, даже гору Алыкель срыли для постройки взлётно-посадочной полосы.
Теперь, когда норильчане судачат об Алыкеле, они обсуждают не "специальную" ВПП, а то, что аэродром, построенный в своё время под военные самолёты, оказался не очень приспособлен для нужд гражданской авиации. Его "слабые места" - сильный боковой ветер (неудачное расположение ВПП по отношению к розе ветров), "горб" на полосе (все пилоты знают про эту особенность в северной части норильской "взлётки") и большое расстояние до города.
Что касается ускоренных темпов строительства "Алыкеля", то это - чистая правда. В августе 1964 года исполком Норильского городского Совета отмечал, что "аэродром "Алыкель", по заключению государственной комиссии, принят в эксплуатацию как временный на период сентября-ноября для перевозки пассажиров, скопившихся в Москве и Красноярске. На аэродроме отсутствуют минимально необходимые здания и сооружения для нормальной работы личного состава и обслуживания пассажиров". Исполком решил обязать начальника аэропорта "Алыкель" обеспечить работу аэродрома по регламенту 12 часов в сутки для приёма и выпуска самолётов Ил-18 и Ан-10 и... обратился в Норильский комбинат с просьбой установить на железнодорожной станции "Алыкель" два вагона, переоборудовав их под временный вокзал. В 1964 году в Алыкеле приземлился первый пассажирский самолет Ил-18.
В мае 1965 года исполком горсовета отметил, что "на аэродроме "Норильск" (ст. "Алыкель") подготовлены минимально необходимые здания и сооружения для круглосуточной эксплуатации аэропорта". В связи с закрытием аэропорта "Нежданный" решено начать работу аэродрома, а в июле прервать её для продолжения строительства. Постоянная эксплуатация "Алыкеля" началась в 1966 году.
Топоним "Алыкель" переводили по-разному: предлагались версии "счастье", "золотой глоток", "глаза девушки" (последний перевод объясняли наличием двух похожих озёр в том районе). Анна Барболина, автор книги "Топонимика Таймыра", предлагает следующий перевод: "Алыыкюель (долг.). Алыы: 1) низменный луг, долина, заросшая кустарником, травой или мхом; 2) поляна, иногда с водоёмом, покрытая травою и мхом; 3) болотистое место. Кюель - озеро. Искажённое написание - алыкель. Аэропорт "Алыкель" получил своё название, вероятно, от строителей или чиновников, переделавших эти слова на свой лад, не вникая в значение. Правильное название а/п "Алыкель" на долганском языке: Алыы кюель - болотистая поляна, дословно - поляна (долина) озёр. Это вполне соответствует ландшафту той местности, на которой построен аэропорт. Топонимов с этим названием очень много в Хатангской тундре, где компактно проживают долганы".
А может быть, в первую очередь Алыкель - это топоним озера, находящегося в том районе. В переводе с долганского его название звучит логично - болотистое озеро. И уже от него получили название и посёлок, и станция, и аэропорт.


Светлана ГУНИНА.

Автор благодарит за предоставленные материалы Музей истории, освоения и развития НПР и Норильский городской архив.

gazetazp.ru

29.03.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован