17 июня 2015
3549

Возвращаясь к «русскости»: От индивидуализма к коллектевизму

Рецензия на монографию С.А. Воронина «Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма»

 

Л.В. Пономаренко

О.С. Чикризова

Кафедра теории и истории международных отношений

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

 

Ключевые слова: либерализм, патриотизм, коллективизм, индивидуализм, будущее России

 

В современных условиях, когда Российская Федерация находится в поисках национальной идеи, тех «духовных скреп», которые смогли бы навсегда связать воедино столь разнородное в этническом, конфессиональном и социальном планах население России, монография доктора исторических наук, профессора Сергея Анатольевича Воронина «Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма» представляется чрезвычайно актуальной. Возможно, при иных обстоятельствах столь обстоятельная, фундированная научно-исследовательская работа вызвала бы интерес только у узкого круга историков, политологов и международников. Однако, будучи изданной именно в 2015 году, данная книга не может оставить равнодушным и обывателя, далекого от науки. И фактором, объединяющим столь разные в плане интересов и взглядов категории людей, становится неоспоримая острота затронутой С.А. Ворониным проблемы, поразительная близость высказанных профессором умозаключений и идей каждому патриоту России. Но обо всем по порядку.

Начнем с рассмотрения аспектов, обусловливающих безусловную научную ценность монографии «Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма» [1]. 

Во-первых, мастерски используя проблемно-хронологический и сравнительный методы исторического исследования, автор показывает эволюцию либеральной идеологии от реформаторских религиозных доктрин М. Лютера и Ж. Кальвина, под влиянием которых произошла структурная трансформация европейского менталитета, переориентированного с духовного развития на материальное благополучие, до широкого распространения концепций глобализации и неолиберализма, которые навязывают западные правила игры в политике и экономике, усугубляют непонимание между цивилизациями и увеличивают пропасть между самыми богатыми и самыми бедными странами мира. Однако самая большая опасность подобной унификации и стандартизации жизни таится, по мнению профессора Воронина (и с ним сложно не согласиться), в том, что «либерализм выступает в виде упрощения всего. В основе этого упрощения – фальсификация, подмены и двойные стандарты, сведение мировоззрения к вопросам, касающимся сиюминутности выбора. Экономизм либерального мышления неизбежно ведет к угасанию и деградации политической жизни» (С. 145). Более того, угасает и деградирует духовная жизнь, что приводит к возвращению человека на уровень пещерного существования, а человеческое мышление сводит к простейшим операциям по поиску пропитания и партнеров для продолжения рода.

Во-вторых, как бы банально это ни прозвучало, но особую научную значимость монографии профессора Воронина придает то, что она написана с опорой на широкий круг источников и литературы. Именно благодаря этому аргументация позиции автора иногда даже пугающе бесспорна. Например, в главе «Расизм и геноцид как следствие рационализации мира» С.А. Воронин утверждает, что владычество европейцев «покоилось и пока держится на мощи их вооружения, на военно-техническом превосходстве. Отсюда рукой подать до расистских концепций, поскольку именно техническое превосходство, убийство на расстоянии открывает дорогу тезису, обосновывающему естественное право на уничтожение даже беззащитного врага, даже мирного населения» (С. 108). Далее автор приводит столь жуткие доказательства своей правоты, что подчас кажется, что они нереальны: неужели человек действительно может быть таким жестоким по отношению к себе подобному? А когда вспоминаешь, что речь идет не о первобытном человеке, не о каннибале, а о жителе «просвещенной» Европы ХV – ХVI вв. и более позднего времени, то ужас достигает своего апогея.

Наконец, последний аргумент по порядку, но не по значению: обращаясь к современности, автор отмечает интересный факт существования глобализации как естественного, объективного «процесса» и как «проекта» западных держав по вестернизации, американизации и секуляризации мировой культуры и экономики (С. 148 – 149). Данное замечание представляется очень актуальным и своевременным: мы живем в эпоху проектов в культуре, в социальной и экономической сфере. Даже в политике можно уже говорить о том, что роль неклассических акторов в международных отношениях – ТНК, различных неправительственных организаций – снижается, им на смену приходят еще более нетрадиционные акторы – «проекты» типа «Исламского государства» (ИГИЛ, ИГ),  которое нельзя назвать просто террористической организацией. ИГ – это проект протогосударства, который был «запущен» с целью окончательной дискредитации ислама как религии, стирания границ на Ближнем Востоке для упрощения дробления региона и его последующего раздела на сферы влияния или создания марионеточных государств (например, этнического государства курдов, которое будет «самым прозападным государством на пространстве между Болгарией и Японией» [2]).

Теперь целесообразно отметить нравственно-патриотическую ценность книги. 

Первое. Автор отмечает, что в эпоху трансформации абсолютно всех сфер общественно-политической жизни, «полной десакрализации культурного пространства» (С. 6) происходит переоценка значимости либеральной идеологии и подвергается сомнению универсальность ее ценностей для всех цивилизаций. Причем переосмысление концептуальных основ либерализма и неолиберализма сейчас складывается явно не в пользу последних, и во многом благодаря России, ее независимой и последовательной политике, оформившейся в годы президентства В.В. Путина. И слабость российской оппозиции, эфемерность ее программы также частично объясняется именно тем, что неолиберализм теряет свои позиции, его чары развеиваются. Поэтому оппозиционеры и так называемые «белоленточники», оказавшись в идеологическом тупике, прибегают к лозунгам, содержащим «юмор ниже пояса», и к огульным обвинениям российских властей во всех смертных грехах. 

Второе. С.А. Воронин аргументировано доказывает евразийскую «самость» России, сформировавшуюся под влиянием монгольского нашествия, реформ Петра Великого, советской эпохи и прозападной ориентацией 1990-х гг. В настоящее же время Россия начинает выступать «в качестве основного препятствия американской гегемонии» (С. 194) и американскому диктату, позиционирует себя одним из немногочисленных  последовательных противников повсеместного «принуждения к демократии» западного образца.

Третье. Размышления автора в конце книги представляют собой реальное руководство к действию, разработанное – в отличие от многих других – истинным патриотом России, что подтверждают не только его взгляды, но и служение на преподавательском поприще. Так, профессор С.А. Воронин подтверждает правильность ориентации России на евразийскую интеграцию и отказа от «западноцентричности» (С. 202 – 203), ставит во главе угла необходимость ре-реформирования образования, которое подверглось деструктивным изменениям после адаптации западных моделей (С. 202). Однако главное, по мнению автора монографии «Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма», – это «повышение уровня исторических амбиций» у россиян, отход «от ощущения собственной второсортности и провинциально-периферийного сознания» (С. 204). Логично и, безусловно, верно. 

Призыв С.А. Воронина, таким образом, состоит в том, что ответственность за будущее России возложена на каждого из нас, каждый должен направить свои таланты на обновление России, отказавшись от индивидуализма ради коллективизма. То есть мы должны вернуться к своим истокам.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Воронин С.А. Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма. – М.: Изд-во Школа великих книг, 2015. – 232 с.
[2] Peters R. Blood borders. How a better Middle East would look // Armed Forses. Jine 1, 2006. [Электронный ресурс]//URL: http://www.armedforcesjournal.com/blood-borders/ (дата обращения: 17.05.15)

 

REFERENCES

[1] Voronin S.A. Glavniye zabluzhdeniyanashego vremeni: ot Reformatsii do neoliberalizma. – M.: Izd-vo Shkola velikihknig, 2015. – 232 s.
[2] Peters R. Blood borders. How a better Middle East would look // Armed Forses. Jine 1, 2006. [Elektronniy resurs]//URL: http://www.armedforcesjournal.com/blood-borders/ (data obrascheniya: 17.05.15)

 

 

RETURNING TO RUSSIAN IDENTITY: FROMINDIVIDUALISM TO COLLECTIVISM

Review of a book “The Main Delusion of Our Times: from Reformation to Neo-Liberalism” by Prof. S. Voronin

 

L.V. Ponomarenko

O.S. Chikrizova

The Department of Theory and History of International Relations

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

 

Key words: liberalism, patriotism, collectivism, individualism, future of Russia

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован