На фоне широко «развернутой» в СМИ, да и на уровне законотворческих процессов тематики, связанной с проблемами миграционного характера, хотелось бы немного поразмышлять - и вовсе не о ее политической, правовой, социальной, национальной, конфессиональной, в конце концов, первопричинах, а о неких тенденциях, которые присутствуют, на мой взгляд, на некотором и отчасти определенном расстоянии от этих переполненных сложными смысловыми значениями категорий…
Сейчас, некоторые современные политики, да и поддерживающие их аналитики, пытаются каким-то образом, придав миграционным процессам, исходя, и в первую очередь, из объективно заложенной в них многогранно проблемной составляющей, «подвести» все это «дело» под категорию «коллапса» или «Апокалипсиса», так сказать …
Т.е., некой «безысходности», «вселенского» и т.п. «ужаса» …
Другие же, и как им кажется, начинают «копать», как говорил, когда-то, Михаил Сергеевич, гораздо «глыбже» и развивают, на этом фоне теорию нового, современного, этапа «великого переселения народов» …
Т.е., с их точки зрения, формирования процессов некоего «гео-глобально-исторического» значения …
И действительно, но некоторые миграционные процессы, в их объемном и конкретно исходном формате, относительно России, сейчас, с «пылу, с жару», понять довольно не просто.
Допустим, если взять в сравнении, то миграционная волна, в ее относительном временном аспекте присутствующем на памяти старшего, в основном, нашего поколения «накрыла» сначала вовсе не Россию, а Европу.
А, тенденции здесь проявились в том, что преимущественным образом с Африканского континента, мигранты (беженцы, не суть важно) стали пытаться «проникнуть», и именно почему-то, на территорию бывших метрополий …
И, судя по всему, в их действиях особо-то и не было присутствия каких-либо «высоких материй», типа, а вот теперь «отдайте» или «верните», или «заплатите» нам за то, что у нас было вами когда-то «отобрано» …
Т.е., вы - нам «должны» - «отдайте все в «зад» …
Тогда, скорее всего, стимулирующим их фактором, в том числе и наряду с другими, вполне возможно, были заложенные на исторически-генетическом уровне представления, что они, допустим нигерийцы, являются составной и неразрывной частью сложившейся колониальной системы, допустим Франции, и нет никакой разницы, где ему, предположим нигерийцу, находиться: в Ниамей или в Париже …
Россия же не «Франция» и здесь все это выглядит гораздо и гораздо сложнее.
В РФ диалектика миграционных процессов совершенно не исходит из того, что РСФСР, в период существования СССР, совершенно не являлась никакой, даже и по косвенно отдаленным признакам, метрополией для входивших в состав Союза, а ныне суверенных государственных образований.
Наоборот, из 15 республик, Россия, как «донор», фактически в значительной степени обеспечивала экономическое и социальное развитие 12, кроме, пожалуй, Азербайджана, Белоруссии и Казахстана республик.
Так что здесь миграция, под «флагом» того, что вы нам «должны за эксплуатацию нашего потенциала и ресурсов» никак не «провозглашается».
Но, вместе с тем и нельзя исключать, что эта «тема» специально, в том числе и через подрывную деятельность радикальных и экстремистских течений, внедряется в сознание и поведение именно (и в большей степени нелегальных или с юридически нарушенными правами присутствия) тех, кто пытается мигрировать в Россию не для того, чтобы честно трудиться и честно зарабатывать, при этом уважать наши законы, национальные традиции, культуру и т.д., а «появляется» уже с заранее заложенным в их сознание «синдромом» некой мнимой вседозволенности, которая вполне позволяет ему вести себя вызывающе преступно, развязано и пренебрежительно по отношению к Гражданам РФ и т.п.
А происходит это, наверное, еще и из-за того, что эволюция миграционного процесса внутри России, в настоящее время, скорее всего, фактически пока еще не приобрела системно выраженного состояния, а находится в некой переходной стадии, как «тот разброд, те шатания, которые составили отличительную черту целого периода в истории» … (В.И. Ленин «Что делать»).