Главное
Патриотизм в России всегда был темой трагической. Ведь на протяжении нашей непростой политической истории он не раз менял свое место в системе официально провозглашаемых ценностей. То, становясь чуть ли не основой государственной идеологии то, перекочевывая в разряд едва ли не преступлений против существующего строя морали и "здравого смысла". В общем, так или иначе, в трудное для народа и страны время патриотическая идея всегда извлекалась "из под сукна" но после того как гроза минет снова засовывалась куда подальше, до следующего экстремального момента. Сейчас наша родина снова переживает не лучшие времена, если не сказать эпоху, а потому в верхах наконец-то снова вспомнили о патриотизме, причем вспомнили на официально-государственном уровне. В результате в последние приблизительно восемь лет на этой почве развилась довольно бурная и довольно затратная деятельность. В ходе которой, помимо всего прочего, год от года все более усиливается правительственная поддержка патриотического воспитания молодежи и в частности военно-патриотической деятельности. Так сейчас уже практически завершен процесс "легализации" ранее неформальных военно-патриотических, военно-исторических, и военно-спортивных клубов. Кроме того, создаются новые подобные сообщества, активно финансируются разного рода военно-спортивные мероприятия, и даже делаются попытки наладить обучение не только руководителей и преподавателей ВПК, но и "прилагающегося" к ним младшего инструкторского состава из числа курсантов.
Путь, ведущий в тупик
Чтож, на уровне намерений все это выглядит очень хорошо, но что при этом получается в конечном итоге? А в итоге помимо массы плюсов (вроде приличных по меркам военных и педагогических чиновников допризывной муштры и социально-педагогической отчетности) у этого процесса находится и обратная (причем не столь привлекательная) сторона. Эта сторона состоит, прежде всего, в том, что в настоящий момент военно-патриотическое движение находится в состоянии кризиса (который всегда наступает в период формализации в прошлом саморазвивающегося движения) причем уже даже и не на первой его стадии. И проявляется, этот кризис, прежде всего, в том, что занимающиеся начинают терять к ВПК какой либо интерес, что для любого добровольного сообщества не равносильно смерти, а собственно и есть сама смерть. Если же выражаться точнее-то происходит следующее: Курсанты-добровольцы покидают клубы. Это происходит потому что:
Во-первых подростки не находят там тех знаний умений и навыков к которым стремятся. Что неудивительно если учесть что организации, при которых работают такие клубы, начинают требовать от их руководителей не реальной боевой подготовки допризывников предлагаемой им в занимательной игровой форме, а занятий в духе факультативов по ОВС, всякой показухи вроде совсем не прусской шагистики, "достижения" неких результатов на заорганизованных спортсоревнованиях слепленных по образцу низкопробных уроков физкультуры, и участия в сомнительных околопатриотических мероприятиях.
Во-вторых, подобные клубы, отчасти вследствие оттока из них (по вышеуказанным причинам) заинтересованных лиц (что заставляет руководителей ВПК хоть как-то компенсировать недостаток личного состава) отчасти вследствие сознательной политики педруководства "по вовлечению социально сложных подростковых элементов" постепенно утрачивают привлекательность и как площадки для общения единомышленников.
В-третьих, благодаря "отеческой заботе о детях" нашего "начальства премудрого" (выражающейся в том, что подобные клубы не могут задерживать детей после семи часов).
В результате многие действительно увлеченные и знающие специалисты не могут регулярно и "легально" заниматься подобной деятельностью. Ведь для этого им (с учетом занятий в школе) пришлось бы организовывать работу своих секций как минимум в две смены. Для чего в свою очередь необходимо полностью перейти на эту работу (что с учетом реального состояния оплаты труда во внешкольном образовании для нормального мужчины и отца семейства практически исключено). Поэтому они либо забрасывают военно-патриотическую работу и сосредотачиваются на проблемах житейских, либо (в лучшем случае) создают небольшие неформальные сообщества с которыми и занимаются по своему профилю в свободное от основной работы время.
Затем клубы перестают быть "социальными убежищами" для подростков, которые не желают возвращаться вечером домой, где богом данные родители пока еще не допили, например.
И, наконец, вследствие кастрации учебной программы в духе "все того же радения о сбережения здоровья занимающихся" и "ограждения их от дедовщины" даже немногие активно действующие в официальной педагогике классные специалисты, дабы обучить хоть чему-то реальному хотя бы наиболее того желающих вынуждены набирать небольшие группы и заниматься с ними отдельно вне официальной программы.
Бег по кругу или доны Кихоты и Санчо Панса
А это фактически означает, что все постепенно возвращается на круги своя. То есть с одной стороны ВПК (к управлению которыми в последнее время все чаще и чаще привлекаются "педдамы" очевидно для женского присмотра за тем чтобы "мужики в войну не заигрывались" и которые к стати сплошь да рядом представляют собой всякого рода спортивные и около спортивные секции перекрашенные в цвет хаки в соответствии с требованиями текущего момента) превращаются в некие предпенецентеарные и "потемкинские" заведения.
Иными словами вместо ВПК специализирующихся в области той или иной военной специальности и представляющих собой сообщество единомышленников перед нами предстает нечто среднее между учебкой и дисбатом, а вся фактическая военно-спортивная и военно-патриотическая работа опять перекочевывает в зону неформальной самоорганизации. То есть опять все свелось к бесплатному энтузиазму инструкторов и к самообеспечению личного состава всем тем что необходимо для по-настоящему эффективного обучения. В чем же причина такого развития событий. Дело здесь, прежде всего, в стремлении государства в как можно большей степени контролировать процесс патриотического воспитания и в очевидном нежелании властей иметь в России........ "слишком организованное и слишком боеспособное население". При этом все эти устремления идут в разрез не только с явной государственной необходимостью, но и с той очевидной истиной что самодеятельное (или если угодно народное) созидательное движение в сравнении его с ограниченной государственной инициативой, в какой-то степени напоминает сравнение частного капитала и государственного производства. Где мы, почти всегда, обнаруживаем, что частный бизнес по сравнению с государственным предприятием несет в себе больший элемент независимости (или если выражаться на языке бюрократии неуправляемости что очень для этой бюрократии неудобно), и имеет меньшую стартовую мощность, (потому что не опирается на государственные материальные и административные ресурсы). Но, вместе с тем, частный бизнес всегда оказывается намного пластичнее инициативнее и расторопнее государственного сектора. То же мы видим при сравнении формальных и неформальных военно-патриотических сообществ. Это происходит главным образом потому, что и частное предприятие и деятельность действительно добровольного сообщества управляются, и осуществляется глубоко заинтересованными людьми работающими на себя но для блага родины.
23.07.2009
www.proural.info