ВПО: приоритеты защита национальной идентичности и суверенитета Возьмите Россию, США, Великобританию, Евросоюз. Что у нас теперь общего – это отсутствие видения будущего. Будущего, которое можно представить, исчезло[1].
И. Крастев, болгарский политолог
Слишком часто то, что казалось незначительным, приобретало вдруг огромное значение, а то, что казалось безумно важным, оказывалось малозначительными пустяками[2]
Дж. Тенет, бывший директор ЦРУ
От точности субъективной оценки и анализа профессионалов в политике зависит прежде всего выбор приоритетов при формировании перечня наиболее актуальных проблем и задач, от которого, в свою очередь, во многом зависит эффективность стратегии и всей системы государственного управления в целом. Более того, определение высших приоритетов стратегии национальной безопасности – важнейший этап, от которого зависит в конечном счёте сама национальная стратегия и её эффективность. Так, при М. Горбачёве такими приоритетами были выбраны «перестройка» (бессистемное и огульное реформирование всего), а при Б. Ельцине – «демократия». Сами по себе эти ложные цели ни к чему не вели. Они были лозунгами, за которыми прятались реальные цели уничтожения власти КПСС и ликвидация советской власти, государственной собственности и роли государства и т. д. В соответствии с этими ложными приоритетами были сформулированы и абстрактные цели, а также ещё более абстрактная «стратегия», которая была оформлена в нескольких бессодержательных лозунгах.
Провал этой «стратегии» и невозможность достижения непонятных изначально целей привели к развалу государства, его институтов, демографической и социально-экономической катастрофе, из которой остатки бывшей страны в «форме РФ» не могут выбраться до настоящего времени. Во многом из-за того, что нет другой, «правильной» национальной стратегии и приоритетов[3], которые формально конечно же существуют в Стратегии национальной безопасности России, например, от 31 декабря 2015 года в виде указа президента России № 683, в котором, в частности, говорится[4]: «Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
– оборона страны;
– государственная и общественная безопасность;
– повышение качества жизни российских граждан;
– экономический рост;
– наука, технологии и образование;
– здравоохранение;
– культура;
– экология живых систем и рациональное природопользование;
– стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство»[5].
В «куче» перечисленных в Стратегии приоритетов в целом отображены важнейшие национальные интересы, которые можно было бы свести к более простой формуле, где количество приоритетов ограничено двумя (их не должно быть более 1–2, на то они и приоритеты) – первое: сохранением суверенного государства и его институтов и, второе: опережающее национальное (но не только социально-экономическое) развитие.
Есть все основания полагать, что важнейшими приоритетами в стратегии развития не только России, но и большинства других стран на планете в нашем столетии в нынешних условиях развития МО и ВПО, будет сохранение и укрепление национального и государственного суверенитета и национальных систем ценностей[6]. Этим обстоятельством будет во многом определяться направление в развитии ВПО в мире, а именно – противоборством национального и государственного развития, с одной стороны, и политикой десуверенизации и лишения национальной идентичности, с другой.
________________________________________
[1] Крастев И. «Мы больше не мечтаем о будущем» // Россия в глобальной политике, 2018, ноябрь-декабрь. Т. 16, № 6, с. 13.
[2] Тенет Дж. В центре шторма. Откровения экс-директора ЦРУ. М.: Эксмо, 2008, с. 64.
[3] Стратегические национальные приоритеты – зд.: важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются меры по защите национальных интересов Российской Федерации, а также осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие нации.
[4] Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. См.: Путин В.В. Указ № 683 от 31 декабря 2015 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Раздел 1. п/п 6).
[5]
[6] Именно факт того, что силовая политика Запада носит долгосрочный характер и направлена на десуверенизацию России ставит этот приоритет на первое место. См.: Подберёзкин А.И., Подберезкина О.А. Политика санкций как часть политики «силового принуждения». Часть I. // Обозреватель, 2018, № 11, сс. 7–8.