То, что сейчас происходит в формате «нарастающего» осмысления значения и сущности, и не только в нашей, но и мировой истории, Великой Октябрьской Социалистической революции, в связи с ее сто летним юбилеем, наверное, пока еще далеко «не вечер»…
Еще, и безусловно, многое – чего будет написано и сказано и выскажутся, по большому счету, абсолютно все, кто этого хочет: и те, кто – «за», и те, кто – «против», и те, кто по отношению к ее восприятию «и не друг, и не враг, а - так…» (В.В.), т.е. и не «за первых», и не «за вторых», а представляют из себя «носителей» некоего «третьего» оригинально – экзотического «представления» Великого Октября, о чем мы попробуем поразмышлять немного пониже…
Судя по всему, и наиболее вероятно, хотя именно этот формат сейчас еще пока и не набрал своих максимальных смысловых «оборотов», но все же, наиболее, в содержательном смысле, глубокая научно дискуссия, по заданной теме, предстоит в сфере анализа (философского, исторического, политического, социального, а скорее всего вовсе и не ограничится только этими одними аспектами) сопоставления Великой Октябрьской Социалистической революции и Великой французской буржуазной революции. Или, как говорил когда – то старик Ницше: «Всё познаётся в сравнении»…
И основные вопросы здесь, безусловно, возникнут вокруг того, почему Великая французская революция, в итоге, так и не стала олицетворением ее основных лозунгов «свобода, равенство и братство», а по сути, она исторически «эволюционировала» в наполеоновские войны, «сдулась» вместе с ними, и «сдулась» до такой крайней степени, что на Нюрнбергском процессе, когда в зале торжественно объявили о государствах Победителях и назвали среди них Францию, один из подсудимых просто не выдержал и выкрикнул: «Как – и эти тоже!?»… И насколько прав, в ее представлении, был, хотя и юморист еще тот, С.Е. Лец, однажды написавший, что: «Французская революция показала наглядно, что проигрывают те, кто теряет голову…».
Что же касается Великого Октября, то он тоже прошел очень не простой и не менее сложный и драматичный путь, но его основные лозунги: «Мир народам, фабрики рабочим, земля крестьянам, вся власть Советам!» были, в отличие от ВФР, реализованы, следует особо отметить, в колоссальных (а точнее, глобальных мировых) и политических, и экономических, и социальных проектах…
Но об этом еще, и безусловно много, и весьма обстоятельно, скажут другие, сейчас же, из всего вышеизложенного, наверное, более уместно будет поразмышлять над тем, сравнима ли ( или даже превосходит) «в мировом масштабе» (В.И. Чапаев) Великая Октябрьская революция с Великой французской, исходя из определения второй, гениально данной Владимиром Ильичом Лениным: «Возьмите великую французскую революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии...» (Соч. т. 29, стр. 342.).
Теперь, несколько слов, о тех современниках, которые «и не друг, и не враг, а – так, если сразу не разберешь, «плох» он или «хорош»…
Лично с моей точки зрения, в качестве очень «плохих парней» сейчас выступают некоторые горе – историки и псевдо – философы (хотя вся подоплека их «выступлений», в принципе, понятна и которые…
Во первых, стремятся вычеркнуть из истории революции и имя и значение Владимира Ильича Ленина и, как таковую, партию большевиков, и внедрить в широкое общественное сознание такой бред, что, вроде того, Октябрьская революция вовсе и не связана именно с ними, а основными ее «буревестниками», понимаешь, «выступили» тогда немцы и «вложенные» ими «в дело революции» финансовые средства…
Во вторых, просматриваются активные попытки «убрать» из истории революции, Иосифа Виссарионовича Сталина. Бред несут аналогичный как и насчет Ленина, и насчет большевиков… Что он вообще непонятно где был во время штурма Зимнего Дворца… И вообще - то среди «кавказцев», так сказать, которых можно смело отнести к категории «джигитов революции», были Тер – Петросян (Камо), Серго Орджоникидзе, Степан Шаумян, Анастас Микоян, Прокопий Джапаридзе, Нариман Нариманов, Прокопий Джапаридзе и др., а Сталина, среди них, не было… или точнее если и был, то играл довольно незначительную революционную роль…
В третьих. Очень опасная «стезя», когда отдельные безответственные «исследователи» договариваются до того, что доминирующая роль, в формате представления Октябрьской революции, принадлежит не русским, а латышам… И начинают по этому поводу активно «играть» на именах Яна Рудзутака, Роберта Эйхе, Петра Стучки, Ивара Смилги, Карла Баумана, Яна Фабрициуса, Яна Лациса и других латышей, безусловно достойно вошедших в историю революции, и это они думают, что никто не догадается и ни у кого не будет абсолютно никаких «сомнений» насчет их русофобии… Еще смешнее выглядят утверждения насчет того, что революцию «сделали», а в большей степени «защитили» латышские стрелки… Их историческая роль в революции безусловно большая, но не решающая. Стрелков было – то всего в районе 70 тыс. человек, в масштабах границ Российской Империи (а это вам не «в узких улочках Риги…) этого революционного потенциала очень мало.
И в четвертых, а это уже представляется как бы «квинтэссенцией» всего предыдущего, и заключается в том, что в широкое общественное сознание внедряется «мысль» о яко бы том, что Октябрьскую революцию «сделали» евреи…
Аргументы, этими историческими «иезуитами», используются, надо сказать, самые что ни на есть изощренные: ну, только попробуйте, кто из вас скажет, что выдающуюся роль в революции не сыграли Мартов (Цедербаум), Каменев (Розенфельд), Урицкий (Радомысльский), Володарский (Коган), Радек (Собельсон), Литвинов (Финкельштейн), Свердлов (Мовшович) и многое другие (о роли Троцкого (Бронштейна) касаться не будем, а то места в изложении данной темы не хватит…). Ими обыгрывается и то, что Карл Маркс – тоже был еврей, и насчет того, что по Ленину, однако, тоже есть «некоторые соображения»…
Между тем совершенно умалчивается то, сколько революционеров евреев было у меньшевиков, сколько их было у социалистов – революционеров, в том числе и в составе их, так называемой, «боевой организации», где один только Евно Фишелевич Азеф «чего стоил»… Их там было намного и гораздо больше, чем в партии большевиков, и подавляющее большинство из них были настроены категорически контрреволюционно…
Тема, конечно же, и по своим масштабам, и по своему смыслу, и по содержанию колоссальная, а точнее сказать необъятная, которую, даже по прошествии столетия, «объять», судя по всему, пока что совершенно так и невозможно. Но, тем не менее, предстоящий, до 7 ноября т.г. период безусловно даст в ее представлении много чего нового, на что, до сели, мы, и совершенно незаслуженно, или мало, или не обращали своего внимания вообще…
Е. Газеев