Группа ведущих ученых российского Севера направила открытое письмо главам администраций, депутатам законодательной власти Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа
и в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Предлагаем вашему вниманию текст обращения:
Уважаемые земляки!
Пришло время объединяться и созидать новое экономическое и социокультурное пространство на региональном уровне. Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ - это северные территории России с общей исторической судьбой, сходными природно-климатическими условиями, русским населением, составляющим преобладающее большинство во всех этих субъектах, схожей структурой экономики, одинаковыми социально-демографическими проблемами.
В 1708 - 1921 годах территории Мурманской области (Александровский уезд), Ненецкого автономного округа (Печорский уезд) составляли единое административно-территориальное и социально-экономическое цельное пространство Архангельской губернии. Именно здесь, на севере России, сложился особый тип этнической общности русских поморов, веками живших в мире и согласии с другими этносами - ненцами, саамами, карелами, коми. И только в советские времена эти территории были искусственно разделены по областям, автономным округам и республикам Советского Союза. Сейчас административно-территориальное деление Европейского Севера России требует переосмысления с учетом новой социально-политической и экономической реальности.
Время не стоит на месте. Жизнь идет вперёд и требует учета современных реалий. Можно жить прошлым и управлять территориями, как и раньше. А можно сделать шаги навстречу друг другу, чтобы попытаться ответить на вызовы времени и изменить ситуацию, а главное, жизнь северян к лучшему.
Укрупненный субъект РФ имеет больше возможностей для продвижения вперед, чем три, действующие поодиночке. В условиях глобализации северные территории европейской части России, обладающие значительными природными, человеческими, научно-индустриальными ресурсами, превращаются по существу в сырьевой придаток других стран мира, а население - в заложников ситуации. У нас есть лес, нефть и газ, алмазы, уникальное по составу и запасам минеральное сырьё, рыбопромысловая база, действуют производства редких металлов, бумаги, картона и других отраслей экономики. Единая стратегия развития наших северных территорий, взвешенная и научно обоснованная региональная политика, единые правила игры в экономике, согласование интересов бизнеса, власти и населения - эти и другие вопросы лучше решаются при объединении наших усилий и возможностей, создании единого регионального экономического и правового пространства.
Мурманск и Архангельск сегодня - это ворота в Арктику, и они играют очень важную значимую роль в возрождении Северного морского пути, но действия различных структур управления здесь нередко сегодня никем не координируются. Кооперация и взаимовыгодное сотрудничество должны заменить не всегда оправданную конкуренцию, конфликтность, а зачастую и просто головотяпство в этих и других делах.
На территории Архангельской и Мурманской областей функционирует не имеющий аналогов в России и даже во всем мире могучий военно-промышленный комплекс. Это крупнейшие мощности по производству и ремонту атомных подводных лодок и других кораблей. Это база Северного военно-морского флота, космодром в Плесецке, полигоны в Неноксе, на Новой Земле и др. Вопросы укрепления ракетно-ядерного щита, военно-морской мощи страны, экологической, ядерной и радиационной безопасности, захоронения радиоактивных отходов, отношений территории и космических, военных, морских ведомств опять же требуют согласованности и координации действий на региональном и федеральном уровнях.
И главное, мы все хотим жить лучше, не бросать на произвол судьбы людей, освоивших эти суровые северные земли. Пока преобладают негативные тенденции, на северах сокращается население, падает рождаемость и увеличивается смертность, нарастают миграционные потоки. Население Мурманской области с 1991 по 2002 годы уменьшилось на 228 тысяч человек, Архангельской области - почти на 161 тысячу человек. Значительно снизились уровень и качество жизни северян. Крайне тревожными и неутешительными являются прогнозы демографической ситуации. Если уменьшение населения по России за 15 лет составит в среднем 7,2 %, то в Мурманской области - 18,1%, в Архангельской области - 12,8 %, в Республике Коми - 12,3 %, в Вологодской области - 8,6 %, в Республике Карелия - 7,9 %. Сбережение населения, повышение качества жизни и благополучия северян, создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, традиционных промыслов, сферы услуг и инфраструктуры региона становится стратегической задачей, и решать её эффективнее можно, объединив усилия трех субъектов РФ, совершенствуя управление территориями, развивая горизонтальную интеграцию, кооперацию и получая синергетический эффект.
Что конкретно мы предлагаем?
- Создать Северную рабочую комиссию для подготовки предложений и тщательной проработки всех вопросов, связанных с объединением трех субъектов РФ. В её состав включить по семь представителей от Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа. Первый раз комиссия собирается на своё заседание в Мурманске, второй в - Нарьян-Маре, третий - в Архангельске.
- Новый субъект можно назвать Северным краем, Арктическим краем, Поморско-Ненецкой республикой и т.д. Желательно, конечно, получить более высокий статус республики в составе РФ. Новый субъект образуется в границах ныне действующих трех субъектов РФ, и его столицей могут стать города Северодвинск или Котлас, Мурманск.
- Предложения о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ включают обоснование создания институтов губернатора края (главы республики), который избирается в связке с тремя вице-губернаторами (архангельским, мурманским и ненецким), северного парламента, избираемого в количестве 12 депутатов от каждой территории трех субъектов северного края и 36 человек по партийным спискам, всего 72 депутата. Вице-губернаторы со своими небольшими аппаратами управления располагаются в Архангельске, Мурманске и Нарьян-Маре, губернатор - в новой столице северного края.
- Разрабатываются также предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности, о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет, о действии законов и иных нормативных правовых актов. Определяются сроки проведения референдума.
- Разработанные и обсужденные от имени трех субъектов предложения направляются Президенту Российской Федерации.
- Проводится референдум заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта. Ближайшие возможные даты проведения такого референдума, при условии его готовности, - 14 декабря 2003 года или 14 марта 2004 года, вместе с выборами депутатов Государственной Думы или Президента РФ - минимизируют расходы на его проведение.
- Если избиратели Архангельской, Мурманской областей и НАО скажут "да" новому северному краю, то проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта в составе РФ вносится в Государственную Думу.
- Далее решаются все другие процедурные вопросы, предусмотренные федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ".
- Переходный период, формирование новых структур власти и управления северного края начнется, скорее всего, при благоприятном исходе дел не ранее 2005 года и продлится несколько лет.
Важно начать движение в этом направлении уже сегодня. Объединение трех северных территорий - это не политическая конъюнктура, а веление времени. Это длительная, тщательная и серьезная работа, направленная на интеграцию усилий, кооперацию возможностей бизнеса, власти и населения, получение синергетического эффекта и создание единого арктического экономического, правового и социокультурного пространства на Европейском Севере России. Это государственный, а не сиюминутный частный подход. Мы глубоко убеждены в том, что рано или поздно всем нам ради своего же будущего, ради наших детей и внуков придется решать обозначенную проблему. Существующие геополитические, исторические, этно-культурные, экономические, военно-стратегические, правовые предпосылки позволяют сделать это сегодня.
Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор, генеральный директор научно-образовательного комплекса Архангельского технического университета, руководитель Архангельского отделения общественной Академии социальных и гуманитарных наук РФ;
Залывский Николай Павлович, доктор экономических наук, профессор, директор Института менеджмента Северного государственного медицинского университета, заслуженный экономист Российской Федерации;
Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор, директор Высшей школы делового администрирования Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, председатель общественного движения "Соловецкий форум";
Шубин Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области