02 ноября 2006
2533

Время требует объединения/ открытое письмо главам администраций, депутатам законодательной власти Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа

Группа ведущих ученых российского Севера направила открытое письмо главам администраций, депутатам законодательной власти Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа
и в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Предлагаем вашему вниманию текст обращения:
Уважаемые земляки!
Пришло время объединяться и созидать новое экономическое и социокультурное пространство на региональном уровне. Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ - это северные территории России с общей исторической судьбой, сходными природно-климатическими условиями, русским населением, составляющим преобладающее большинство во всех этих субъектах, схожей структурой экономики, одинаковыми социально-демографическими проблемами.
В 1708 - 1921 годах территории Мурманской области (Александровский уезд), Ненецкого автономного округа (Печорский уезд) составляли единое административно-территориальное и социально-экономическое цельное пространство Архангельской губернии. Именно здесь, на севере России, сложился особый тип этнической общности русских поморов, веками живших в мире и согласии с другими этносами - ненцами, саамами, карелами, коми. И только в советские времена эти территории были искусственно разделены по областям, автономным округам и республикам Советского Союза. Сейчас административно-территориальное деление Европейского Севера России требует переосмысления с учетом новой социально-политической и экономической реальности.
Время не стоит на месте. Жизнь идет вперёд и требует учета современных реалий. Можно жить прошлым и управлять территориями, как и раньше. А можно сделать шаги навстречу друг другу, чтобы попытаться ответить на вызовы времени и изменить ситуацию, а главное, жизнь северян к лучшему.
Укрупненный субъект РФ имеет больше возможностей для продвижения вперед, чем три, действующие поодиночке. В условиях глобализации северные территории европейской части России, обладающие значительными природными, человеческими, научно-индустриальными ресурсами, превращаются по существу в сырьевой придаток других стран мира, а население - в заложников ситуации. У нас есть лес, нефть и газ, алмазы, уникальное по составу и запасам минеральное сырьё, рыбопромысловая база, действуют производства редких металлов, бумаги, картона и других отраслей экономики. Единая стратегия развития наших северных территорий, взвешенная и научно обоснованная региональная политика, единые правила игры в экономике, согласование интересов бизнеса, власти и населения - эти и другие вопросы лучше решаются при объединении наших усилий и возможностей, создании единого регионального экономического и правового пространства.
Мурманск и Архангельск сегодня - это ворота в Арктику, и они играют очень важную значимую роль в возрождении Северного морского пути, но действия различных структур управления здесь нередко сегодня никем не координируются. Кооперация и взаимовыгодное сотрудничество должны заменить не всегда оправданную конкуренцию, конфликтность, а зачастую и просто головотяпство в этих и других делах.
На территории Архангельской и Мурманской областей функционирует не имеющий аналогов в России и даже во всем мире могучий военно-промышленный комплекс. Это крупнейшие мощности по производству и ремонту атомных подводных лодок и других кораблей. Это база Северного военно-морского флота, космодром в Плесецке, полигоны в Неноксе, на Новой Земле и др. Вопросы укрепления ракетно-ядерного щита, военно-морской мощи страны, экологической, ядерной и радиационной безопасности, захоронения радиоактивных отходов, отношений территории и космических, военных, морских ведомств опять же требуют согласованности и координации действий на региональном и федеральном уровнях.
И главное, мы все хотим жить лучше, не бросать на произвол судьбы людей, освоивших эти суровые северные земли. Пока преобладают негативные тенденции, на северах сокращается население, падает рождаемость и увеличивается смертность, нарастают миграционные потоки. Население Мурманской области с 1991 по 2002 годы уменьшилось на 228 тысяч человек, Архангельской области - почти на 161 тысячу человек. Значительно снизились уровень и качество жизни северян. Крайне тревожными и неутешительными являются прогнозы демографической ситуации. Если уменьшение населения по России за 15 лет составит в среднем 7,2 %, то в Мурманской области - 18,1%, в Архангельской области - 12,8 %, в Республике Коми - 12,3 %, в Вологодской области - 8,6 %, в Республике Карелия - 7,9 %. Сбережение населения, повышение качества жизни и благополучия северян, создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, традиционных промыслов, сферы услуг и инфраструктуры региона становится стратегической задачей, и решать её эффективнее можно, объединив усилия трех субъектов РФ, совершенствуя управление территориями, развивая горизонтальную интеграцию, кооперацию и получая синергетический эффект.
Что конкретно мы предлагаем?
- Создать Северную рабочую комиссию для подготовки предложений и тщательной проработки всех вопросов, связанных с объединением трех субъектов РФ. В её состав включить по семь представителей от Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа. Первый раз комиссия собирается на своё заседание в Мурманске, второй в - Нарьян-Маре, третий - в Архангельске.
- Новый субъект можно назвать Северным краем, Арктическим краем, Поморско-Ненецкой республикой и т.д. Желательно, конечно, получить более высокий статус республики в составе РФ. Новый субъект образуется в границах ныне действующих трех субъектов РФ, и его столицей могут стать города Северодвинск или Котлас, Мурманск.
- Предложения о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ включают обоснование создания институтов губернатора края (главы республики), который избирается в связке с тремя вице-губернаторами (архангельским, мурманским и ненецким), северного парламента, избираемого в количестве 12 депутатов от каждой территории трех субъектов северного края и 36 человек по партийным спискам, всего 72 депутата. Вице-губернаторы со своими небольшими аппаратами управления располагаются в Архангельске, Мурманске и Нарьян-Маре, губернатор - в новой столице северного края.
- Разрабатываются также предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности, о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет, о действии законов и иных нормативных правовых актов. Определяются сроки проведения референдума.
- Разработанные и обсужденные от имени трех субъектов предложения направляются Президенту Российской Федерации.
- Проводится референдум заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта. Ближайшие возможные даты проведения такого референдума, при условии его готовности, - 14 декабря 2003 года или 14 марта 2004 года, вместе с выборами депутатов Государственной Думы или Президента РФ - минимизируют расходы на его проведение.
- Если избиратели Архангельской, Мурманской областей и НАО скажут "да" новому северному краю, то проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта в составе РФ вносится в Государственную Думу.
- Далее решаются все другие процедурные вопросы, предусмотренные федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ".
- Переходный период, формирование новых структур власти и управления северного края начнется, скорее всего, при благоприятном исходе дел не ранее 2005 года и продлится несколько лет.
Важно начать движение в этом направлении уже сегодня. Объединение трех северных территорий - это не политическая конъюнктура, а веление времени. Это длительная, тщательная и серьезная работа, направленная на интеграцию усилий, кооперацию возможностей бизнеса, власти и населения, получение синергетического эффекта и создание единого арктического экономического, правового и социокультурного пространства на Европейском Севере России. Это государственный, а не сиюминутный частный подход. Мы глубоко убеждены в том, что рано или поздно всем нам ради своего же будущего, ради наших детей и внуков придется решать обозначенную проблему. Существующие геополитические, исторические, этно-культурные, экономические, военно-стратегические, правовые предпосылки позволяют сделать это сегодня.

Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор, генеральный директор научно-образовательного комплекса Архангельского технического университета, руководитель Архангельского отделения общественной Академии социальных и гуманитарных наук РФ;
Залывский Николай Павлович, доктор экономических наук, профессор, директор Института менеджмента Северного государственного медицинского университета, заслуженный экономист Российской Федерации;
Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор, директор Высшей школы делового администрирования Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, председатель общественного движения "Соловецкий форум";
Шубин Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован