Газета "Обнинский вестник" опубликовала (в сокращении) статью профессора Обнинского Государственного Университета атомной энергетики, главный научный сотрудник РНЦ "Курчатовский институт", д.т.н В.Н. Мурогова и ведущего научного сотрудника ГНЦ РФ ФЭИ,к.ф.м.н. А. И. Воропаева, посвященную проблемам ядерной отрасли. Предлагаем оригинальную версию статьи.
Анализируя прессу, выступления, беседы и дискуссии на различных уровнях за последние 100 дней, нельзя не отметить оживления, положительные эмоции и оптимизм в среде "ядерщиков". Причина очевидна: впервые за многие годы руководство страны стало говорить то, о чем многие инженеры и теоретики, исследователи и руководители повторяли, говорили и писали много раз: "Россия теряет приоритет в ядерных технологиях, определяющих её державность, энергетическую безопасность и основу будущего экономического роста". "Мирный и оборонный атом - взаимосвязаны; это единая культура". Рухнет мирная ядерная энергетика с её ядерным топливным циклом (ЯТЦ), инфраструктурой и системой образования - будет "дырявым" и ядерный щит страны.
Теперь из выступления Президента страны, а не только руководства ведомства, мы слышим о "быстрых" реакторах, о нераспространении, о центрах по переработке и обогащению топлива, роли ЯЭ для энергетической безопасности страны и мира. Прекрасные заявления, бальзам на "раны" работников ядерной отрасли всех уровней. Но создается впечатление, что это - лишь слова.
1. "Кадры решают всё".
Если вернутся к нашим проблемам, то складывается впечатление, что руководство не осознало всей глубины провала, - с точки зрения будущего отрасли. Средний возраст ведущих сотрудников НИИ, КБ перевалил за 60 лет. Речь идет не столько о возможности утери приоритетов: мы их уже практически утратили. И это не только "звонок" из Финляндии, где проиграли тендер на строительство АЭС, и не только "неприятности" в Китае и потеря "ядерного" рынка в Восточной Европе. Год назад пять государств, назвавших себя "великими ядерными державами", объявили об объединении усилий в разработке и реализации инновационных "ядерных проектов на благо человечества". За основу инновационных проектов будущего эти страны (США, Франция, Япония, Канада и Великобритания) выбрали реакторы на быстрых нейтронах. Это одно из немногих направлений, где Россия считает себя до сих пор вне конкуренции.
У нас работает единственная в мире промышленная АЭС с реактором на быстрых нейтронах - БН-600. Но нас, России, нет среди этих пяти стран - инициаторов, хотя пять лет назад в 2000г. на Саммите ООН именно Президент России выступил с инициативой использования мирной ЯЭ как основы стабильного энергетического развития человечества. И ведущая организация мира - Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ) - организовало глобальный проект ИНПРТ (Инновционные проекты АЭС и ЯТЦ) с участием 23 стран и включило его в регулярную программу.
А теперь нас даже не пригласили в новую мировую инициативу и не приглашают в Международный проект GIF - по разработке реакторов нового 4-го поколения (где опять же основу составляют быстрые реакторы, в том числе с так называемым "тяжелым" жидкометаллическим теплоносителем, где ещё 15-20 лет назад мы были полными монополистами).
И все это не случайно. Реактор БН-800 мы уже разрабатываем и строим (или вернее говорим о строительстве) более 30 лет. Наши студенты, обсуждая последние решения в РосАтоме, в Думе, в Правительстве, спрашивают: "это тот же перспективный проект, который начинали строить, когда мы поступили в школу? И он до сих пор инновационный? Но ведь для его реализации нужен замкнутый ЯТЦ, с производством и переработкой плутониевого топлива. Но ведь этого нет даже в реальных планах? Реактор БН-600 уже работает на урановом топливе. Это противоречит всей идеологии быстрых реакторов, рожденных для использования плутония?"
И они - молодое поколение - правы. И не случайно складывается впечатление, что красивые слова рассчитаны на краткосрочную (24 месяца) программу. Инновационные проекты - ВВЭР-1500, БН-1800, замкнутый ЯТЦ - лозунги для "народа", а реальный интерес - краткосрочная коммерческая программа на основе стандартного ВВЭР -1000 на ближайшее время. Почему краткосрочная? Потому что самые прекрасные инновационные технологии, в том числе и на основе Инициативы Президента России останутся на бумаге и не будут реализованы без нового поколения ученых, инженеров и технологов.
И сейчас уже пришло время говорить не только о потере приоритетов, а скорее потере тех последних "могиканах", которые еще могут рассказать молодому поколению - "как они это делали"!
Даже если завтра мы получим полную государственную поддержку и финансы - смеем утверждать, что трудно будет найти специалистов для реализации указанных инновационных проектов.
Этим наша страна существенно отличается от Западных стран. Их политика: "Были бы деньги, - остальное всё купим" - не пройдет у нас. В США - каждый третий "ядерный" студент - китаец, следующие индусы, плюс молодежь из России и Восточной Европы. Для нас, с нашим социальным уровнем - этот рынок профессионалов откроется не скоро. Да и поможет ли он нам?
Амбициозные планы нового руководства "Росатома" по восстановлению корпоративной структуры ядерной отрасли, резкому увеличению доли ядерных генерирующих мощностей в России, "захвату" азиатского рынка строительства АЭС могут оказаться красивыми словами, если на первое месте не будет поставлен тезис - "Кадры решают все"*. Проблема сложная, комплексная и трудно решаемая. Нужны срочные, безотлагательные действия. На решение проблемы есть только 3-4 года (максимум).
Несколько общих соображений. Подход 50-70 годов, когда кадры для предприятий ядерной отрасли большой и хорошей страны готовились "кластерами", с отцовской любовью, лучшими педагогами и учеными в немногих больших городах, сегодня не проходит.
Во-первых, нет экспериментальной базы. А кому нужны "бумажные" инженеры? Сколько молодых специалистов, оканчивающих технические вузы в Москве, поедут на предприятия отрасли вне Москвы или Московской области? Точных данных, по-видимому, не знает ни кто. В журнале "Вестник кадровика" No 3, 2005 для РХТУ имени Д.И. Менделеева называется цифра - 27%, правда с оговоркой - "предполагаемое". Верится с трудом. Сегодня в Азии примерно 40 тысяч ядерных инженеров и специалистов, через двадцать лет надо будет 400-450 тысяч. Это огромный, отнюдь не венчурный, бизнес. Очень похоже, что с Китаем и Индией мы уже опоздали. Но Восток большой.
Куда сейчас направлен вектор? В своих выступлениях руководство отрасли высказываются, что подготовка кадров - личное дело, правда, не уточняя кого: отдельных людей, предприятий? Лозунг - "стройте больше АЭС и кадры в отрасль придут", более чем опасен.
Основные кадры многие из предприятий, прежде всего ЗАТО, готовят сами. Но сколько наиболее энергичных и талантливых, с воображением и смелостью, сманят местные СП типа "Интел"? Вероятно, сегодня УПИ сможет подготовить эксплуатационные кадры для БН-800 на Белоярской АЭС. Но кто подготовит исследователей и проектировщиков, радиохимиков, специалистов по материалам и радиационной защите, выводу из эксплуатации, да и просто высококвалифицированных техников и рабочих, для создания новой технологической платформы (НТП)? Может быть, правы шутники, что БН-1800 и его топливный цикл надо создавать форсированными темпами - пока живы старые кадры.
*К сожалению, забыли - кто это так ёмко сказал? Но убеждены в аксиоме, что у этих кадров в крови должен быть завет И.В. Курчатова - "С атомом надо работать только на Вы".
Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости Росатому иметь свой образцовый, многопрофильный научно-образовательный центр. (Для здоровой конкуренции, конечно, лучше два, но пока - не потянуть). Где он должен быть? По многим критериям, если провести честный конкурс, г. Обнинск будет претендовать на место, по крайней мере, на три ступеньки выше, чем поднялись наши хоккеисты в Турине.
Козыри Обнинска**.
Практически все 12 НИИ г. Обнинска так или иначе связаны с ядерной тематикой. Причем, покрывается почти весь спектр ядерной науки и техники: энергетика (ФЭИ), биология, физика атмосферы, химия, медицина, сельское хозяйство. Богатейшая экспериментально - технологическая база - более 200 установок, связанных с ядерной тематикой. Сегодня она, вряд ли подходящая для современных фундаментальных исследований, но идеально пригодная для обучения и тренинга, без целевого финансирования медленно стареет, не используясь.
На базе Обнинского Государственного Технического Университета Атомной Энергетики (ОГТУАЭ) создана Ассоциация ядерной науки и образования. Она сформирована на общественных началах силами известных ученых-энтузиастов, среди которых, например, академик РАМН Анатолий Федорович Цыб, академик вице-президент РНЦ "Курчатовский Институт" Н.Н. Пономарев - Степной. Свое согласие на участие дал вице-президент РАН академик Н.П. Лаверов. В Ассоциацию входит РНЦ "Курчатовский институт". РНЦ "Институт теоретической и экспериментальной физики". Ассоциация - некоммерческая организация, она открыта и для других участников. Первый практический шаг Ассоциации - летом 2006 в г. Обнинске пройдет научная сессия (под эгидой МАГАТЭ): "Ядерные технологии для человека в 21 веке".
Собрав в одном месте большую группу студентов разных ядерных специализаций, надо помочь им познать силу собственной активности, собственных идей, важность критических знаний и навыков. Последние солдаты Великой империи из разных городов нашей страны должны взрастить касту, для которой главным является убеждение: мы - люди государевы.
Это закладывает также основу для международной кооперации, без которой сегодня нельзя рассчитывать на продвижение сложнейших технологий.
Надо активно использовать и развивать для целей обучения, созданное ценой больших усилий, единое информационное пространство Кризисного Центра (КЦ) концерна "Росэнергоатом" и Ситуационно-Кризисного Центра (СКЦ) отрасли. Уже сегодня имеется возможность проводить в режиме реального времени видеоконференции со многими участниками. К сожалению, Б.В. Антонов, человек, вложивший в это дело свою душу, ушел из жизни.
**Более подробно: "Атомная стратеги", ноябрь 2005г., стр. 26, 2005г. и "Атом пресса" No 6 (689) 2006г.
2. Сохранение знаний.
Проблема подготовки кадров - имеет свой "фундамент" в виде программы сохранения знаний и опыта в развитии ядерной техники и технологий. В нашем случае можно говорить о "Красной книге" исчезающих ядерных технологий. В основном, - самых передовых, созданных на пределе возможностей современной науки и промышленности).
Не случайно МАГАТЭ сразу после организации ИНПРО на основе развития Инициативы Президента России - выступило с новой приоритетной программой: Сохранение ядерных знаний и организации "Всемирного ядерного университета (ВЯУ)". Задачи перед ВЯУ были поставлены воистину глобальные - не только сохранение знаний для нового поколения, но и создание механизма подготовки и передачи знаний и опыта в области ЯЭ новым, будущим членам ядерного клуба из развивающихся стран, обеспечение "культуры" безопасности ЯЭ и решение проблемы "нераспространения", - задачи, как при этом избежать несанкционированного использования ядерных технологий. Т.е. надо заложить основы нового будущего режима мирного использования ЯЭ в развивающихся странах.
Западные страны, понимая важность этого проекта, поддержали эту инициативу исходя не только интересов развивающихся стран - но и прежде всего из своих собственных. Ведь страны ОЕСД используют более 85% ядерных мощностей со всеми вытекающими преимуществами для их социально-экономического развития. К сожалению, несмотря на все усилия руководства ВЯУ и инициаторов сохранения ядерного образования в стране, Россия остается одной из великих "ядерных" держав не участвующих в этой важнейшей международной инициативе.
И дело не только в международных проблемах, а прежде всего в менталитете "коротко-мыслящих (до 24 месяцев)" представителях нашего руководства. Иллюстрацией этого является не только "успешное" избавление РосАтома от ответственности за "ядерное" образование в России, бывшее в своё время приоритетом и гордостью Средмаша. Вспомним и об отношении к нашей собственной истории, к нашим уникальным достижениям в развитии ЯЭ.
Мировая практика показывает, что важнейшей компонентой сохранения знаний является музейно-образовательный центр.
Вопрос о создании музея на базе Первой в мире АЭС в Обнинске многократно обсуждался на самом высоком уровне***, но пока не находит продвижения. Усилиями небольшой общественной группы "Музейный клуб" (М.М. Гайдин) в мае 2005г. получено Заключение Экспертного совета программы "Памятники науки и техники в музеях России" Федерального агентства по культуре и кинематографии о том, что Первая в Мире АЭС - памятник Национального значения (No 07-10/271, от 30 05.2005г.). Как говорится - надежда умирает последней.
*** Например. Обращение в Правительство РФ "О создании Государственного музея атомной энергетики России на базе Первой в мире атомной электростанции, расположенной в городе Обнинске". Подписали: Министр по атомной энергии В.Н. Михайлов, Министр обороны И.Н. Родионов, Президент РАН Ю.С. Осипов, Вице - премьер Председатель Государственного комитета по науке и технологиям В.Е. Фортов.
Чтобы понять, куда по музею держать путь, бросим взгляд через Интернет на отдельные примеры государственного подхода к проблеме.
http://www.atomicmuseum.com/
Национальный музей ядерной науки и истории, Альбукерк (США).
Альбукерк - смесь многих американских культур, которым посвящены отдельные залы музея. Сегодня этот музей - грандиозная учебная "мастерская", призванная дать знания, в первую очередь педагогам и школьникам, о ядерных технологиях (и не только). Масса макетов, интересные, постоянно меняющиеся экспозиции: Пионеры науки, Излучение вокруг нас, Манхэттенский проект, Холодная война, Ядерная медицина, Возобновляемые источники энергии, Обработка пищевых продуктов излучением.
Прикладная физика, химия, биологии. "Капсула" атомной культуры.
Широкий выбор предложений воскресных и летних лагерей науки - отдых, совмещенный с тематической учебы для детей всех возрастов или отдельной семьи. Например:
Роботы. История, принципы, области использования. Сделай робота своими руками, что бы убрать дом. История США после бомбы.
Принципы полета. Как из бумаги сделать самолет, который можно запустить дальше всех, как сделать самым быстрый самолет.
Энергия. Виды энергии, собери сам разные электрические цепи. Как работает батарейка, генератор?
Огромный выбор обучающих ресурсов, как для учителей, так и для учащихся. В киосках масса книг, электронных учебников, научной - популярной видео продукции.
http://www.atomicheritage.org/
Некоммерческий фонд - "Атомное наследство"
Основан в 2002году. Цель - сохранять исторические ресурсы по темам: "Манхэттенский проект", "Начало атомной эры". Приоритеты: видеозаписи рассказов ветеранов, новые образовательные программы, документальные и научно-популярные фильмы. Создается исторический Парк Манхэттенского проекта. Фонд действует в рамках закона, подписанного Президентом Бушем. Ставится цель - всесторонне "взвесить" наследство Манхэттенского проекта, его научные, технические, политические, общественные и этические аспекты. "Манхэттенский проект - грандиозное предприятие военного времени, пример величайших достижений, организованных человеческого усилий десятков тысяч людей, смелости, готовности к риску. Это пример "Американского Пути" ...". "Создание атомной бомбы - одно из наиболее значимых разработок двадцатого столетия, обеспечившее мировое лидерство американской науки и техники". Цель - сохранить наиболее значимые помещения, оборудование и другие артефакты, которые изменяли курс мировой истории.
http://www.chinadaily.com.cn/english/doc/2004-08/28/content_369569.htm
Несколько залов в военном Музее посвящены успехам ядерной энергетики Китайской Народной Революции.
Ветераны помнят прекрасный павильон "Атомной энергии" на ВДНХ. Если есть время, сходите в политехнический музей, посмотрите жалкие осколки нашей истории.
Состояние архивов документированной информации по истории атомной науки и техники, без которой нельзя подготовить новую генерацию специалистов, в Росатоме более чем плохое. Толчок, который дал в начале 90-х годов Л.Д. Рябев, затухает. Факты:
в Дубне погиб архив открытых фото и кинодокументов Минатома;
из 14 научно-популярных фильмов, которые были ранее в ГНЦ РФ - ФЭИ, удалось найти только 6. Они в плохом состоянии (разрушается пленка). Многие уникальные фото по атомному флоту, прямому преобразованию и т.д. - бесследно исчезли;
нет ни одного предприятия Росатома, где бы был достаточно полный цифровой каталог (всего лишь) исторических фото и кинодокументов.
Самое, может быть, главное - стремительно уходят люди, носители уникальных знаний. Здесь, дабы не опоздать, надо предпринять немедленные действия. Иначе через 3-4 года придется задуматься над вопросом: "А надо ли вообще разгребать этот "могильник ядерных знаний"? Необходимо срочно формировать и спасать:
"залпом" организовать видеозаписи воспоминаний ветеранов ядерной отрасли;
документальные съемки;
старые учебные и научно популярные фильмы;
фрагменты кинохроник;
фотографии;
копии важных (веховых) исторических документов;
электронную библиотеку, не потерявших актуальности, учебников, монографий, справочников, обзоров. Сбор литературы, выпускавшийся после 90-х годов малым тиражом.
Понимая важность проблемы, небольшие группы и отдельные энтузиасты пытаются сделать хотя бы малые шаги по спасению перечисленной информации, Пока эти усилия не объединены единой методологией и целью. Мы приходим к выводу о срочной необходимости начать работы по созданию электронного архива документированной информации по атомной науке и технике (ЦА ИАНТ). Назовем его условно - "Незабудка". Он должна строиться как единый отраслевой фонд и осуществляться совместными усилиями всех предприятий "Росатома".
"Незабудка" - это сбор по крупицам опыта, знаний и умений старшего поколения. Живое слово профессионала, живой образ работающей установки (стенда, технологической цепочки, прибора) - важнейший элемент передачи знаний. Это - основа для разработки современных учебных курсов (учебных модулей, видеопродукции, электронных учебников, других обучающих ресурсов). Они должны быть ориентированных на школьников старших классов, студентов технических и гуманитарных (!) вузов, представителей местных и центральных органов государственного управления. Эти учебные материалы должны дать ребенку (студенту, аспиранту), чиновнику, менеджеру, научным сотрудникам и исследователям в смежных областях, целостное, образное представление о базовых принципах, инженерных решениях, успехах и неудачах, возможных областях применения широкого спектра ядерных технологий. Они призваны убедить в их необходимости и неизбежности развития и применения этих технологий и знаний для общества 21-ого века.
Музейно-образовательный Центр на базе Первой в мире АЭС, архив "Незабудка" и другие подобные инициативы являются важнейшими составляющими интегрального проекта: "Российский центр ядерной науки и образования" на базе единственного в России полностью ядерного Университета, охватывающего подготовку специалистов по всем направлениям мирного использования ядерных технологий: от энергетики, космоса, промышленности,сельского хозяйства до медицины и экологии - на экспериментальной базе 12 НИИ Первого наукограда России (г. Обнинска) - с участием ведущих Ядерных научных центров и образовательных учреждений нашей страны.
Мурогов Виктор Михайлович.
Профессор Обнинского Государственного Университета атомной энергетики, главный научный сотрудник РНЦ " Курчатовский институт", д.т.н
victor_murogov@mail.ru
Воропаев Анатолий Иванович
Обнинск, ГНЦ РФ ФЭИ, ведущий научный сотрудник, к.ф.м.н.
voropaev@ippe.ru
http://obninsk.name/press161.htm
22.03.2006