Академики РАН обратились к президенту России с просьбой оградить науку и школу от проникновения в них церкви. Ученых возмущает очередная инициатива церкви включить теологию в перечень научных специальностей и проникновение РПЦ в школы.
По их мнению, церковь проникает буквально во все сферы жизни государства. "Верить или не верить в Бога - дело совести и убеждений отдельного человека. Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить знания, накопленные наукой - верой", - говорится, в частности, в письме ученых, адресованному Владимиру Путину.
Ученые подчеркивают, что в российской Конституцией провозглашен светский характер государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования.
Письмо, опубликованное и процитированное на днях в СМИ, озаглавлено: "Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?".
Авторы обращения просят государственное руководство не допустить включения "Теологии" в перечень научных специальностей высшей аттестационной комиссии, а также преподавания "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе.
Письмо подписали 10 человек, в их числе академики Евгений Александров, Виталий Гинзбург, Жорес Алферов, Михаил Садовский.
Между тем, как считает православный архимандрит Никон Лысенко, коммунистическое мировоззрение в России продолжает оставаться чрезвычайно распространенным, и письмо десяти академиков - только одно из подтверждений этого факта.
Корреспонденту ИА "Росбалт-Юг" отец Никон сказал: "С моей точки зрения, письмо 10-ти академиков очень сильно напоминает такие документы, как письма советских писателей в осуждение творчества Солженицына и письма советских ученых в осуждение общественной деятельности Сахарова, а также многочисленные протесты трудящихся против явлений, чуждых коммунистической идеологии".
"Ничего удивительного в появлении подобного документа в наше время нет. Следует, трезво глядя на вещи, заметить, что существующий стиль официальной идеологии вполне определенно выражает свою приверженность ленинскому наследию и полное нежелание выйти за рамки советской государственно-политической традиции. Поэтому немудрено заключить, что советское коммунистическое мировоззрение в России продолжает оставаться если не господствующим, то, по крайней мере, чрезвычайно распространенным, и письмо академиков - только одно из подтверждений этого факта", - сказал архимандрит Никон.
По мнению руководителя Южного координационного центра Международного Евразийского движения Александра Проселкова, наука не должна поглощать религию, а религия не должна всецело заполнять место науки. Такой симбиоз будет для России очень правильным, считает он.
Как сказал Проселков корреспонденту ИА "Росбалт-Юг", "наука - дело, конечно, нужное, но наука не занимается духовным миром человека, не заполняет вакуум в этой сфере". А человек, считает Проселков, "есть создание двойственное". "Ему свойственны материальное понимание вещей, логика, прагматика. Но еще у него есть душа. И в России у людей особо высока потребность в духовной основе, такова ментальность русского человека. Духовностью в стране не занимается никто, а запрос на это имеется. Но свято место пусто не бывает, поэтому в страну приходят различные сектантские организации и занимают эту нишу. Так пусть лучше этим занимается РПЦ, основанная на культуре, выработанной тысячелетиями", - сказал он.
"Что касается преподавания основ православной культуры, то пусть лучше в школах факультативно преподается православие, нежели туда будут прорываться сектанты. Так или иначе, опыт распространения сект в России показывает, что на духовный продукт есть спрос. Пусть его удовлетворяет православие, а не сектанты, которые занимаются разъединением русского общества и конфликтуют между собой", - добавил "евразиец".
Александр Проселков напомнил о том, что, согласно мировым стандартам, Россия считается мононациональной страной, так как 83% ее населения составляют русские. "Но при этом в отдельных регионах, учитывая их специфику, также следует предлагать факультативное изучение основ ислама и буддизма. Причем эти занятия должны происходить за счет средств самих религиозных организаций, а не государства", - считает он.
"Комментируя "письмо десяти", можно привести в пример великого русского ученого Павлова, который всю жизнь занимался наукой, но на склоне лет в ударился в религию, так как понял, что наука не дает ответа на все вопросы. Религия восполняет некий вакуум в человеческом восприятии мира. Я сторонник того, чтобы наука и религия взаимовыгодно существовали. От этого общество России выиграет. Однако при этом наука не должна поглощать религию, а религия не должна всецело заполнять место науки. Наука пусть занимается материальным пониманием мира, а религия - духовными потребностями общества. Такой симбиоз будет для России очень правильным", - подытожил Александр Проселков.
Профессор, доктор политических наук, завкафедрой философии и методологии науки Северо-Кавказской академии госслужбы Александр Старостин считает, что за последние полтора десятка лет новая политическая элита не смогла предложить людям новых ценностей рационального сознания, актуальных во всем мире.
Корреспонденту ИА "Росбалт-Юг" Старостин сказал: "Если мы хотим отойти от начал светского, гражданского государства и вернуться назад, в прошлое, тогда надо ругать академиков и отстаивать клерикализацию, консерватизацию общества. Тревожно то, что нашей науке особо нечем похвалиться за последние 15 лет, кроме чисто количественных показателей. И при этом активно идет дерационализация общественного сознания. Большую роль в этом играет не только православие, но и ислам. В глобальном мире тревожатся процессами исламизации, но это скорее политическая обеспокоенность. Что касается нашего общества, то за последние полтора десятка лет новая политическая элита не смогла предложить людям новых ценностей рационального сознания. Соответственно, духовный вакуум заполняется тем, что предлагают православие, ислам, иудаизм и буддизм. Основы религиозной культуры работали на прогресс в эпоху Средневековья и в начале Нового времени, в Европе - до начала эпохи Реформации. В России Реформации как таковой не было".
"Вопрос в том, хотим ли мы перейти к нанотехнологиям, о которых сейчас так много говорят, и иметь развитое высокоинтеллектуальное общество либо продолжить процесс "обыдления" и иметь дикую массу людей, которой легко управлять. Академики, которые живут на сломе разных эпох, застали этот процесс в самом разгаре. Они помнят то, что было раньше, и видят то, к чему мы движемся сейчас. И они очень боятся отката в прошлое. А вот авторы "письма тридцати", написанного в ответ академикам, - люди молодые, возможно, плохо знакомые с советской и досоветской историей", - считает профессор.
"Православная церковь сейчас активно возрождает свой потенциал, свое влияние на всех фронтах: начиная от авторитета и заканчивая экономической основой. Ведь в начале прошлого века Церковь была одним из крупнейших владельцев земли и одним из крупнейших экономических субъектов. Но в то же время она не могла похвалиться высокими достижениями. Ознакомьтесь с литературой начала XX века, с публицистикой и фольклором: вы увидите, в основном, негативное отношение к Церкви. Ведь развитие атеизма и свободомыслия в минувшем столетии не было случайным. При этом его никто никому не навязывал, заметьте. Это был стихийный процесс", - считает Александр Старостин.
"Да, мы хотим видеть наше общество похожим на западное. Но там нет тенденции к возрождению религиозных культов, напротив, имеет место тенденция рационализации, идет работа по развитию науки. У нас же идет совсем другой процесс. Возможно, мы сами себя опередили в начале XX века, и теперь нам приходится возвращаться назад. Признаки этого возврата видны во всем: в политической системе, в экономических показателях и в духовной сфере. И академики это видят. Мне кажется, "письмо десяти" - это крик утопающих людей", - сказал профессор
В свою очередь член совета Всемирного Русского Народного Собора, председатель Конгресса русских общин, депутат Госдумы Дмитрий Рогозин считает, что открытое письмо президенту РФ 10-ти академиков РАН и активное его "раскручивание" в СМИ дают основания предположить, что очередная кампания по дискредитации Русской Православной Церкви носит заказной характер.
Как рассказал Рогозин корреспонденту ИА "Росбалт-Юг", "этой кампании предшествовали утечки в прессе сведений о подготовке жестких мер по вытеснению из общественной жизни Церкви, влияние которой кому-то было бы выгодно нейтрализовать неким новым "госорганом по делам религий". "Прогрессивно мыслящая общественность" может выражать свое возмущение и "ползучим клерикализмом", и "вмешательством Русской Православной Церкви в государственные дела" в полном соответствии с провозглашенным ею же принципом "плюрализма мнений", но не в форме же доноса первому лицу государства, напоминающего практику недавнего прошлого", - считает он.
"Чем же не угодила РПЦ духовным наследникам воинствующих атеистов?" - спрашивает Рогозин. И напоминает пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова, который заявил, что Русская церковь не устраивает "антицерковно настроенное меньшинство" по той причине, что она дает нравственные оценки происходящим в обществе процессам. "К этому можно добавить, что к указанному "меньшинству" относятся не только воинствующие атеисты, но и прикормленные грантами с Запада разного рода "правозащитники", недовольные возвращением Церкви в общественную жизнь", - говорит Дмитрий Рогозин.
Напомним, что в "Декларации о правах и достоинстве человека", принятой на X Всемирном Русском Народном Соборе, было заявлено, в частности: "Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества".
По мнению Рогозина, "есть причины для недовольства позицией РПЦ и у нуворишей, которые вряд ли разделяют призыв к ним недавнего XI ВРНС "критически переосмыслить свой образ жизни, свое отношение к народу" и положить конец "порочному курсу на личное обогащение в ущерб интересам государства". Депутат считает, что "абсолютное большинство граждан России такое вмешательство Церкви в "государственные дела" и "светскую жизнь" только приветствует".
"Подписанты открытого письма президенту РФ усмотрели также угрозу светскому образованию и науке в призыве XI ВРНС ввести в школе преподавание Основ православной культуры". О чем же на самом деле идет речь? В резолюции Собора "О преподавании Основ православной культуры в школе" говорится, в частности: "Знания о православии - органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры...Собор придает большое значение инициативе Совета Европы обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий. Позиция этой авторитетной международной организации о необходимости введения в систему общего образования знаний, дающих возможность подрастающему поколению узнать о своих религиозных корнях, ясно свидетельствует, что культурологическое преподавание знаний о религии не несет никакой угрозы светскому характеру образования", - напоминает Рогозин.
В резолюции Собора подчеркивается также, что "подобное преподавание нужно обеспечить и для традиционных религиозных меньшинств в целях созидания общества, терпимого к национальным и религиозным меньшинствам, преодоления экстремизма, эксплуатирующего духовно-нравственную безграмотность и факты ущемления прав религиозного большинства".
По словам депутата, "эта резолюция вполне соответствует действующим в России законам, в частности закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором признается особая роль православия в истории России, сохранении ее традиций, в становлении и развитии ее духовности и культуры. В ней невозможно разглядеть даже под академическим микроскопом "наступление Церкви на науку".
"Сегодня Русская Православная Церковь объединяет миллионы граждан - патриотов нашей Родины, которые разделяют не только нравственные оценки, которые РПЦ дает происходящим в нашем обществе процессам, но и ее авторитетное мнение, что "путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа". Уместно напомнить в связи с этим, что хотя все Соборы и проводятся под эгидой РПЦ, их решения не могут рассматриваться в качестве мнения и позиции только Церкви. Например, в работе XI ВРНС и его секций 5-7 марта этого года участвовало 1 тыс. 910 человек, были представлены делегации из 70 регионов России, 16 стран мира, всех традиционных религиозных общин страны, а в дискуссиях приняли участие видные политические и общественные деятели, известные в стране ученые, представители творческой интеллигенции и даже некоторые министры", - вспоминает Рогозин.
По его мнению, "письмо 10 академиков чем-то напоминает начало кампании по борьбе с "черносотенцами" в январе 2005 года после прокатившейся по стране волне антиправительственных акций протеста. Активистов этой кампании надо было срочно объявить "экстремистами".
Депутат напомнил, что поводом для начала тогдашней кампании послужил опубликованный на малоизвестном сайте запрос ряда депутатов Госдумы в Генеральную прокуратуру проверить деятельность еврейских религиозных и национальных организаций в связи с участившимися исками этих организаций "против лиц, в основном русских патриотов, с требованием возбудить уголовные дела по статье 282 УК РФ, предусматривающей ответственность за разжигание межнациональной розни".
"Тогда под скоординированным давлением российских и зарубежных правозащитников, поддержанных главными раввинами России, Госдума вынуждена была принять специальное заявление, осуждающее "антисемитский запрос" в Генпрокуратуру, в котором было подчеркнуто также, что в России не должно быть места антисемитизму, национальной и религиозной розни. Против принятия указанного заявления выступили тогда 58 депутатов из КПРФ и ЛДПР, а депутаты фракции "Родина" вообще бойкотировали заседание Госдумы, на котором оно было принято", - напомнил Рогозин.
"Письмо 10" по своей сути не может в нынешних условиях рассматриваться вне контекста угрозы межрелигиозным отношениям, - считает депутат. - И хотя оно подписано двумя известными нобелевскими лауреатами Виталием Гинзбургом и Жоресом Алферовым, их авторитета вряд ли достаточно, чтобы инициировать широкомасштабную кампанию против РПЦ и тем более рассчитывать на такой же "успех", как в кампании против "черносотенцев". По всем социальным опросам, Русская Православная Церковь пользуется достаточной поддержкой не только среди православных политиков, общественных деятелей и творческой интеллигенции, но и среди большинства населения".
"Очевидно также, что не удастся приклеить к церкви и ярлык "оплота мракобесия". В то же время уже сейчас можно с уверенностью предвидеть, что участие в этой затее Жореса Алферова, который является одним из "имиджевых лиц КПРФ", не прибавит этой партии голосов избирателей", - подытожил Дмитрий Рогозин.
Письмо десяти академиков с критикой общественной активности Церкви позволило представителям последней громко заявить о своей позиции по ряду принципиальных вопросов, считает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин.
"Мы в очередной раз сказали, что Церковь - это миллионы граждан России, людей разных возрастов, профессий и "сословий". Людей молящихся, читающих, думающих, действующих. Никто не может лишить их права поступать согласно своему мировоззрению и утверждать его в жизни общества", - заявил сегодня Всеволод Чаплин агентству "Интерфакс".
Он выразил благодарность авторам "письма десяти" за то, что они создали повод для развернувшейся в СМИ мировоззренческой дискуссии, подчеркнув, что, как правило, "нечасто наши газеты и радиостанции говорят о глубинных вопросах религии и этики".
"А сейчас, летом, когда не так активно взбивается политическая и экономическая пена, вопрос о месте религии в жизни общества, о ее отношениях с наукой стал во многих СМИ одним из главных", - отметил священник.
Создавшаяся дискуссия, по его словам, позволила православным - как священнослужителям, так и мирянам - во всеуслышанье напомнить, в частности, что "никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо "единственно научным".
"Светскость государства и заключается единственно в том, что религиозные управленческие структуры не осуществляют государственных полномочий, не участвуют в партийной и предвыборной деятельности, а государство не вмешивается в вероисповедный выбор человека и во внутреннюю жизнь религиозных объединений", - заявил Всеволод Чаплин, подчеркнув, что в этом состоит смысл толкования принципа светскости в статье 4 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Диалог же Церкви с обществом, в том числе и с учеными, по мнению Всеволода Чаплина, должен развиваться, и участвовать в нем должны "самые разные люди". "Ведь без размышления о таких важных вещах, как основания права, этики и социального устройства, как мировоззренческий фактор жизни общества, наши политики и наш народ будут до конца истории похожи на слепых котят, доверчиво слушающихся любого поводыря", - считает представитель Московского патриархата.
01.08.2007
http://www.rosbalt.ru/2007/08/01/403325.html