Мозг родившегося ребенка является tabula rasa, «чистой доской» и ресурс знаний и умений полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.
Выделяют самый первый этап способности к обучению от рождения до трехлетнего возраста - через подражание (копирование, имитация). Обучение иностранному языку на этом этапе возможно автоматически, спонтанно, неосознанно, через впитывание из ближайшего окружения (родительской семьи) носителя второго языка (няня, бабушка, сами родители). В этом случае в семье должны присутствовать оба языка. Рациональное распределение их на родной и чужой произойдет позже. И также, как родители, ребенок не будет перемешивать их, автоматически разделяя.
Способности к овладению языком, речью максимальны до 9-тилетнего возраста. Это происходит в связи с наиболее высокой сензитивностью (чувствительностью), потребностью в познании нового, способностью к восприятию и воспроизведению (имитации) звуков, максимальной чувствительностью зрительных и слуховых анализаторов, мощной кратковременной памяти.
Также особенностями детей младшего возраста являются:
- громадная игровая мотивация
- предрасположенность к телесно-эмоциональным формам работы
- быстрое запоминание и быстрое забывание
- преобладание механической памяти над логической
- преобладание образного мышления
- отсутствие боязни делать ошибки
- нуждаемость в положительном эмоциональном подкреплении.
К 6-ти годам в ребенке формируется способность совмещать игровую деятельность с учебной. При этом до 9-ти лет сохраняется потребность в игре, но параллельно появляется активный интерес к обучению, учебному процессу, к школе.
К 3-ем годам автоматическое впитывание ослабевает, поэтому процесс обучения возможен уже только через специальные занятия, но до 9-ти лет ребенок будет оставаться талантливым в вопросе овладения речью и языком. После 9-ти он по своим возможностям уравнивается со взрослым, теряя преимущества детства.
Современный подход преподавания второго языка учитывает также, что к 5-6-ти годам ребенок твердо освоил систему родного языка и к чужому языку будет относиться осознанно и дистанционно, но ему будет по-прежнему легко по-новому «кодировать» свои мысли. Максимальное пропитывание вторым языком возможно только тогда, когда он выполняет те же социальные функции, что и родной (необходимость общения со взрослыми, необходимость играть с другим ребенком с иным родным языком и т.д.). То есть важна внешняя среда с другим языком, вынуждающая и побуждающая пропитываться новыми свойствами. Как огурец в рассоле.
Занятия вторым языком надо построить как часть общего развития личности, с учетом его сенсорных, физиологических, интеллектуальных особенностей. Преподавателю, особенно с 5-6-тилетними детишками, уже придется их заинтересовывать, удерживать интерес учеников к происходящему. Даже в младшем школьном возрасте ошибкой будет подход «выучите слова». Игра, песня, танец, замаскированный фонетические разминки и упражнения, с акцентом не на «изучение языка», а на содержании игры, коммуникации – вот гарантия результата и гармонии ребенка.
И, конечно же, важно родителям, якобы под видом заботы о будущем ребенка, не пуститься в соревновательный процесс, реализовывая проблемы своего личного комплекса неполноценности и самоутверждения. Только в гармонично развивающемся ребенке, где присутствует умение общаться, знание и реализация конкретно своих потребностей, зрелая сексуальность, второй язык будет кирпичиком в фундамент Личности.
Заведующий психотерапевтическим центром «Мой Мир», кандидат медицинских наук, руководитель Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти А.В. Чубаркин.