В публицистике много говорится о малоформатных сельских школах. Нет возможности ни у одной страны мира сохранять школы с несколькими учениками. Это разрывает экономику процесса и никогда не обеспечит качество. Научить читать и писать в них можно, дать полное среднее образование - нельзя.
Дальше есть зона средних городов, малых городов - и есть пропущенный горизонт тех сельских образований с населением порядка полутора тысяч человек, которые оказались между всеми этими горизонтами. Возникает драматическая ситуация: с одной стороны, вкладываемые в образование средства работают, к старой двухэтажной школе пристраивается трехэтажная, фактически в полтора раза большего объема, что, конечно, хорошо. С другой стороны, мы можем столкнуться с ситуацией, когда пристройка будет завершена, ленточки - разрезаны, а учить будет некому. Поскольку математику в этой школе преподают две милых дамы 59 и 63 лет, физику - учительница 57 лет.
Словом, за излюбленными разговорами о заработной плате учителя скрывается проблема подготовки учителей для этого места. Город с населением 30-40 тысяч человек, тем более если это районный центр, способен готовить учителей. А полуторатысячное село закон о местном самоуправлении, бюджетный и налоговый кодексы поставили в ситуацию, когда здесь еще могут ввернуть четыре лампочки и провести грейдер по одной из трех улиц, но своих учителей не будут готовить никогда. Поэтому говорить о том, что проекты должны софинансироваться на уровне поселения - это просто обман.
Даже если удвоить базовую зарплату начинающего учителя до 10-12 тысяч рублей, ни о каком взносе по ипотечной программе все равно не может быть и речи. Банковские кредиты им никто не даст, они их не смогут потянуть.
Вот эта несыгранность означает, что чрезвычайно важно обратить внимание (и в первую очередь, внимание региональных властей) на то, что гигантские средства, выделяемые на уровне субъектов Федерации, расплываются, не доходя до поселений. Что не позволяет выстроить карту возможного, разумного и достижимого в среднесрочной перспективе. А эта среднесрочность измеряется годами физическими, а не абстрактными. Это чрезвычайно существенно, в том числе и потому, что поселения на полторы тысячи человек, по сути, являются опорным каркасом агропромышленного комплекса.
Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ
Председатель Комиссии по вопросам регионального развития
и местного самоуправления Общественной палаты РФ,
профессор кафедры теории и истории архитектуры
Московского архитектурного института
http://www.fondedin.ru/