Эксклюзив
05 сентября 2014
6641

Вячеслав Лапидус: Новая парадигма интеграционного развития российско-казахстанских отношений

Российско-казахстанские отношения занимают особое место в системе интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве. Россия и Казахстан являются основными "локомотивами", инициирующие важные интеграционные проекты на пространстве СНГ: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, ЕЭП, ОДКБ. Идея Евразийского союза и возможные форматы сотрудничества государств СНГ являются одной из актуальных тематик интеграционного сотрудничества. Можно выделить комплекс причин, обуславливающих важность развития евразийских интеграционных процессов для казахстанской политической элиты.
Во-первых, интеграционная динамика определяется историческими и геополитическими аспектами. Россия и Казахстан представляют крупнейшие государства Евразии, имеют протяженную общую границу, составляющую около 7,5 тыс. км. Исторически Казахстан представляет собой территорию, лежащую на пересечении различных культурных и цивилизационных традиций, следствием влияния которых стало возникновение особой евразийской традиции и менталитета, представляющих синтез европейских и азиатских элементов, базирующейся на межнациональной и религиозной гармонии, дружбе и добрососедстве.
Во-вторых, в Казахстане сформировался авторитарный политический режим, имеющий светский характер. Правящие элиты Казахстана ориентированы на сохранение и упрочение своих позиций, а также на укрепление светской системы государственного правления. В этом контексте Россия выступает естественным гарантом сохранения власти правящих элит, что усиливает привлекательность пророссийских интеграционных проектов для Казахстана.
В-третьих, сотрудничество Россия и Казахстана важно в контексте обеспечения региональной безопасности, предотвращения новых вызовов и угроз: терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика. Казахстан рассматривается представителями российской политической элиты как стратегический союзник в Центральной Азии. Центральная Азия обладает и определенной компенсаторской функцией для России: в условиях расширения военно-политического блока НАТО на Восток и потери значительной части российского влияния в странах Восточной Европы, Центральная Азия выступает в роли стратегически важного региона. Целью российской дипломатии является укрепление и расширение российского влияния в регионе, для реализации этой задачи России необходимо тесное сотрудничество с Казахстаном, являющимся ключевым государством региона.
В-четвертых, Казахстан отличает высокий уровень грамотности населения. Этот фактор является важной основой для развития научно-интеллектуального потенциала, являющегося не только ключевым ресурсом сохранения национального образовательного уровня, но и одним из важнейших условий предотвращения распространения религиозного экстремизма в регионе. Для успешного развития образовательного потенциала необходима тесная кооперация с Россией и с другими странами СНГ. Кроме этого, существуют тесные диаспоральные, национальные и родственные связи, связывающие население двух стран. Такая тесная взаимосвязь играет важную роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений.
В-пятых, руководство Казахстана осознает, что без достойного участия страны в мировых интеграционных процессах, эффективного регионального сотрудничества невозможно формирование социально ориентированной рыночной системы, обеспечение устойчивого экономического и социального прогресса. В эпоху глобализации интеграционные процессы являются объективным процессом: только объединение усилий, ресурсов и возможностей стран способно принести серьёзные дивиденды. Защита национальных экономик внутри определенного географического пространства становится тенденцией глобального развития.
В-шестых, сохраняется сырьевая направленность казахстанской экономики, в результате казахстанская правящая элита стремится обеспечить условия для диверсификации производства. При этом Казахстан является самодостаточным государством, имеющим богатые природные ресурсы, относительно развитые сельское хозяйство и промышленность. Общий объем казахстанских доказанных газовых резервов составляет по некоторым данным ~2,41 трлн м куб., нефтяные запасы - 30 млрд баррелей. Кроме запасов углеводородов, Россия и Казахстан занимают лидирующее место в СНГ по запасу угля, черных и цветных металлов, других сырьевых запасов. Значительная схожесть ресурсного потенциала двух стран, обуславливают необходимость тесной координации политики на мировых рынках сырья.
Более того, транспортно-коммуникационная и энерготранспортная инфраструктура представляет собой единое целое с другими странами ЦА и России, жизненную важность которой не может игнорировать ни одно государство региона.
Казахстан также как и другие страны ЦА географически удален от крупных мировых рынков, является так называемым "запертым" (landlocked) регионом, не имеющим прямого доступа к глобальной транспортной инфраструктуре, морским портам. Это традиционно рассматривается как негативный фактор для развития экономик ЦА. На преодоление изолированности и обеспечение доступа к глобальным рынкам направляется множество усилий казахстанской политической элиты. Существуют разнообразные, в том числе конкурирующие, масштабные проекты строительства транспортной инфраструктуры в разных географических направлениях. Вокруг этих транспортных и инфраструктурных проектов возникают различные политические и геополитические концепции, важнейшей из которых является концепция Евразийского Союза. Растущая конкуренция на мировых рынках, растущая зависимость Казахстана от внешних партнеров, обуславливает необходимость тесной кооперации с Россией и другими странами СНГ с целью защиты национальных интересов. В эпоху глобализации государства остаются главными участниками политического процесса. Однако региональная кооперация жизненно важна для того, чтобы реализовывать свои интересы на мировом уровне.
В новых условиях странам, которые эффективно не интегрированы в систему региональных экономических отношений, становится все труднее обеспечивать устойчивость своего развития. В данном контексте особую важность приобретает проблема формирования общего рынка, что требует объединения усилий государств СНГ в выработке согласованных действий в сфере внешнеэкономических связей с учетом современных тенденций глобализации. Необходимым условием образования общего регионального рынка является наличие "ядра" интеграции, в роли которого выступают Россия, Казахстан, Белоруссия.
Казахстан является лидером среди стран СНГ по темпам реформирования экономики и внедрения рыночных институтов. Этому способствовали создание гарантий собственности и соблюдения контрактов, эффективная приватизация, активное привлечение иностранного капитала, сохранение внутриполитической и социальной стабильности. Все эти факторы способствуют высоким темпам экономического роста, в том числе в энергетике.
Развитие экономики Казахстана нельзя рассматривать в отрыве от многовекторной внешней политики данной страны, направленной на экономическое сотрудничество с максимальным количеством внешних партнеров: Россией, Китаем, США, ЕС, Турцией, c другими странами. Казахстан проводит открытую внешнюю политику, поддерживает все интеграционные инициативы в регионе, при этом зачастую противоречащие или плохо согласующиеся друг с другом. Президент Н. Назарбаев постоянно выступает в роли инициатора подобных проектов.
Одним из важнейших направлений интеграционного взаимодействия для Казахстана с Россией является торгово-экономическое сотрудничество. При этом казахстанско-российские отношения трансформируются в отношения Казахстана со странами Таможенного Союза. Согласно официальным статистическим данным, в январе-ноябре 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами Таможенного союза составила 22,147 млрд долл., что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2011 года . В структуре экспорта Казахстана преобладают минеральные продукты (39,1% к общему объему экспорта в страны Таможенного союза), металлы и изделия из них (30,5%), продукция химической промышленности (14,7%).
Из России и Беларуси в большей степени завозятся минеральные продукты (26,7% к общему объему импорта из стран Таможенного союза), машины и оборудование (26,3%), металлы и изделия из них (13,5%), продукция химической промышленности (11,6%) .
Военное и военно-техническое сотрудничество России и Казахстана являются важным компонентом двустороннего взаимодействия. Концептуальной основой подобного сотрудничества является Договор "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи" (1992 г.), Декларация "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие" (1998 г.), Договор "О военном сотрудничестве" (1994 г.), более 60 двусторонних документов и соглашений. В рамках подписанных соглашений деятельность по военному сотрудничеству между Россией и Казахстаном ведется по ряду направлений. Наиболее значимыми из них являются: проведение совместных учений и тренировок, использование военных объектов, взаимодействие по обеспечению безопасности внешних границ, подготовка военных кадров, военно-техническое сотрудничество . Казахстан обладает одной из наиболее дееспособных армий в Центральной Азии, его военный бюджет составил в 2010 г. около 2,25 млрд долл. . При этом значительный компонент в двустороннем военном взаимодействии занимает сотрудничество в рамках ОДКБ включая деятельность обеспечении функционирования КСОР и единой системы ПВО.
Одним из "локомотивов" построения диверсифицированной и высокотехнологичной экономики Казахстана избраны национальные космические программы. Поэтому стратегия космической программы состоит не в закупке готовых технологий или спутников - это традиционный путь для богатых углеводородами стран, по которому идут например, монархии Персидского залива, а в создании на паритетных основах с ведущими космическими державами собственной космической инфраструктуры. Цель Казахстана сверхамбициозна: к 2020 г. войти в десятку космических держав мира . Причем дело не только в экономике: руководством Казахстана вполне осознается тесная взаимосвязь уровня космического развития страны и национальной безопасности, о чем говорит призыв Президента Казахстана Н. Назарбаева к "ускоренному внедрению космических технологий в вооруженные силы Казахстана" . Под решение столь амбициозной задачи последовательно выстраивалась и организационная система управления национальными космическими программами. При этом важнейшим элементом развития казахстанской космической программы выступает тесная кооперация с Россией в космической сфере.
Вместе с тем существует ряд ограничителей, тормозящих российско-казахстанское взаимодействие в космической области, в частности попытки Казахстана модифицировать двустороннее соглашение по статусу Байконура. В частности согласно заявлению Председателя Национального космического агентства (НКА) Казахстана Т. Мусабаева от 10 декабря 2012 г. соглашение по аренде Байконура, принятое в 1994 г. "отработало свое" и нуждается в изменении. Целью является "разработка нового всеобъемлющего договора" по комплексу "Байконур", при этом возможным элементом соглашения становится поэтапное прекращение аренды. Первым этапом этого процесса может стать вывод из-под российской аренды пусковых площадок комплекса "Зенит". Проблема вывода города "Байконур" из-под российской аренды обсуждалась в середине ноября 2012 г. в рамках межправительственной российско-казахстанской комиссии по сотрудничеству. При этом на выводе "Байконура" из-под российской аренды настаивала казахстанская сторона.
Соглашение об условиях аренды комплекса "Байконур" между Правительствами России и Казахстана было подписано в 1994 г. В 2004 г. срок аренды был продлен до 2050 г., стоимость аренды была сохранена на уровне 115 млн долл. в год, с правом ее пересмотра не ранее 2025 г.
В настоящее время в Байконуре проживает более 70 тыс. человек, из которых 37% - граждане России, около 60% - граждане Казахстана. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно поступает сумма в размере более 1 млрд рублей . Общий размер годовых затрат российского бюджета в указанной области превышает 6 млрд рублей.
Необходимо отметить, что национальная космическая программа рассматривается в Казахстане как один из "локомотивов" построения диверсифицированной и высокотехнологичной экономики Казахстана. Поэтому стратегия казахстанской космической программы состоит в создании на паритетных основах с ведущими космическими державами собственной космической инфраструктуры, а не в закупке готовых технологий или спутников. Причем дело не только в экономике: руководством Казахстана вполне осознается тесная взаимосвязь уровня космического развития страны и национальной безопасности.
Под решение столь амбициозной задачи последовательно выстраивалась и организационная система управления национальными космическими программами. В 1991 г. создается Агентство космических исследований Казахстана. В результате нескольких реорганизаций в 2007 г. образуется Национальное космическое агентство. При этом происходило постоянное увеличение бюджетного финансирования указанной организации. Так в 2007 г. оно составило 11,2 млрд тенге (~2,24 млрд рублей), за период с 2009 по 2012 гг. - 90 млрд тенге (~18 млрд рублей).
Анализ космических проектов с участием Казахстана позволяет сделать следующие выводы. Казахстан реализует стратегию, в соответствии с которой акцент был перенесен с временных выгод от сдачи в аренду комплекса "Байконур" на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов. В настоящий момент практически все космические программы Казахстана связаны с Россией.
Важно подчеркнуть, что в настоящий момент сотрудничество с Россией в космической сфере для Казахстана является безальтернативным. Особенно актуальным указанное направление деятельности становится в условиях активизации интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного Союза, Единого экономического пространства. При этом повестка сотрудничества в большей степени формируется Казахстаном. Астана активно и умело использует геополитический интерес к ЦА нынешней российской политической элиты, а также их стратегическую заинтересованность в вопросах направлений транспортировки углеводородов из Казахстана. Казахстанская политическая элита инициирует и корректирует основные направления космического взаимодействия России и Казахстана. Это приводит к возникновению противоречий по разным аспектам космического сотрудничества.
В качестве примера можно привести отсутствие договоренностей России и Казахстана по ключевой программе развития космодрома Байконур - строительству стартовой позиции для новейшей российской ракеты "Ангара", проекту "Байтерек". Другим примером являются неоднократные попытки пересмотра стоимости аренды "Байконура". Вместе с тем российская сторона проводит политику, направленную на диверсификацию возможностей в рамках отечественной космической программы. В частности идет процесс сокращения присутствия России на территории комплекса "Байконур", происходит модернизация и строительство новых космодромов на российской территории: в частности космодрома "Восточный" в Амурской области, что в перспективе позволит снизить значение "Байконура" в рамках российской космической программы.
Важнейшим элементом интеграционного взаимодействия двух стран выступает обозначение границ интеграционного сотрудничества. Особый интерес вызывает позиция Казахстана в отношении перехода к стадии политической интеграции и создания наднациональных органов, которым передается часть национальных полномочий не только в экономической, но и в политической сфере. В частности, затрагивая вопрос о формировании наднациональных политических органов, например Евразийского парламента, Советник Президента Казахстана Е. Ертысбаев призвал не спешить с созданием подобных структур до тех пор, пока не будет налажена эффективная работа Таможенного Союза. Советник Президента подчеркнул, что в перспективе вопрос о создании наднациональных органов Евразийского проекта может решаться в формате Евразийской парламентской ассамблеи, отметив "преждевременность" обсуждения этих вопросов. Главными элементами интеграционных инициатив, по его мнению, являются "принципы этапности и добровольности" , а также поддержка интеграции бизнес-сообщества.
9 января 2013 года в ходе церемонии вручения президентских и государственных стипендий деятелям литературы и искусства Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил незыблемость суверенитета Казахстана, отметив, что "Казахстан будет выходить из межгосударственных организаций, если они угрожают его независимости". При этом глава государства заключил, что участие Казахстана в евразийских интеграционных процессах является "принципиальным выбором" .
18 января 2013 года выступая перед главами дипломатических миссий в Казахстане, Н. Назарбаев сделал особый акцент на интеграцию в казахстанско-российских отношениях в экономической сфере, подчеркнув, что она "не будет нацелена на реинкарнацию какого-нибудь политического союза", в частности "бывшего Советского Союза" .
По мнению Н. Назарбаева, Россия, Казахстан, Белоруссия остаются "независимыми государствами с собственными национальными интересами". Сегодня евразийская интеграция является "стратегическим преимуществом перед вызовами третьей глобальной индустриальной революции", а участники интеграционного процесса "намерены совершить совместный рывок к новым технологиям и укладам" .
При рассмотрении позиции Казахстана в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве необходимо отметить следующее. Казахстан является одним из наиболее проинтеграционно настроенных государств на постсоветском пространстве и входит во все интеграционные проекты, за исключением Союзного государства России и Белоруссии, инициированные Россией, выступает активным идеологом и сторонником углубления интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ. Внимательный анализ позиций казахстанской элиты показывает, дифференцированный подход Казахстана к различным аспектам интеграционного взаимодействия с Россией, Белоруссией и некоторыми странами СНГ. В наибольшей мере Казахстан готов к интеграционному сближению в торгово-экономической сфере. В несколько меньших объемах - в области культурного, образовательного, военного, валютного сотрудничества. Казахстан на нынешнем этапе выступает противником создания политического союза, что рассматривается как угроза суверенитета и позициям казахстанской политической элиты.
Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что Казахстан проводит активную, открытую и амбициозную внешнюю политику, претендуя на роль лидера центрально-азиатского региона. Так же он выступает инициатором и принимает участие в интеграционных проектах с участием государств-нерезидентов СНГ: ШОС, ЦАРЭС и СВМДА. В этих условиях он стремится сохранить определенную свободу маневра и не допустить слишком тесного сближения с Россией.
Казахстанская политическая элита в настоящее время расколота на несколько внешнеполитических группировок. Фактически курсу на тесное сотрудничество с Россией в рамках пророссийского евразийского проекта, противостоят ряд альтернативных концепций: изоляционизм, пантюркизм, концепция "Великого шелкового пути", исламский проект.
В этих условиях позиция казахстанского руководства базируется на попытке согласования разновекторных направлений и достижения определенного элитного консенсуса в сфере внешней политики, путем активизации внешнеполитической активности по всем направлениям, подчеркивания приоритетности для Казахстана интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также обозначение контуров и пределов интеграционного сотрудничества с Россией.
Для Казахстана инициативы региональной интеграции, включая евразийский интеграционный проект - это проект регионального лидерства. Именно так он воспринимается в Казахстане как самим Н. Назарбаевым, так и многими представителями экспертного сообщества. Казахстан позиционирует себя как естественного лидера центральноазиатского региона. При этом Казахстан ожидает уважение своих региональных амбиций и особого статуса со стороны других внешних сил. В этой ситуации укрепление интеграционного сотрудничества между Россией и Казахстаном возможно на равноправной основе, при учете вышеуказанной позиции Казахстана в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.


Лапидус Вячеслав Михайлович,
Президент МОО "Единство Наций" (г. Москва)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован