Эксклюзив
14 ноября 2014
4285

Вячеслав Лапидус: Российско-иранское взаимодействие в сфере атомной энергетики является перспективным направлением двустороннего сотрудничества

11 ноября 2014 г. в Москве состоялось подписание важных межправительственных документов, определяющих основные контуры российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики. Речь идет о дополнительном Протоколе к "Межправительственному соглашению между Россией и Ираном о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции от 25 августа 1992 г.", а также о межведомственном Меморандуме "О взаимопонимании в расширении сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях". Ключевым элементом достигнутых договоренностей стало подписание "Контракта на строительство второй очереди АЭС "Бушер"", предусматривающий сооружение четырех энергоблоков АЭС.
Согласно подписанным документам стороны намерены сотрудничать в возведении восьми энергоблоков с энергетическими ядерными реакторами (ВВЭР) на территории Ирана, включающих как зону АЭС "Бушер", так и другие площадки. Речь при этом идет о "мирном характере иранской ядерной программы", усилении "многостороннего экспортного контроля", сохранении международных гарантий МАГАТЭ по нераспространению ядерных материалов, использования механизма возврата в Россию отработанного ядерного топлива с целью недопущения его "ненадлежащего использования". Подобные меры смогут гарантировать безопасность российско-иранского ядерного сотрудничества, прозрачность подписанных соглашений с точки зрения международного права.
Необходимо отметить, что с момента исламской революции 1979 г. в Иране, различные аспекты внутри и внешнеполитического курса данной страны вызывает "особую озабоченность" стран западного сообщества. Итогом этого становится формирование действующего санкционного режима в отношении Ирана, общие параметры которого складываются в 1990-е - 2000-е гг. США и их союзники в целом проводят более последовательный и жесткий антииранский курс, чем другие страны ЕС, политика которых в отношении Ирана имеет волативный и маятниковый характер.
Подобные меры имеют секторальный характер и затрагивают различные аспекты многостороннего и двустороннего взаимодействия Запада и Ирана. Они предусматривают: эмбарго на поставки вооружений, "заморозку" финансовых активов государственных и банковских структур Ирана, запрет на инвестиции в иранский нефтегазовый сектор, на импорт энергоносителей, на торговлю товарами двойного назначения.
С формальной точки зрения, данные меры рассматриваются в контексте "сохранения режима нераспространения", "недопущения завладения Ираном ядерного оружия", необходимости обеспечения региональной безопасности. Важно подчеркнуть, что обеспокоенность появления у Ирана ядерного оружия разделяет значительная часть мирового сообщества, включая Россию и Китай. В этой связи Советом безопасности ООН в конце 2000-х гг. принимаются резолюции, запрещающие Ирану проведение работ по обогащению урана. Вместе с тем, в рамках международного права сложилось четкое понимание, позволяющее дифференцировать "военное" и "мирное" использование ядерных технологий. США и их союзники предпринимают недобросовестную попытку подмены обоих понятий в отношении Ирана: использование ядерных технологий в невоенных целях является суверенным правом любого члена ООН, ограничение которого является исключительной компетенцией Совета Безопасности ООН и международного сообщества.
В действительности Запад предпринимает усилия для возвращения Ирана в поле собственного геополитического влияния, пытаясь не допустить становление новой региональной системы безопасности, стремясь затормозить укрепление российско-иранского партнерства в различных сферах. В этой связи в последнее время обозначилась тенденция смягчения санкционного режима в отношении нефтегазового сектора Ирана. Речь в частности идет о приостановке некоторых санкций ЕС, о временном снятии американского запрета на закупку у Национальной иранской нефтяной компании нефтехимической продукции. Ведутся переговоры и по снятию значительной части санкций в отношении Ирана.
Важным элементом подобных решений является их обсуждение и реализация в условиях усиления санкционного давления стран Запада в отношении России. Возвращение Ирана на мировой нефтяной и газовый рынок рассматривается частью европейских и американских элит как инструмент по диверсификации и снижению зависимости ЕС от импорта российских энергоносителей. Однако в силу объективных причин (географических, инфраструктурных, ценовых, ресурсных) Россия выступает ключевым фактором сохранения энергобезопасности Европы. Иран же в случае отмены нефтегазовых санкций выступает прямым конкурентом не России, а ближневосточных монархий (Саудовской Аравии, Катара, Кувейта), ослабляя их позиции на мировом энергетическом рынке.
Можно констатировать, что подписанные соглашения по строительству энергоблоков в Иране являются прорывными, масштабными проектами, общий объем которых не раскрывается, но является, по некоторым экспертным оценкам, "крупнейшей сделкой на мировом атомном рынке за последнее время". Динамика российско-иранского взаимодействия является отражением происходящего на протяжении последних месяцев "поворота на восток", сопровождающегося развитием и укреплением отношений России с Китаем, Индией, странами АТЭС, латиноамериканскими государствами. Cотрудничество в сфере ядерной энергетики является перспективной, высокотехнологической сферой двустороннего торгово-экономического сотрудничества, обеспечивающей развитие смежных отраслей производства, способствующей реализации масштабных инвестиционных, инфраструктурных, промышленных проектов двух стран.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован