01 марта 2007
1373

Вячеслав Никонов: Наши главные ресурсы



Как известно, миром движут идеи, и чем идея крупнее, масштабнее, чем она стратегически мощнее, - тем больше шансов на то, что она овладеет людьми и, стало быть, повлияет на ход истории. Стратегия отличается от тактики главным образом горизонтом времени; успех в мире всегда приходил к тем народам, которые мыслили категориями столетий или хотя бы десятилетий. А те народы, которые заглядывали вперед лишь на месяцы или годы, обычно быстро уходили в историческое небытие.

На мой взгляд, наиболее стратегическим государством в истории человечества всегда оставался Китай, со своей концепцией Поднебесной, чья цивилизация насчитывает пять, если даже не семь, тысячелетий. И я думаю, не случайно каждый пятый человек на планете - китаец.

Весьма далекий временной горизонт и у американской политики, нацеленной на обеспечение безусловного лидерства в научно-технической, военной, финансовой сферах для продвижения собственной модели развития. Проявлением такой стратегичности служат, например, доклады, которые каждые пять лет выпускает Национальный совет США по разведке - с прогнозами о том, как будут развиваться мир и Соединенные Штаты в ближайшие десятилетия.

Россия тоже имеет неплохой опыт разработки стратегических концепций. Наиболее стратегической среди них, я думаю, была концепция "Москва - Третий Рим". Это была стратегия создания самого крупного в мире и самого "правильного" христианского государства. Причем провозглашена эта доктрина была в то время, когда западные границы Московского царства едва доходили до Вязьмы, а довела она русских в исторически короткие сроки до тихоокеанского побережья Америки, до Форта-Росс в Калифорнии.

В последнее время России стратегичности явно не доставало. Доминировали либо примитивный идеологический подход (станем, как Запад, к следующему четвергу), либо подход технократический. Куда меньше внимания уделялось целям и горизонтам развития. А это сильно осложняет движение вперед. Как писал еще Сенека, ни один ветер не будет попутным для того, кто не знает, в какую гавань ему плыть - и вызывает достаточно заметную социальную фрустрацию. По всем опросам общественного мнения видно, что люди испытывают потребность в более четкой системе координат и в более четком целеполагании.

Стратегия отличается от тактики и тем, что охватывает всю совокупность факторов силы государства и нацелена на максимизацию всех его ресурсов. В идеале не должно быть отдельных экономической, социальной, внешнеполитической и т.д. стратегий. Нужна единая стратегия развития страны, которая охватывала бы все подобные компоненты.

А ключ к такой всеобъемлющей стратегии - это люди, человеческий капитал. Его развитию в России в последнее время уделяется первостепенное внимание, и прежде всего - через национальные проекты, над реализацией которых работает первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев.

Поводом для сегодняшнего обсуждения, организованного РИО-центром и фондом "Единство во имя России", и стала его статья "Национальные проекты: от стабилизации к развитию", которая привлекла большое и вполне заслуженное внимание.

Наше все еще образованное и все более самостоятельно действующее и мыслящее население - один из важнейших факторов возрождения страны. Но человеческий капитал имеет прямое отношение и ко всем прочим ресурсам государства, как материальным, так и нематериальным. Ведь этот термин описывает не только качество населения - продолжительность жизни, образованность, здоровье, благосостояние, положение пожилых и детей, способность человека внести вклад в развитие общества, термин описывает еще и качество элиты, ее способность формулировать и реализовывать стратегические задачи.

Как известно, к числу важнейших факторов силы любого государства принадлежат географические и демографические ресурсы. И как раз здесь мы сталкиваемся с наиболее серьезным, на мой взгляд, стратегическим вызовом. За прошедший век территория страны сократилась на 5,5 миллионов квадратных километров, а ее население - приблизительно на 20-25 миллионов человек. Причем за это же время население планеты выросло почти в шесть раз. Если раньше на той шестой части суши, которая называлась Россией, жил каждый седьмой или восьмой человек на Земле, то сейчас на нашей, все еще восьмой, части суши проживает лишь 2,3 процента населения мира. Столь большого несоответствия между размерами территории государства и численностью населения в истории никогда еще не было.

И главная для нас проблема - как территорию удержать. Особенно с учетом того, что на ней сосредоточено до 40 процентов многих важнейших природных ресурсов мира. И если мы не будем такую стратегическую задачу перед собой ставить, то мы ее, конечно, не решим. А едва ставим, сразу видим, что требуется приподняться не только по цифрам роста ВВП или стабильности национальной валюты - при всей критической важности подобных показателей. Хозяйственные проблемы под таким углом вообще выглядят несколько иначе. Например, как создать экономику, способную обеспечивать зримые конкурентные преимущества перед другими странами, прежде всего перед соседями? Причем, чтобы эта экономика позволяла осуществлять собственную экономическую экспансию, а не быть объектом экспансии других государств, поддерживала уровень обороноспособности, который гарантировал бы сохранение территориальной целостности и независимости страны, возможность проецировать военную силу за пределы ее территории, защищая население от всего спектра возможных угроз... Вообще, можно ли в принципе сохранить целостность страны, имея в ней такую неразвитую инфраструктуру как в нынешней Российской Федерации?

Очевидно, что основные внутренние угрозы нашей безопасности - это слабость, неорганизованность, расхлябанность, неконкурентоспособность многих государственных и общественных институтов, равно как количество и качество человеческого капитала.

Главный политический ресурс любой страны - эффективно функционирующее государство. А государство - это всегда люди, способные (или же не способные) формулировать стратегические задачи, создавать (или не создавать) систему выработки и реализации политических решений, выстраивать (или не выстраивать) систему международных альянсов, участвовать в структурах глобального и регионального управления. Сейчас со всем этим у нас плохо. Кадры и качество государственного менеджмента - безусловно, проблема первого ряда.

Для полноценного использования человеческого капитала важно за разговорами о суверенной демократии, - которые сами по себе полезны, - не забывать о продвижении демократии. Гибкое, демократическое государство гораздо лучше приспособлено к тому, чтобы отвечать на вызовы все более сложного постиндустриального мира. Без индивидуальной свободы, без правления закона, без ответственности власти перед теми, кто ее избирает, без плюрализма, без уважения прав меньшинства, без свободы информации полноценная реализация человеческого капитала в современном мире просто невозможна.

Человеческий капитал имеет прямое отношение и к социальным факторам силы - к сплоченности общества, к осознанной поддержке политики государства со стороны населения, к готовности граждан в случае необходимости нести жертвы для реализации этой политики. Сейчас со всем этим у нас тоже плохо. Между тем страны, консолидированные единством воли, уверенные в себе, в своих ценностях, всегда выступали более сильными игроками, чем государства социально атомизированные, неорганизованные и не имеющие ясных целей.

Идеология - мощнейший инструмент сплочения общества и мобилизации человеческого потенциала. Государственная идеология у нас запрещена Конституцией, но любое государство, как и человек, нуждается в смысле существования, в вере в свою миссию, в идентичности, в осмысленности собственной истории. Кроме того, идеология, несущая в себе элементы универсальности, то есть привлекательная для народов других стран, способна служить укреплению международного имиджа страны и обретению сторонников. В основе подобной идеологии должно лежать пересечение таких понятий как свобода, справедливость, суверенитет.

Мне кажется, в России после многих лет крушения этических ориентиров и разгула коррупции созрел огромный запрос на моральную политику. Страна, безусловно, нуждается в возвращении в повседневный политический оборот таких понятий, как честь, достоинство, совесть, высочайшая цена человеческой жизни, сбережение нации, семейные ценности. Уверен, что все это будет востребовано не только в ближайшем избирательном цикле, но и на многие годы вперед.

Информационное измерение стратегии развития - это степень включения людей в глобальное информационное пространство, возможность страны воздействовать на мировые информационные потоки и влиять на умонастроения в мире, обеспечивать собственную элиту необходимой для принятия решений информацией. Здесь у нас многое сделано и продолжает делаться, в том числе в рамках национальных проектов. Россияне уже стали полноценными потребителями информации глобальных сетей. Но стратегия национального развития предполагает и наличие системы собственного информационного воздействия на мир. Сейчас такого воздействия практически нет, и к решению этой проблемы мы только еще приступаем, причем предельно робко.

Справедливо внимание к научным, научно-техническим и образовательным ресурсам. Здесь, на мой взгляд, перед нами стоят наиболее сложные задачи. Среди них я бы особо выделил задачу модернизации высшего образования - хотя бы до европейского уровня. В развитых странах сегодня просто учатся на три года больше, чем у нас, потому что там аспирантура - это полноценная учеба, с лекциями и семинарами, в отличие от аспирантуры нашей. И, конечно, надо побыстрее решать задачу поворота вспять "утечки мозгов" - очень тревожной тенденции всех последних лет.

В современном мире борьба идет за контроль не только над территориями, но и над транснациональными финансовыми и интеллектуальными потоками, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе. И мы должны стать на этой арене если и не супертяжеловесами, то хотя бы борцами тяжелой весовой категории. Все предпосылки для этого у нас есть.

У нас не так много реальных оснований для самоуничижения, которым мы занимались в последние годы. Конечно, Россия - уже не одна из двух сверхдержав, но мы - великая держава, государство первого порядка. И как постоянный член Совета Безопасности ООН, и как единственная в мире евротихоокеанская страна, и как энергетическая сверхдержава - не по концепции даже, а по факту, и как держава ядерная, космическая, ресурсная. И как страна, которая на протяжении последнего тысячелетия внесла огромный вклад в развитие мировой цивилизации. Здесь нужно подчеркнуть важность именно ресурса исторического наследия. Это наследие выражается в том, что у нас есть политический класс, который привык мыслить глобальными категориями, есть граждане, которые считают Россию великой державой, наконец, и в мире сохраняется восприятие нашей страны как важнейшего фактора мировой политики. Не использовать все это нельзя!

Стратегия развития России должна заключаться в максимизации всех факторов силы. Это позволит нашей стране оставаться самостоятельным демократическим центром современного мира, поднять в ближайшие десятилетия уровень жизни своих граждан до европейского, обеспечить безусловную безопасность территории.

Внешнеполитическая часть такой стратегии должна быть нацелена на обеспечение благоприятных условий внутреннего развития, реализации национальных интересов в ключевых регионах мира, полноценное участие в "клубе великих держав", к которому мы принадлежим по праву, и в структурах, выполняющих функции головного мозга и управляющей системы современного мира.



Вячеслав НИКОНОВ

Председатель Комиссии по международному сотрудничеству

и общественной дипломатии Общественной палаты РФ,

президент Фонда "Политика",

президент Фонда "Единство во имя России",

главный редактор журнала "Стратегия России"




http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован