30 сентября 2006
1400

Вячеслав Никонов. Обеспечивая национальные интересы.


22 сентября 2006 года в МГИМО, в рамках пленарного заседания 4-го конвента Российской ассоциации международных исследований "Пространство и время в мировой политике", прошла конференция Комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты РФ. Тема конференции "Роль гражданского общества российских регионов в публичной дипломатии и приграничном сотрудничестве.



Известно выражение, что политика - это искусство выживания в ближайшую пятницу, тогда как дипломатия - это искусство выживания в следующем столетии. В современной дипломатии, которая позволяет решать проблемы долгосрочного выживания, все большую роль играют структуры гражданского общества и такие факторы, которые чаще всего описываются категориями мягкой силы. Общественная дипломатия превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся и влиятельных сфер политики.



Что такое общественная дипломатия, лучше всего можно проиллюстрировать на примере ее объектов, каких достаточно много в бывших союзных республиках. Наиболее ярко это видно, например, в такой стране как Грузия, где действуют, пожалуй, все основные международные организации гражданского общества. Они финансируют весь неправительственный сектор Грузии, все средства массовой информации, основные учебные заведения, включая программы студенческих обменов. Как говорят злые языки, правительство получает зарплату от фонда Сороса, а американский государственный департамент по программам помощи выделяет суммы, доходившие до 50 процентов грузинского бюджета.

Такие инструменты влияния - через общественные структуры и структуры общественной дипломатии - сейчас приобретают, безусловно, все большее значение. Очевидно, что Российская Федерация, если она хочет быть конкурентоспособной в современном мире, тоже должна создавать систему, адекватную той, которая существует в других государствах. К сожалению, наша система общественной дипломатии пока не выдерживает конкуренции - очень мало организаций, которые этим занимаются.

В Экономическом и социальном совете ООН зарегистрировано меньше 50 неправительственных российских организаций, тогда как у многих стран, даже среднеевропейских, их тысячи. В США общественной дипломатией занимается 15 тысяч организаций. А у нас - полсотни, причем активно действующих - не более десятка.

Уверен, что в этой сфере определенную роль могут сыграть российские регионы.

Когда я был студентом-американистом Московского университета, меня удивляла грамота в рамке, висевшая на стене у заведующего кафедрой, которая гласила, что он является почетным адмиралом флота штата Небраска. А штат Небраска не имеет выхода к океану. Тогда же я с интересом прочел статью "Внешняя политика штата Миссури", что казалось еще более экзотично. Однако все это ясно показывало, что в мире существует региональная внешняя политика.

Напомню, что и союзные республики в СССР, при всех издержках командно-административной системы, располагали своими министерствами иностранных дел, а Украина и Белоруссия - представительствами в ООН. Так что региональная дипломатия не в диковину для нашей страны.

Однако в новой России, как всегда у нас, отмечались крайности. Сначала был парад суверенитетов, когда каждый субъект Федерации решил проводить собственную внешнюю политику. Более того, многие регионы проводили собственную внешнеэкономическую политику, которая предусматривала привлечение больших внешних кредитов под региональные гарантии. Как потом оказывалось, эти гарантии мало что стоили. В итоге Россия вела внешнюю политику по формуле 89 плюс 1, имея в виду 89 субъектов Федерации и один федеральный центр. Но центру такая ситуация надоела уже ближе к концу предыдущего десятилетия, и началась рецентрализация. Формула российской внешней политики стала стремиться к уравнению 1 минус 89.

Международная активность регионов в последние годы, очевидно, не приветствовалась. В то же время международные связи существовали всегда, экономическое сотрудничество ведут все регионы, особенно, занимающие пограничное положение. Поэтому общая картина российской внешней политики сейчас была бы не полной без внешней политики регионов. Однако мы не всегда знаем, кто в регионах отвечает за то или иное направление внешнеполитической деятельности, каковы формы самого сотрудничества, что делается по линии региональных общественных палат и отдельных неправительственных организаций, наконец, каковы главные проблемы, с которыми сталкивается наше гражданское общество в регионах. Причем под регионами в данном случае мы понимаем и столицы - ведь Москва и Санкт-Петербург являются субъектами Российской Федерации, и у них тоже есть своя внешнеполитическая повестка дня.

Сейчас Общественная палата Российской Федерации активно развивает свои международные связи, она стала членом Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ). Развиваются ее связи по линии похожих институциональных структур Европейского Союза. Работает наша Комиссия, которая решает более локальные задачи.

Цель Комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии заключается в том, чтобы российское гражданское общество при всем своем разноголосии и плюрализме мнений работало в целом на страну. В каждом государстве существует множество общественных организаций, они друг с другом могут спорить, друг против друга могут бороться, но когда речь заходит о внешней политике страны, то они работают согласованно, единым голосом обеспечивая национальные интересы государства. И для нас очень важно, чтобы институты российского гражданского общества становились глобальными игроками, способными решать глобальные проблемы. А пока таких институтов очень и очень мало, и они слишком часто говорят разными голосами.

Однако мы весьма заинтересованы в подключении к деятельности нашей Комиссии на международном направлении отдельных региональных общественных организаций. Какие направления сотрудничества здесь есть?

Существует множество программ обменов по самым разным направлениям, например, по линии Росзарубежцентра, предусматривающих различные встречи в России и за рубежом. Финансирование, конечно, ограничено, но есть основания полагать, что оно будет наращиваться.

Общественная палата в этом году уже начала реализовывать довольно большую программу двухсторонних обменов, обеспечивая так называемые "вторые треки", экспертно-политические форматы отношений с отдельными государствами и с международными организациями. В этом году и на перспективу мы уже институционализировали диалог России и США, России и Европейского Союза, России и Германии, России и Китая, России и Японии. Участвует в диалоге гражданских обществ России и Франции. На нас лежит инициатива развития диалога России и Шанхайской организация сотрудничества, России и ЕврАзЭС. В плане у нас также Украина, Узбекистан, Индия. Будем работать и в новом формате БРИКс - Бразилия, Россия, Индия, Китай, что сейчас представляется довольно перспективным направлением. Мы приглашаем экспертов по этим региональным и страновым связям. Были бы также очень признательны, если бы регионы проявили инициативу проведения мероприятий именно у себя.

Например, одно из ближайших мероприятий нашей комиссии пройдет совместно с Арктическим советом и Постоянным комитетом Организации Объединенных Наций по коренным и малочисленным народам. Это произойдет в Салехарде и при поддержке руководства Ямало-Ненецкого автономного округа. Представители зарубежных коренных и малочисленных народов, наверное, еще не знают, что такое Салехард в начале декабря. Большое количество людей собирается приехать, хотя гарантирована температура минус 40 градусов. А не все коренные и малочисленные народы являются жителями Севера. Некоторые из них африканские и австралийские аборигены, которые снег увидят, я думаю, в первый раз.

Недавно президент Владимир Путин встречался с участниками так называемого Валдайского клуба, который каждый год проходит в различных регионах Российской Федерации. Первая встреча состоялась в Великом Новгороде, вторая - на Тверской земле, третья встреча в этом году - в Ханты-Мансийске. Региональные власти в этих случаях достаточно хорошо отрабатывали мероприятия, широко освещавшиеся в средствах массовой информации, чтобы обеспечить и продвинуть престиж собственных регионов в федеральном и международном масштабах.

Важным направлением нашей деятельности является защита интересов соотечественников. Это направление ведет в нашей Комиссии Сергей Марков. Здесь существует два поднаправления, где вполне возможно сотрудничество. Во-первых, уже существует отдельная программа обеспечения адвокатской защиты наших туристов, которые попадают в разного рода сложные ситуации за рубежом. Во-вторых, защита граждан, многие из которых являются и гражданами России, имеющих в постсоветских странах проблемы с сохранением родного языка и обеспечением своих гражданских прав.

Есть и обратная сторона медали. Для нашей комиссии очень важно обеспечение взаимодействия с диаспорами и защита прав граждан других национальностей и граждан других республик на территории Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что от решения этой сложной проблемы во многом зависят наши отношения с соседями, престиж нашей страны, более того - само выживание России, учитывая, что без притока мигрантов страну ждет демографический кризис.

Есть ряд и других важных направлений общественной дипломатии. Лидия Блохина ведет линию женской дипломатии, организуя женские международные конференции, готовя доклад "О предотвращении дискриминации женщин" для Организации Объединенных Наций. Есть дипломатия коренных и малочисленных народов, которые имеют прямое региональное измерение, поскольку в основном они живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Это направление ведет Павел Суляндзига, член Постоянного совета ООН по коренным и малочисленным народам. Роза Клементьева является первопроходчицей такого направления общественной дипломатии, как сельская дипломатия, поскольку представляет фермерскую организацию. По этой линии уже начинается развитие наших международных контактов. Это совершенно новое направление, которое может иметь очевидное международное измерение. Александр Игнатенко является одним из ведущих специалистов по исламу, по международному терроризму в России. Он готовит конференцию, посвященную проблемам международного сотрудничества на уровне гражданского общества в противодействии радикальному исламизму и международному экстремизму.

Довольно активно российские организации гражданского общества участвуют в наблюдении за выборами. Недавно группа наблюдателей, получивших благословение Общественной палаты, работала на референдуме в Приднестровье. Там были установлены интересные контакты с объективными наблюдателями из других стран, и в этом направлении работа будет только активизироваться. Подключение региональных специалистов-экспертов для наблюдения за выборами в различных регионах земного шара, было бы весьма и весьма полезно.

Заинтересовано российское общество и руководство в наращивании программ образовательных обменов. Сейчас ткань наших отношений со многими странами строится во многом за счет тех людей, которые оканчивали советские вузы, в том числе, региональные. В последние годы, к сожалению, мы растратили или растрачиваем этот потенциал, потому что количество студентов из других стран, обучающихся в Российской Федерации, увы, сокращается. Мы ведем соответствующую работу в Министерстве образования, но также готовы морально или как-то иначе поддержать усилия и российских регионов по экспорту образовательных услуг. Будет полезно участие представителей сферы образования, преподавателей вузов в программах общественной дипломатии.

Естественно, встает задача: а где же взять деньги на все это? Ведь общественная дипломатия - это в значительной степени еще и вопрос средств. Должен сказать, что наблюдаются первые положительные сдвиги. Уже были выделены гранты по линии Общественной палаты, предусмотренные в государственном бюджете. Деньги для общественной дипломатии относительно небольшие, порядка 250 миллионов рублей, и лишь незначительная часть идет на общественную дипломатию. Для сравнения скажу, что это соответствует приблизительно годовому бюджету московского отделения Фонда Форда. Но лиха беда начало. Безусловно, на вершине российской власти существует понимание масштабов проблемы, которая стоит перед страной, перед сферой общественной дипломатии и вообще, перед общественными организациями Российской Федерации. Поэтому вскоре мы сможем говорить о более серьезных финансовых вливаниях, причем не только по государственной, но и в большей степени по частной линии. Хотя должен заметить, что, по западным исследованиям, 65 процентов средств, которые находятся в мировой сфере общественной дипломатии, это деньги так или иначе связанные с государством.

К сожалению, первый тур выделения грантов по линии Общественной палаты не позволил сильно подпитать ту часть гражданского общества, которой занимается общественная дипломатия. Только один процент от общего числа получателей грантов составили организации из этой сферы. А ведь заявки присылались со всей страны. И если в Москве и Санкт-Петербурге подобные НПО еще работают, то в других регионах они по большому счету отсутствуют.

Мы заинтересованы к подключению представителей гражданского общества к экспертной деятельности Общественной палаты. Существует рабочая группа, которая участвует в различных мероприятиях, проводимых по линии нашей Комиссии. Хотелось бы, конечно, это представительство расширить.

Есть еще одна форма нашей работы: проведение Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов "Держава". Это конкурс, который проводит Общественная палата совместно с Фондом "Единство во имя России" и журналом "Стратегия России". Предусматривается конкурс проектов по номинациям: "Великая держава", "Процветающая держава", "Единая держава" и "Мировая держава". Направления проектов - государственное строительство, местное самоуправление, экономика, толерантность, свобода слова, развитие интеллектуального потенциала и международное сотрудничество и общественная дипломатия, национальная стратегия развития и так далее. Премии в конкурсе сопоставимы с грантами, предоставляемыми по линии Общественной палаты. Дерзайте!



НИКОНОВ Вячеслав Алексеевич,

председатель комиссии по международному сотрудничеству

и общественной дипломатии Общественной палаты РФ,

президент Фонда "Политика",

президент Фонда "Единство во имя России",

главный редактор журнала "Стратегия России"



http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован