01 марта 2007
1445

Вячеслав Никонов. Тест на разочарование.


Новый избирательный цикл в Армении явно не попал еще в фокус российского общественного внимания. А напрасно. Для нашей страны исход этой политической кампании имеет огромное значение. Армения - единственная страна региона, не входящая в ГУАМ, который является, как известно, проектом по ограничению российского влияния в Евразии. Армения - самый надежный наш партнер в Закавказье. Это один из самых надежных союзников России на всем постсоветском пространстве, который входит в ядро СНГ, в ЕврАзЭС, в Договор о коллективной безопасности. Причем это искренний партнер и союзник, где антироссийские настроения никогда не находили серьезного отклика в общественном сознании. Армянская диаспора, численность которой превышает население самой этой страны, является влиятельным фактором как внутри России, так и во многих других ключевых странах - от Ирана до США.



Не секрет, что Закавказье в последнее время все больше становится полем геополитической конкуренции ведущих мировых игроков. Соединенные Штаты, максимально укрепившись в Грузии и наращивая свои позиции в Азербайджане, становятся значимым фактором и на армянской политической сцене. Роль Закавказья для США возрастает в связи с очевидным затягиванием военной операции в Ираке, подготовкой к возможным последующим силовым акциям в регионе Большого Ближнего Востока, например, против Ирана (который, кстати, является крупнейшим торговым партнером Армении). Для Америки важно также продвинуть интересы своих союзников в регионе, главным из которых выступает Турция. Явно наращивается закавказское измерение политики Европейского Союза и других европейских институтов, уделяющих первостепенное внимание Грузии, но вовсе не обделяющих своим вниманием Армению.

Интересы России и западных партнеров не обязательно расходятся. Но они расходятся в главном: в определении того, что считать успехом своей политики на постсоветском пространстве. Если Москва считает успехом создание пояса дружественно расположенных государств, испытывающих тягу к укреплению сотрудничества с Россией, то западные страны - ослабление нашего влияния в СНГ и тяги соседей к интеграции. И однозначно противоположны подходы к такому вопросу, как расширение НАТО, процессу, который в ближайшие годы может захватить Грузию. У России нет ни одной причины считать отвечающим своим национальным интересам продвижение инфраструктуры Североатлантического альянса в Закавказье.

Регион объективно очень сложен: он неоднократно взрывался военными конфликтами и сохраняет взрывоопасный потенциал - в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии. Поддержание в нем стабильности - один из приоритетов российской политики, и с точки зрения безопасности южных рубежей, и с позиции спокойствия на нашем Северном Кавказе. Регион важен и с экономической точки зрения, что, помимо прочего, проявляется в конкуренции различных проектов транспортировки энергетических ресурсов Каспия.

В такой, постоянно усложняющейся ситуации России очень важно видеть у власти к югу от Кавказа политические силы, настроенные на конструктивное взаимодействие с нами. Просто надеяться на то, что они автоматически будут побеждать - опасное заблуждение. Не все так просто на армянском политическом поле.

Ближайшие парламентские выборы - фактические "праймериз" перед президентскими. Глава государства Роберт Кочарян - искренний сторонник позитивных отношений с Россией - как и Владимир Путин, не может баллотироваться на следующий срок. Его преемником и рядовые граждане, и элита воспринимают Сержа Саркисяна. Филолог по образованию, по воле судеб он стал одним из командующих карабахской армии, возглавил министерство обороны и Совет безопасности, а сейчас еще - и правительство страны. По опросам, большинство избирателей Армении считают, что именно он придет на смену Кочаряну. Устраивает Саркисян и Россию. Сильный, но гибкий политик, он установил прочные связи в российских руководящих кругах. Его по праву считают политиком, ориентированным на укрепление взаимодействия с Москвой. При этом он не вызывает серьезной аллергии и на Западе.

Но чтобы Саркисян мог реально претендовать на президентский пост, Республиканская партия, Совет которой он возглавляет, должна продемонстрировать свое преимущество на выборах парламентских. Пока же интрига избирательной гонки раскручивается весьма замысловато, и успех республиканцев не гарантирован. За их список, по последнему опросу общественного мнения, готов голосовать 21 процент избирателей.

Лидером же кампании выступает "Процветающая Армения" во главе с предпринимателем Гагиком Царукяном. По сути, это запасной вариант партии власти (напоминающий нашу "Справедливую Россию"), который пока стартовал успешнее основного. Самого Царукяна, который раньше никогда не занимался политикой, трудно себе представить президентом Армении, да и не похоже, чтобы его амбиции простирались так далеко.

Вызов нынешней власти бросает сразу несколько политических партий, но на преодоление 5-процентного барьера могут рассчитывать три-четыре.

На роль "армянского Ющенко" претендует Артур Багдасарян, проделавший эволюцию от ближайшего сподвижника всех действовавших президентов и спикера парламента к главному оппозиционеру. Его партия "Страна законности", пользующаяся сейчас симпатиями 8 процентов избирателей, призывает Армению переориентироваться на Запад, вступить в НАТО, разрешить карабахский конфликт в устраивающем Запад ключе. Судя по публикациям Багдасаряна в американских газетах, есть политические силы в США и союзных с ними государствах, которые готовы сделать ставку именно на него. И, вероятно, именно в связи с Багдасаряном возможна попытка розыгрыша "оранжевого" сценария.

Имеет шансы пройти в парламент партия "Национальное единение" под руководством Арташеса Гегамяна, бывшего помощника первого секретаря ЦК Армении Карена Демирчяна. Партия прежней номенклатуры заняла нишу непримиримых критиков нынешнего "преступного режима", и располагает поддержкой 7 процентов избирателей. Конкурент Кочаряна на последних президентских выборах Степан Демирчян, возглавляющий "Народную партию Армении", по-прежнему удачно использует имя своего отца в качестве политического капитала. Сегодня партия может рассчитывать на 3 процента голосов.

Старейшая партия страны "Армянская революционная федерация" (дашнаки) тоже имеет шанс пройти в парламент с опорой на традиционное ядро преданного электората (рейтинг 6 процентов). Однако вряд ли она сможет выставить конкурентоспособного кандидата на президентский пост. Остальные партии имеют рейтинги на уровне статистической погрешности и могут выступать разве что в роли спойлеров.

Однако избирательная кампания проходит динамично, и исход ее далеко не очевиден, особенно принимая во внимание участие внешних игроков.

Нынешнему руководству Армении будет не так просто удержать власть, учитывая накопившуюся усталость избирателей, даже на фоне динамичного экономического роста. Следует признать, что в определенной степени проблемы партии власти в Ереване связаны, как ни парадоксально, с ее ориентацией на тесное партнерство с Россией. Не из-за антироссийских чувств, которых нет. А из-за известного разочарования в результатах такого партнерства. Первоочередной интерес России - помочь нынешнему руководству преодолеть это разочарование. Такая политика поддержит пророссийские силы на парламентских и президентских выборах и сделает более популярной политику сотрудничества с нашей страной со стороны армянского общества.

Чем мы можем помочь Армении? Прежде всего ответственным и внимательным отношением к своему партнеру, учетом озабоченностей, которые проявляет армянская сторона на политическом и даже бытовом уровнях. От России зависит соблюдение прав тех армян, которые в ней живут и работают, предотвращение какой-либо дискриминации по принципу национальности или гражданства, обеспечение их безопасности. Преступления на этнической почве должны получать однозначное осуждение.

Важно как можно быстрее решить вопрос с инвестированием и запуском реального производства на тех предприятиях, которые перешли в собственность российских юридических лиц в счет погашения внешнего долга и в ходе приватизации. В противном случае возможен не только негативный экономический, но и политический эффект.

Явное разочарование в Армении вызвали меры по повышению цен на природный газ. Конечно, переход к рыночному ценообразованию неизбежен, но при этом Россия могла бы рассмотреть вопрос о возможности определенной компенсации союзным странам их финансовых потерь. В этом году впервые выделяются средства на программы зарубежной помощи, и, полагаю, Армения должна рассматриваться как один из главных получателей такой помощи.

Если все это будет сделано, мы поможем пророссийским силам в Армении, а значит, и самим себе.

Не следует забывать и о силе слова. От слова России, к которой в Армении относятся все еще неплохо, тоже немало зависит.



НИКОНОВ Вячеслав Алексеевич,

председатель Комиссии по международному сотрудничеству

и общественной дипломатии Общественной палаты РФ,

президент Фонда "Политика",

президент Фонда "Единство во имя России",

главный редактор журнала "Стратегия России"




http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован